День Святой Троицы: Сохраним благочестивую веру и жизнь до конца

День Святой Троицы: Сохраним благочестивую веру и жизнь до конца

Слава святей, единосущней, животворящей и нераздельней Троице
 всегда, ныне и присно и во веки веков.
(Возглас в начале всенощнаго бдения.)

      Празднуем дорогие братья и сестры, великий христианский праздник
Пятидесятницы, т. е. пятидесятый день по Пасхе или Воскресении Христовом из
мертвых и десятый по Вознесении Его на небо. Какое великое и спасительное для
Церкви событие совершилось в этот день? –  Совершилось славное, живоносное
сошествие Св. Духа, третьяго Божественнаго Лица Св. Троицы на апостолов и всех
верных учеников и учениц Христовых, бывших в Сионской горнице.

      Прежде не было в мире пребывания Духа Святаго, ибо Иисус Христос не был
прославлен, как говорит св. писание, т. е. доколе Он не пострадал и не умер, за грехи
мира. Ибо только по заслугам Христа и по Его ходатайству Бог-Отец послал в мир
грешный и погибающий –  Духа Своего Святаго и животворящаго. Это сошествие
Святаго всеобновляющаго и всесодержащаго Духа Божия сопровождалось чудными
всеобновляющими действиями на собравшихся и ожидавших Его в единодушной
пламенной молитве учеников. Выслушайте священную повесть об этом славном событии
дееписателя и евангелиста Луки.
      При наступлении дня Пятидесятницы, все (апостолы и прочие верные) были
единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущагося сильнаго
ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки,
как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа
Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать. В
Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные из всякаго народа под небесами.
Когда сделался этот шум, собрался народ и пришел в смятение; ибо каждый слышал их
говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии
говорящие не все-ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в
котором родились... слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?. И
изумлялись все и недоумевая говорили: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили:
они непились сладкаго вина. Петр же (апостолъ), став с одиннадцатью, т. е.
апостолами, возвысил голос свой и возгласил им: мужи иудейские и все живущие в
Иерусалиме! сие да будет вам известно и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы
думаете, ибо теперь третий час дня, но это есть предреченное пророком Иоилем (Деян.
2, 1-8. 11-15). Доселе св. Лука. Далее апостол Петр приводит слова пророка Иоиля,
предсказавшаго за несколько сот лет это славное событие Духом Святым. Здесь
Божественное чудо заключается в том, что все апостолы получили внезапно от Духа
Святаго дар говорить на разных языках всех народов, к которым они должны были идти
с проповедью Евангелия и, тогда как один Дух возглашал благодатию, все слушавшие
племена оглашались различно, и каждый слышал свой язык; и апостолы будучи
простыми и неучеными умудрились так, что могли говорить ясно и сильно,
проникновенно о великих и спасительных делах Божиих, сделались новыми людьми
святыми и пламенными, самоотверженно любящими Бога и способными покорять вере
Христовой все народы. И они, благодатию Духа Святаго пронесли повсюду благовестие
Христово во все концы мира и всех научили вере Христовой, так что во всю землю изыде
вещание их, и в концы вселенныя глаголы их. –  Первозванному апостолу Андрею дан
был дар говорить, между прочими, и на славянском языке и он, быв с проповедью в
пределах Руси, проповедал Евангелие русским славянам на их природном языке. А в
девятом веке по рождестве Христовом, Бог послал к славянам возобновить проповедь
Евангельскую равноапостольных братьев Кирилла и Меѳодия, учителей Словенских
изобревших славянскую азбуку и начертавших на славянском языке Евангелие от
Иоанна и литургию св. Иоанна Златоустаго. И это было делом и мудростию Духа
Святаго. От них началось слово Божие и Божественная служба на славянском языке и у
нас русских. И так, слава святей, единосущней и животворящей и нераздельней Троице,
приобщившей и нас к Церкви спасаемых во Христе Духом Святым.
      Дух Святый, сошедший на апостолов, с того времени и до ныне пребывает в Церкви
Христовой, святой, соборной и апостольской и будет пребывать в ней до скончания
века, по обетованию Христову, как и Сам Христос Бог обещал быть с нами до скончания
века (Матѳ. 28, 20).
      Таким образом все три Лица Пресвятыя Троицы равно содеевают спасение верных
вседержавным Своим участием, как единосущныя. –  Дух Святый, как Дух истины,
хранит непоколебимо истину православной веры, принесенной с неба Христом,
просвещает и утверждает Церковь и всех истинно верующих; поставляет пастырей
пасти стадо Христово, совершает таинства, возрождает в жизнь христианскую, очищает
грехи верующих, освящает, возращает, восперяет, устрояет их горе (антифонъ);
отражает ложныя учения, творит чудеса и знамения и тем являет истину и
спасительность православной веры Христовой, усовершает в добродетели и являет
святость и нетление истинных подвижников –  внушает нам воздавать им должную честь
и славу с подражанием житию их.
      Благодарим Господа за то величайшее благо, что мы родились и воспитались в
святой православной Церкви, единой спасительной, имеем счастие читать и слушать
слово Божие и Божественную службу, и проповедь на славянском и русском языке, и
можем многое-многое разуметь о Боге и делах его в мире и в Церкви Своей, и знать
святую и праведную волю Его и –  получили все силы исполнять ее.
      Будем же внимательны к своей святой вере, чтобы не отпасть. Ибо, если чрез
ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание
получало праведное воздаяние, говорит апостол Павел, то как мы избежим,
вознерадевши о толиком спасении, –  а нерадение у многих крайне великое –  которое,
быв проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при
засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и
раздаянием Духа Святаго, по Его воле?.. (Евр. 2, 1-4). Смотрите братия, чтобы не было в
ком из вас сердца лукаваго и невернаго дабы вам не отступить от Бога живаго и не
уйдти в раскол или секту; но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно
говорить: ныне, –  чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом, ибо мы
сделались причастниками Христу, если только благочестивую веру и жизнь твердо
сохраним до конца (Евр. 3, 12-14). Аминь.




     Праведный Иоанн Кронштадтский

Написать комментарий