ПРАВДА БОЖИЯ, ПРОЯВИВШАЯСЯ В КРЕСТЕ

ПРАВДА БОЖИЯ, ПРОЯВИВШАЯСЯ В КРЕСТЕ

Слово в Неделю Ваий, прав. Иоанн Кронштадтский


 

Ныне суд мiру сему: ныне князь мiра сего изгнан будет вон:
и когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе
(Иоан.22:31-32).

 

 

Совершаем праздник Ваий или торжественный последний вход Господа Нашего Иисуса Христа в Иерусалим на всеискупительныя страдания и смерть. Вход этот совершился необычайно, в сопровождении учеников и множества народа и незлобивых детей, – не на коне, а на молодом осленке, покрытом одеждами учеников. Народ резал зеленыя ветви древесныя, держал их в руках и бросал под ноги Путешествовавшему и восклицал: Осанна, благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев! (Лк.19:38).

 

Причиною такой восторженной встречи было воскрешение Иисусом из мертвых четверодневнаго мертвеца Лазаря, в доказательстве, что Он, Иисус, крестом Своим и смертию разрушит смерть и ад, и все человечество избавит от смерти вечной. Слава Тебе, Христе, грядущему на вольную страсть и смерть ради нашего спасения!

 

Итак, мы сегодня воспоминаем шествие кроткаго и смиреннаго Давида на единоборство с духовным Голиафом – сатаною, пленившим человеческий род и побежденным от Христа. Давид победил его камнем из древесной пращи во имя Господа Бога; а ныне – Сам Господь, образом Коего был тот камень, победил мысленнаго Голиафа – сатану древом креста Своего, страданиями и крестною смертию Своею, добровольно и искупительно за нас подъятыми.

 

Нельзя не заметить здесь внутренней, причинной связи между древом преслушания (в раю) и древом послушания (крестом), на Голгофе. Древо преслушания повергло человечество в тление; древо послушания, т.е. добровольныя страдания и смерть Богочеловека за людей, послушных Ему – привело их к нетлению и райской жизни. Ныне суд мiру сему, говорил Господь народу пред страданиями Своими; ныне князь мiра сего изгнан будет вон, т.е. из людей верующих и преданных Христу, и когда Я вознесен буду от земли (на крест), всех привлеку к Себе.

 

Какое зрелище страшное и странное! Мiр прелюбодейный и грешный судит неправедно, завистливо и злостно своего Создателя и праведнаго Судию всего рода человеческаго, а Он, Господь и Спаситель, праведный Судия, самым унижением, терпением и послушанием Своим Отцу небесному, послушанием даже до смерти, судит мiр, погрязший во грехах и князя мiра сего – сатану, и избавляет человечество от злодейства его, дав ему выкуп за беззаконных – неповинную душу и тело Свое – снисходит чрез смерть в ад, связывает самого сатану и всех клевретов его, разрушает крепость адову и выводит узников его из этой вечной темницы, и всех верующих на свободу Царствия небеснаго, всем верным отверзая рай сладости.

 

Пламенное оружие уже не хранит врат Едемских; ибо на них нашел преславный союз древо крестное (союз неба с землею); смертное жало и адова победа сокрушены: ибо Господь предстал адовым узникам, возгласив им: войдите опять в рай (Триодь, Неделя Крестопокл., икос по 6-й песни).

 

Таким образом чрез крест Христов открылся суд грешному мiру. Какой суд? Все неверующие первосвященники, книжники и фарисеи, лицемеры, все тогдашние и нынешние гордецы неверующие, богатые и надменные земною мудростию, ученостию и знатностию произнесли и произносят суд сами над собой, осудив на крест или отрекаясь Праведника, Благодетеля человечества, сотворившаго безчисленныя, благотворныя чудеса и знамения, – и когда явится крест Его с небеси во второе Его пришествие – тогда воззрят на Того, Которого пронзили, ужаснувшись своей злобы и дерзости (Ин.19:37). Верующие и покорные Евангелию увидят для себя полное прощение грехов своих ради язв Спасовых, подобно благоразумному разбойнику, а неверующие и ожесточенные, нераскаянные – вечное себе осуждение и – страшное некое чаяние и огня ревность хотящаго поглотить противников (Евр.10:27).

 

Что значат слова Спасителя, когда Я буду вознесен от земли, т.е. на крест, всех привлеку к Себе? Эти слова вполне будут ясны, когда вспомним, как привлечены были к вере во Христа непобедимою силою Распятаго Савл, потом ставший Павлом апостолом, самым ревностным из всех; потом архидиакон Стефан первомученик и затем – несчетное множество последователей Иисуса Христа на востоке и западе во всех народах.

 

Припомните безчисленное множество мучеников, с радостию претерпевших за веру во Христа всякия мучения и разнообразно в муках кончивших жизнь свою. Вспомните населенныя подобно городам пустыни подвижников, провождавших равноангельскую жизнь в пустынях Египетских, Фиваидских, Афонских, Синайских и многих других. Какая Божественная, чудная, спасительная сила Распятаго влекла к Нему все это безчисленное множество людей, уверовавших и познавших и возлюбивших Его всем сердцем и всею душею!

 

Вот что совершил Распятый Своими искупительными страданиями и смертию! А без креста мiр погиб бы – потому что тогда не было бы этой всеискупительной и притягательной к Богу силы. Только крестом спасен и спасается мiр. – А потому все неверующие и отпавшие ныне от креста и от Церкви Христовой без всякаго недоумения погибнут, если не обратятся, подобно детям, в простоте веры, к Христу, как Богу Спасителю и Жизнодавцу и Праведному Судии всего мiра.

 

Доколе еще не поздно, обратитесь все неверующие к вере, к покаянию в слезах и сокрушении сердца. Не опоздал бы кто! Может быть, завтра же последует тебе, человек, суд Творца. Аминь.

 

 

15 апреля 1907 г.

Написать комментарий