Как должно праздновать Пасху?

Как должно праздновать Пасху?

Прот. Григорий Дьяченко. Поуч. 5-ое. Второй день Пасхи

Христос воскресе!

I. Как лучше праздновать нам Пасху? — Праздновать Пасху должно так, чтобы сим празднованием угодить воскресшему Господу.
Празднуйте ее не в квасе ветсе, как учит ап. Павел, ни в квасе злобы и лукавства, но в безквасии чистоты и истины: ибо Пасха наша за ны пожрен бысть Христос (1 Кор. 5, 7. 8).

II. Давая совет как праздновать христианам свою Пасху, апостол имел в виду пасху иудейскую. Иудеям, во время празднования их пасхи, Господь повелел беречься всего кваснаго (Исх. 12, 15); и апостол советует христианам наблюдать безквасие. Иудей берегся кваса вещественнаго, а христианин должен беречься кваса духовнаго — злобы и лукавства. Иудей вкушал в продолжение пасхи опресноки, бывшие только символом чистоты, а христианин должен иметь самую чистоту духовную.

а) Апостол требует, чтобы у празднующих Пасху не было злобы. И зачем ей быть тут? Не за всех ли умер Христос, и не для всех ли воскрес? Он умер и воскрес для всех, а мы не в состоянии будем, ради Его, перенести какой-нибудь обиды? Что же мы за последователи Его? Если бы кто обидел нас и самою жестокою обидою, то мы должны простить ему ныне, ради Воскресшаго. При такой радости не время считаться обидами. Воскресший Христос всем нам исходатайствовал прощение; нам ли, помилованным, продолжать злобу? Прощенным ли считать долги? Приди ко врагу твоему и скажи ему: Христос воскресе, и требуй от него мира и любви: друг друга обымем, и ненавидящим нас простим вся воскресением.

б) Требование св. Павла состоит далее в том, чтобы у празднующих Пасху не было лукавства. Оно никогда не прилично христианам; ибо для чего лукавить тем, которые все должны быть братиями, все созданы во Христе для истины, для которых истина столь же необходима, как воздух? Тем более в настоящие дни не прилично христианину иметь и малейший вид лукавства. Ибо что говорит он ныне другим, и что слышит от других, встречаясь с ними? Говорит: Христос воскресе! Слышит: воистину воскресе! То есть мы все, христиане, делаемся ныне свидетелями и благовестниками истины воскресения Христова. Особенно теперь надобно возлюбить нам всякую истину, и удалить от себя всякий вид двоедушия: неискренности, хитрости и лукавства, дабы соделаться достойными свидетелями истины воскресения Христова.

в) Наконец, апостол требует для достойнаго празднования Пасхи — чистоты и истины. Праздник всякий любит чистоту, вследствие чего мы очищаем к праздникам домы наши и одежды, измываем самих себя. Но для Воскресшаго нужна не эта только чистота. Он готов принять нас в рубищах; готов нагих посадить за трапезу с Собою, коль скоро душа чиста и облечена в одежду невинности. И напротив, измовенныя уста для Него отвратительны, когда на них привитает ложь и нечистота сердечная: и светлая одежда для Него хуже вретища, когда под нею сокрываются страсти, когда она куплена притеснением ближних. Посему, празднуя Пасху, надобно заботиться не об одной чистоте домов и одежд, а более о чистоте души и сердца. Без этой чистоты с каким лицем осмелимся мы приходить в церковь для прославления воскресшаго Господа?

III. Как далеко отстоят наши празднования Пасхи от истиннаго празднества, какого требует апостол! Вам известны, братия, обычаи мира в эти дни, происшествия, их наполняющия, занятия, в коих они проходят. С окончанием поста как будто оканчивается у многих все доброе; Христос воскресает, а они умирают духом! И для людей с чувством христианским тяжело смотреть в эти дни на безумныя игрища, на забвение многими всякаго воздержания, на явное торжество нечистых страстей: каково же должно быть при сем воскресшему Господу, — Тому, Который для того и умер за нас, чтобы соделать всех нас людьми чистыми и святыми?

Постараемся провести настоящий праздник, как советует апостол, а не как требует плоть и кровь, то есть не в квасе злобы и лукавства, а в безквасии чистоты и истины. Припомним и слова Самого Господа в ветхом завете о настоящем дне: потерпи Мене, глаголет Господь, в день воскресения Моего, во свидетельство Мое (Соф. 3, 8).

Как бы так говорит воскресший Господь Бог: «христианин! потерпи Меня, не гони Меня своею безчинною, непристойною жизнию, хотя ныне — в день воскресения Моего, — в день, в который Я Своим воскресением победил смерть и совоскресил тебя с Собою, умершаго во Адаме, — день, в который Я разрушил ад со всеми его ужасами, победил диавола, всегдашняго злобнаго врага твоего, и отверз тебе двери рая, некогда заключенныя для тебя грехопадением прародителя твоего, — день, в который Я снял тяготевшее на тебе проклятие Отца Моего небеснаго и соусыновил тебя Ему.
Потерпи Меня в день воскресения Моего, говорит Господь; для чего потерпи? во свидетельство Мое, т.-е. своею жизнию, своим поведением, вполне сообразным с Моим учением, засвидетельствуй, христианин, пред целым светом, пред всеми многочисленными врагами Моими, что Я именно Избавитель мира, обещанный пророками, что Я научил вас, как жить, и дал вам силы в Духе Святом исполнять мое учение.

Поэтому докажем доброю жизнию всем недругам Его, что Христос — наша радость — воскрес, и мы спасены. Прославим Его в телесех наших и душах наших. А Ты, милосердый Господи, сподоби нас чистым сердцем Тебя славити! (Сост. по проп. Иннокентия, архиеп. херс, т. ИѴ и др. источн.). 

Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам Священник Григорий Дьяченко. В двух томах: Том первый. Первое полугодие. (330 поучений). — Второе пересмотренное и значительно дополненное издание. — М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 517-518. 

Написать комментарий