Русь-Фронт

Православный информационный вестник

Русь-Фронт

(29-05-2018, 00:04)

К живущим в монастырях

Оптина пустынь. Крестный ход
Преподобный Макарий Оптинский.

Некоторые из оставивших мир и пришедших в монастырь на жительство имеют мнение не принимать монашеского образа, предлагая причину, дабы за неисполнение данных при пострижении обетов не подвергнуться большему осуждению.

На это предлагаем следующее рассуждение: всякий, оставляющий мир и вступающий в монастырь, имеет непременно какой-нибудь предлог или причину своего исшествия, как пишет святой Иоанн Лествичник в первой степени: «Все, усердно оставившие житейское, без сомнения, сделали это или ради будущего Царствия, или по множеству грехов своих, или из любви к Богу. Если же они не имели ни одного из сих намерений, то удаление их из мира было безрассудным».

Первый шаг вступления в обитель уже есть обет Богу  ̶  примириться Ему покаянием, отвергнувшись мира, и жить по святым Его заповедям, по словам святого аввы Дорофея: «Как мир распинается человеку и человек миру? Когда человек отрекается от мира и делается иноком, оставляет родителей, имения, приобретения, торговлю, даяние другим и приятие от них, тогда распинается ему мир, ибо он отверг его.

Отцы поняли, что находясь в мире, не могут удобно совершать добродетели, и измыслили себе особенный образ жизни, особенный порядок провождения времени, особенный образ действования, ̶ словом, монашеское житие, и начали убегать от мира и жить в пустынях».

При вступлении человек, конечно, не имеет намерения вернуться к первому, мирскому жительству, зная, что никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия (Лк. 9, 62). Но старается привыкнуть к жизни и всем обычаям монастырским, и бывает иным по отношению к мирским, иное имея жительство, иное одеяние, иную пищу, почему и называется иноческим это житие, а живущие так ̶ иноками.

Однако он еще не бывает облечен в настоящий иноческий или монашеский образ, до положенного Святыми Отцами трехлетнего искуса, по окончании которого, когда усмотрен будет настоятелем достойным принятия сего образа, облекается в него по чиноположению церковному, давая обеты на благочестивое жительство.

Эти-то обеты кажутся некоторым страшными, и они отрекаются от принятия монашеского образа, боясь, что преступят их, забывая, впрочем, что уже дан ими обет при первом вступлении намерением пожить по заповедям Божиим, которые не одним нам, в монастыре пребывающим, даны, но и всем православным христианам. Непременно их исполнять обязались мы все обетами, данными при Крещении: «Сочетаваюся Христу и всем заповедям Его».

Обеты эти несравненно важнее тех, что даются при пострижении в монашество, и никто не может ничем извинить себя в преступлении их. Мы же к ним прилагаем только два обета: девство и нестяжание, о чем пишет тот же авва Дорофей: «Заповеди Христовы даны всем христианам, и всякий христианин обязан исполнять их; они, так сказать, дань, должная царю. И кто, отрекающийся давать дани царю, избег бы наказания?

Но есть в мире великие и знатные люди, которые не только дают дани царю, но приносят ему и дары: таковые сподобляются великой чести, великих наград и достоинств. Так и Отцы: они не только сохранили заповеди, но и принесли Богу дары. Дары же сии суть девство и нестяжание. Это не заповеди, но дары».

Если мы обязаны хранить все заповеди Божии, то имеем ли право, живя в монастыре, хоть и не дав обетов монашеских, преступать заповеди? И, не имея мантии, считать себя свободными, не сохраняя себя в девстве и нестяжании? Кажется, это ̶ не что иное, как ложное мнение, составление своего разума и обольщение себя, служащее как бы некоторым оправданием ложным.

Не должно ли, напротив, с благоговейной и духовной радостью приступать к сему священному образу, отводящему нас от соблазнов мира и служащему к укреплению добродетели?

Снова послушаем святого Дорофея: «Для чего мы носим мантию, не имеющую рукавов? Между тем как все другие имеют рукава, мы почему не имеем их? Рукава суть подобие рук, а руки принимаются для обозначения действия.

Итак, когда приходит нам помысл сделать что-нибудь руками ветхого нашего человека, как например: украсть или ударить и вообще сделать руками нашими какой-либо грех, то мы должны обратить внимание на одеяние наше и вспомнить, что не имеем рук, чтобы сделать какое-либо дело ветхого человека». Посему, не помогает ли образ сей хранить заповеди?

Боясь принять монашеский образ, говорят: «Я его недостоин». Ложное смирение! И опасное отвержение! Послушайте Иоанна Лествичника, который говорит: «Никто не должен, выставляя тяжесть и множество грехов своих, называть себя недостойным монашеского обета  и ради своего сладострастия мнимо унижать себя, вымышляя извинения в грехах своих (см. Пс. 140, 4): ибо, где много гнилости, там нужно и сильное врачевание, которое очистило бы скверну; а здоровые не поступают в больницу

Если бы земной царь позвал нас и пожелал бы нас поставить в служение пред лицем своим, мы не стали бы медлить, не извинялись бы, но оставив все, усердно поспешили бы к нему. Будем же внимать себе, чтобы, когда Царь царствующих и Господь господствующих и Бог богов зовет нас к небесному сему чину, не отказаться по лености и малодушию, и на великом Суде Его не явиться безответными».

Из всего этого видно, что отказ от монашеского пострижения живших в монастыре, и уже немалое время, не имеет благословного извинения, но может назваться отвержением послушания званию Божию. На слова их: «Не могу исполнить монашеских обетов», довольно выше объяснено, что они не хотят уже исполнить и христианских обетов, не упоминая о девстве и нестяжании, но живя в монастыре, хотя и не пострижены, обязаны исполнять и эти добродетели.

Если же не имеют для несения их сил, должны выйти из обители в мирское житие. Они, не принимая мантии, думают успокоить совесть этой мнимой свободой, преступая заповеди Божии, и не хотят по-настоящему смириться и считать себя должниками, всегда каяться и сокрушаться пред Богом.

Но еще мнят, что хорошо делают, не принимая монашеского образа, и возносятся мыслями пред принявшими его.

Увещание к живущим в монастырях  ̶  не уклоняться от монашеского образа и не искать его.




Патриарх Варфоломей снова намекнул на возможность признания украинской автокефалииК сожалению, беззаконие вполне может свершиться, Перед Вселенской Патриархией стоит обязательства и ответственность вернуть народы Украины и Македонии к истине и каноническим рамкам Церкви. Об этом лицемерно заявил патриарх Варфоломей в день своих именин, 11 июня, во время Литургии в патриаршем храме св. Георгия на Фанаре. На самом деле этими елейными словесами он пытается обосновать свое беззаконное вмешательство...

Бильдербергский клуб: мировое правительство или анахронизм?Где принимаются действительно важные для судеб мира решения. Раз в год мировые СМИ обязательно вспоминают о Бильдербергском клубе. Это, как правило, бывает в начале июня. Сейчас как раз (с 7 по 10 июня) в Италии, в Турине, проходит его очередное 66-е заседание. Этот клуб, давно вызывающий интерес журналистов, не является формальной организацией. Он представляет собой неофициальную ежегодную конференцию примерно из 130 участников...

Уничтожить российское образование не позднее 1 сентября: анонсировано введение новой образовательной системыНесмотря на подписанный Президентом в мае Указ о реформировании системы образования, который оценивается обществом в целом положительно, в России осуществляются действия, призванные уничтожить отечественное образование и придать ему неожиданные формы. В Москве анонсировано введение новой образовательной системы – реализация целого ряда образовательных псевдопроектов, которые призваны осуществить «кардинальный слом» существующего порядка...

«На обычных условиях»: римский папа предоставит индульгенцию участникам Всемирной встречи семейРимский папа Франциск в специальном декрете Апостольской пенитенциарии объявил, что предоставит полную индульгенцию участникам IX Всемирной встречи семей, которая будет проходить с 21 по 26 августа 2018 года в Дублине. Полная индульгенция, отмечается в документе, будет предоставлена «на обычных условиях», которые включают исповедь, причащение и молитвы о нуждах римского папы. Любой человек может получить полную индульгенцию, по учению римо-католиков...

Календарь

«    Июнь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Июнь 2018 (105)
Май 2018 (153)
Апрель 2018 (150)
Март 2018 (150)
Февраль 2018 (126)
Январь 2018 (153)
Вы не зарегистрированы! 
Зарегистрируйтесь, либо войдите под своим именем!

логин:
пароль:
Войти

Забыли пароль?
восстановить пароль!

Важные события

Биометрический контроль населения: о скором вступлении в силу закона о единой биометрической базе жителей России30 мая 2018 г. в Москве состоялось экстренное совещание общественности по вопросу нарушения Конституции РФ и прав граждан в связи со скорым вступлением в силу закона №482-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (о биометрической базе данных). В его работе приняли участие руководители и активисты общественных движений «Народный собор», «Семья, любовь, Отечество», «Союз православных граждан», «Народная защита», «Национальное освободительное движение», других патриотических, семейно-родительских, казачьих, спортивных общественных организаций и объединений...

«Мы не доживем!»: пенсионная реформа необоснована и нелогична - как пирамиды МММ16 июня 2018 года, под прикрытием всемирного ажиотажного футбольного зрелища, кабинет министров РФ внес в Госдуму непопулярный проект закона о повышении пенсионного возраста. Заявленной целью законопроекта является «увеличение благосостояния населения». В тот же день председатель Госдумы Вячеслав Володин направил поступивший из правительства законопроект в профильные комитеты палаты. Ожидается, что Совет ГД рассмотрит документы 18 июня и направит их для обсуждения в регионы в течение месяца. «В соответствии с процедурой, после рассмотрения на Совете, проекты федеральных законов перед рассмотрением в первом чтении будут направлены...

Люди о пенсионной реформе: «Если задача правительства сократить население, то объявите об этом прямо!»Большинство россиян не поддерживают планы по повышению пенсионного возраста, реформу одобряют 8% граждан, следует из исследования холдинга «Ромир», сообщает РИА Новости. Наибольшее понимание идеи правительства проявила только молодежь 18-24 лет. Более чем половину россиян устраивают нынешние параметры пенсионной системы. В среднем россияне полагают, что пенсионный возраст для мужчин должен наступать в 59 лет, говорится в исследовании. Усредненный результат по оптимальному пенсионному возрасту для женщин, согласно опросу, составляет 54 года.

© Русь-Фронт
Православие в России