Страданье святого мученика Василиска

Страданье святого мученика Василиска

После убиения святых мучеников Евтропия и Клеоника, вместе с которыми принял много страданий и святой Василиск (хотя сей последний и остался жив, но находился в темнице), а также и после гибели правителя Асклипиодота, прибыл в область Понта, присланный мучителями Максимианом и Максимином, другой правитель, именем Агриппа, с приказанием продолжать гонение и убивать верующих во Христа.
Еще до прибытия его в город Амасию, святой Василиск, находившийся там в темнице, молился со слезами Богу в таких словах: «Господи Иисусе Христе, помяни меня и не забудь меня до последней минуты страданий, но помоги мне скорее получить венец мученический, дабы я не был отделен от тех святых мужей, которые вместе со мною были взяты, прежде меня пострадали и приняли венец мученический».
В полночь явился ему Господь в сонном видении и сказал:
- Помню о тебе и не забуду тебя, а твое имя написано (в списке мучеников) впереди тех, которые с тобой взяты. Не скорби, что ты пострадаешь после них, ибо ты предупредишь многих; память же о тебе сделаю славной по всей вселенной. Теперь же иди, простись последний раз с твоей матерью, братьями и родственниками, а когда вернешься, тотчас примешь венец мученический и будешь погребен в Команах (1). Hе бойся мук, которым ты подвергнешься, потому что Я с тобою, и не может погубить души твоей злоба людская.
Пробудившись, святой Василиск преисполнился радости и возблагодарил Бога. Затем он увидел, что двери темницы открыты. Когда начало рассветать, он сказал стерегущим его воинам и главному стражу темницы:
– Дайте мне свободу на четыре дня, дабы я мог проститься с матерью моею и братьями моими, живущими в селении Кумиальском; вернувшись же, я отойду к истинному Отцу моему, Господу Иисусу Христу.
Воины же и темничный страж так ответили ему:
– Твой Бог, Которому ты служишь постоянно, пусть будет свидетелем того, что мы совершенно отпустили бы тебя из темницы, если бы не боялись правителя, прибытия которого ожидаем в скором времени.
Святой возразил ему:
– Совершенно отпущенным я не желаю быть, но, как и говорил, только пойду прощусь с матерью, братьями и родственниками своими, потому что так повелел сделать мне Господь мой.
– Боимся как бы, вскоре по отлучении твоему, – упорствовали воины, – не потребовали тебя у нас, потому что, вот, как мы слышали, сегодня должен прибыть в город правитель, а все заключенные записаны в судебную книгу.
Святой Василиск сказал на это так:
– Воля Бога моего такова, чтобы я шел в мое родное селение; поэтому, если вы согласны, пусть несколько человек из вас идут со мною и опять вместе со мною вернутся.
Тогда воины уступили его просьбе, и несколько человек из них собрались и пошли вместе с Василиском в его селение. Встретили же святого его братья (он имел трех братьев) и мать с великою радостью, а воины были приняты в их дом с большою честью.
На следующий день утром святой созвал всех сродников своих и много поучал их относительно того, что служит к душевной пользе, а также наставлял их в истинах христианского учения; он много поучал их и о том, что только путем скорбей возможно войти нам в царство Христово.
Так утешая всех и в последний раз лобызаясь со своими родными, святой изрек:
– Братия, отцы и дети по Христу! Пребывайте в вере в Господа нашего Иисуса Христа и ни в каком случае от Него не отступайте, потому что мир и все, что он в себе содержит, есть только тень, быстро исчезающая; Господь же пребывает во веки. Умоляю вас помолиться обо мне Владыке всех нас – Богу, да подаст Он мне силу совершить подвиг, страдания, как совершили его и святой Феодор Тирон, и Евтроний, и Клеоник, которые были схвачены вместе со мною. Опасайтесь, мужи, жены, братья, сестры и дети, я же ухожу от вас, и больше вы не увидите меня в этой временной жизни.
Когда святой окончил эти слова, поднялся сильный плач и рыдание, и все стали просить святого:
– Когда окончишь святую жизнь свою, помолись о нас и о всех христианах Господу, да прекратится воздвигнутое мучителями гонение на православную веру и да уничтожится служение идолам; благодать же Христова да воссияет по всей земле. После того святой Василиск отправился в путь с воинами, дабы возвратиться в темничные узы. В это время прибыл в город Амасию правитель Агриппа и, созвав всех почетнейших граждан, вошел с ними в храм языческий, называвшийся Петасон (2), а потом в другой, называвшийся Серапион (3), и принес жертву своим нечистым богам.
А на следующее утро правитель пришел на место судилища и справлялся здесь о заключенных в узы и прежде всего спрашивал о Василиске, потому что слышал о нем и хотел в самом начале привлечь его на свой суд. Градоначальник отправился в темницу, желая привести к правителю Василиска, но, не нашедши его там, схватил темничного стража и, связав, привел его перед судилище.
Правитель же, подвергнув его истязаниям, спросил:
– Как ты осмелился выпустить из темницы заключенного в нее врага наших богов и ослушника царских повелений?
– Ныне второй день, – отвечал темничный страж, – с того времени, как Василиск с воинами ушел в свое селение.
– Я прикажу умертвить тебя, – исполнившись ярости, воскликнул правитель, – если ты не представишь мне того человека, хулившего наших богов! – На четвертый день я представлю его пред тебя, – отвечал темничный страж. И тотчас правитель послал с тем стражем магистриана (4), человека злого и свирепого нравом, и с ним воинов и дал ему поручение в таких словах:
– Только тогда я поверю, что ты человек, ревнующий о наших богах, когда ты схватишь того богохульника и приведешь его ко мне. Направь же его в Команы, потому что я сам отправляюсь туда. Магистриан, выйдя от правителя, изготовил медные сапоги со множеством острых продолговатых железных гвоздей внутри и, взяв с собой темничного стража и воинов, отправился в родное селение Василиска, везя на осле тяжелые железные цепи, приготовленные для мученика.
– Шел же и я, – говорит описатель дальнейших событий, святой Евсигний (5), – следуя за ними в надежде видеть страдания и кончину святого Василиска.
Достигши до того селения, они схватили мученика, выходившего уже из дома по направлению к городу Амасии, чтобы вернуться в свою темницу, и связали его двойными цепями; также и шею его заковали в железную цепь, а на ноги надели медные сапоги с гвоздями внутри, так что гвозди проникли в ноги святого до самых костей, и кровь обильно текла из его израненных ног; при этом мучители сильно били Христова мученика, когда вели его к городу Коману. С плачем провожали его мать, братья и сродники его.
На прощание мать сказала ему:
– Сын мой любезный! Христос, Которого возлюбил ты, да будет тебе помощником в этом мученическом подвиге. Недолговременно будет житие твое здесь, зато в будущем веке тебя ожидает вечная жизнь; тяжкие ныне принимаешь муки, зато получишь славный венец от Христа Бога; злые люди мучают тебя на земле, зато ангелы мира примут тебя на небе; как разбойника судят тебя, но тот самый разбойник, что был распят со Христом, примет тебя в рай; цари смертные и подверженные тлению отнимаю ту тебя жизнь, но Бог Вечный возвратит тебе жизнь и сопричислит тебя к силам ангельским. И нас воспомяни, дорогой сын мой, на этом пути ко Господу, по которому ты шествуешь!
Произнесши это, мать возвратилась обратно в дом свой, молясь Господу о своем сыне, да укрепит Он его мужественно перенести мучения. Святой же, оглянувшись назад и видя следующих за ним трех братьев своих, а также сродников и многих из народа, плакавших о нем, такими словами умолял их возвратиться к себе домой:
– Не плачьте обо мне, но лучше молитесь Господу, чтобы Он дал мне силу победить диавола и посрамить его служителей,
Потом он облобызал каждого и, увещевая всех вернуться, сказал им:
– Опять увидимся друг с другом в день воскресения и жизни вечной.
Но провожавшие святого не хотели вернуться и с плачем следовали за ним. И снова увещевал их святой такими словами: – Для чего вы своим плачем и слезами смущаете мое сердце? О, если бы мне позволено было много раз умереть за Господа нашего Иисуса Христа! Умоляю вас, возвратитесь и молитесь за меня Богу!
Но так как они и после этого не хотели возвратиться, то магистриан сказал им:
– Клянусь здравием царей моих, что, если вы не вернетесь, то я свяжу вас всех и отведу к правителю. Но когда они не послушали и его слов, тогда магистриан с воинами начал бить их и едва мог отогнать их от святого.
Будучи веден таким образом, святой мужественно переносил тяжесть железных вериг и доблестно терпел боль в ногах, пронзенных во многих местах острыми гвоздями, которыми усеяны были медные сапоги, и путь его обагрялся кровью. Сам же он с радостью воспевал:
– «Если ополчится на меня полк, не убоится сердце мое» (Пс.26:3), потому что Ты, Христос Господь, со мною. Многое и другое вещал святой, обращаясь к Господу в пении и молитве.
Магистриан же и бывшие с ним, видя мученика легко идущим, несмотря на то, что ноги его были обуты в сапоги с гвоздями, весьма удивлялись; но со святым мучеником был Господь, облегчавший его страдания. Когда они достигли селения, называемого Дакозария, магистриан и воины захотели отдохнуть, потому что было жарко и наступил полдень.
Владетельница того селения, вдова, по имени Трояна, увидав пришедшего с воинами магистриана, просила их войти в ее дом вкусить пищи; всего было их человек сорок. Когда они вошли, она все устроила для них. Итак, они ели, пили и веселились, а святого мученика Василиска, со связанными назад руками, привязали к сухому дубу, росшему около ворот ее дома. К святому собралось множество народа, мужчин и женщин, а также детей. Видя его заключенным в тяжкие оковы и привязанным на припеке солнца, а также видя кровь, текшую из его ног, они умилялись и выражали ему соболезнование.
Святой же молился Богу, взывая: «Господи, посети меня, как ты посетил Иосифа в темнице (Быт.41), Даниила во рве львином (Дан.6), трех отроков в пещи вавилонской (Дан.3). И как Ты явил милость Сусанне (Дан.13), подвергшейся напасти от лукавых старцев, вывел Петра из темницы (Деян.5:17–20), а Феклу защитил от поругания, так и на мне, смиренном и недостойном рабе Твоем покажи дивную Твою милость и яви чудеса Твои во славу Твоего пресвятого имени!»
Когда святой окончил молитву свою, внезапно произошло землетрясение и был слышен голос свыше, говоривший: «Не бойся, Я с тобою!» И вдруг медные сапоги, бывшие на ногах мученика, внезапно растаяли, как воск от огня; вериги же спали со святого, а сухой дуб зазеленел, распростирая над святым многочисленные густые ветви свои и покрывая его тенью на большое пространство кругом. А на том месте, где стоял святой и где земля обагрилась его кровью, потек источник воды. После этого святой вознес в таких словах благодарение Богу:
«Господь Иисус Христос, Предвечное Слово и Сын непостижимого и несказанного Отца, благоволивший сойти на землю и сделаться человеком, дабы искупить нас от древнего мучителя диавола и избавить от всех лукавых его козней, вознесший нас на небо, а его поправший и осудивший на пребывание в бездне, даровавший нам новую жизнь, – какими устами прославлю Тебя, какими словами перескажу Тебе свои чувства, как воспою Тебя и возвещу Твои великие дела и силу, которые Ты ныне явил на мне, рабе Твоем, как раньше на святых Твоих, Евтропии и Клеонике, когда они были замучены по приказанию правителя Асклипиодота! В самом деле, кто я, недостойный, что столь великую и удивительную милость Ты явил на мне; сама земля, видевшая силу Твою, потряслась».
Магистриан же и воины, испугавшись землетрясения, убежали из того дома и, увидев происшедшие чудеса пришли в сильное недоумение. Одни из них говорили, что это только так кажется, другие же считали это волшебством, а народ, стоявший вокруг святого, в ужасе дивился этому и прославлял силу Христа Бога. И многие уверовали во Христа, говоря: «Вот святой человек послан сюда Богом, чтобы освятить наше место». Принесли к святому расслабленного, лежавшего на постели; когда мученик Христов коснулся его, тотчас расслабленный поднялся, как здоровый, и, взяв свою постель, пошел к себе в дом, прославляя Бога; привели еще и прокаженных, и он исцелил и их, прикоснувшись к ним; всех, страдавших водобоязнью и лихорадочными припадками, а также страдавших всякими другими болезнями или одержимых нечистыми духами – всех исцелял святой словом своим.
Все, видевшие чудеса сии, прославили истинного Бога и уверовали в Него; жители же того селения преисполнились великой радости. Уверовала во Христа также и владетельница того селения Трояна, с сыном своим Тройном, и просила крестить ее. «Я, грешный Евсигний, – говорит повествователь, – видя все случившееся, от всего сердца прославлял Господа». В тот же день, вечером, стадо волов, шедшее с пастбища в селение и проходившее по тому пути, где стоял святой Христов мученик, как бы прославляя великие дела Божии, пало перед святым на колени.
Тогда магистриан и воины раскаялись в тех жестокостях, какие они причинили святому, потому что ужас охватил их, когда они увидели дивные чудеса, совершенные Господом по молитвам святого.
На следующий день, магистриан кротко сказал мученику: – Если угодно тебе, господин Василиск, то отправимся в путь, чтобы ради тебя мы не подверглись наказанию отправителя.
– Хорошо, пойдем в путь, – отвечал святой, – потому что я хочу умереть за моего Господа. Когда все они вышли из селения того, весь народ, с владетельницею Трояною, провожал святого. Святой же мученик умолял всех их возвратиться к себе обратно: одни вернулись, другие же продолжали следовать за ним. Когда же вступили на большой мост, положенный чрез реку Иреос, затрясся мост от присутствия Христа, Который шел невидимо с рабом Своим, святым Василиском, как после сам святой мученик Василиск поведал мне, недостойному Евсигнию, – говорит повествователь.
– Когда мост потрясся, святой остановился и, воссылая хвалу Богу, умолял народ вернуться обратно и едва убедил его исполнить свою просьбу. Во время шествия своего святой на каждом высоком и красивом месте преклонял колена свои и молился ко Господу такими словами: «Во всех местах владычества Его благослови, душа моя, Господа!» (Пс.102:22).
Когда же все достигли селения, называемого Саон, то воины и магистриан приготовились вкусить пищи и убеждали святого вкусить вместе с ними хлеба. Он же отказывался, говоря: «Господь – пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться» (Пс.22:1); меня питает Владыко мой, Иисус Христос». Они же снова уговаривали его, говоря: – Вкуси, господин, чтобы ты не умер с голода и мы ради тебя не приняли наказания, если не приведем тебя ко правителю; ведь уже третий день, как ты вовсе не принимал пищи. Святой сказал им на это:
– Я преисполнился пищи бессмертной, а потому не хочу вкушать пищи смертной. Вас питает хлеб земной, а меня питает небесное слово Божие; вас веселит вино, а меня – благодать Святого Духа; вас упитывает мясо, а меня пост; вас укрепляет бодрость телесная, а меня крест во имя Христово; вас делает богатыми золото, а меня любовь к Иисусу Христу; вас украшают одежды, а меня добродетели; вы находите веселье в смехе, а я утешаю дух мой молитвой; вы любите царя вашего временного, смертного и подверженного тлению, жаждете видеть его и исполняете его законы, а я люблю Бога и Царя моего небесного, лобызаю законы Его и желаю питаться лицезрением Его; вы ожидаете славы на земле, а я на небе; вы ищете известности между людьми, а я надеюсь получить славу на Страшном суде при воскресении праведных, когда скажет Владыка мой: «придите, благословенные отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34).
Когда святой говорил так, магистриан велел оседлать животных и предложил мученику сесть на одного осла, сказав:
– Три дня идешь ты, голодный; сядь хоть на животное, чтобы ты не изнемог окончательно.
Святой же не согласился сесть, сказав:
– Меня укрепляет Господь мой, Иисус Христос, а покой и отраду подает мне Святой Дух.
Затем все отправились в путь, а к вечеру пришли в одно селение, где и остановились ночевать. И когда воины сели за вечернюю трапезу, магистриан умолял святого Василиска вкусить с ними чего-нибудь, но он отказался и провел всю ночь в молитве и пении, причем сами святые ангелы пели вместе с угодником Христовым. Когда настал день, снова все отправились в путь и дошли до города Команы в четвертом часу дня.
И когда приближались к городу, то услышали от многих, встречавшихся по дороге, что правитель предает казни всех, не соглашающихся кланяться идолам. Но Господь явился святому Василиску и сказал ему: «Мужайся, не бойся угроз идолопоклонников, потому что Я с тобою».
Когда они вступили в город, воины, сопровождавшие святого, спрашивали жителей города:
– Где сейчас находится правитель?
Им было сказано, что правитель находится в храме Аполлона (6) и приносит там жертву богам.
Магистриан, отправившись к правителю, сообщил ему, что он доставил Василиска. Правитель весьма обрадовался этому. Рассказал магистриан также и о чудесах, случившихся во время их пути, но правитель не поверил ему, заметив:
– Все это – волшебство христиан. Затем он приказал привести к себе святого Василиска в храм Аполлона, думая принудить его здесь к принесению жертвы. Тотчас же к Василиску побежали воины правителя и насильственно повлекли святого в храм, сказав:
– Иди в храм к правителю и поклонись богам, если хочешь быть жив. Магистриан же и воины, пришедшие с ним из путешествия, начали рассказывать воинам правителя о чудесах, которые они видели, и прибавляли:
– Поистине удивительные знамения и силу Божию видели мы, не в видении или волхвовании, но в действительности происходившие. Потом, обратившись к святому, они сказали ему: – Прости нам те жестокости, господин Василиск, которые мы по нашему неведению причинили тебе и помолись за нас твоему Богу! Пока они это говорили, новые воины, пришедшие от правителя, схватили мученика и повели в храм. Святой вошел в храм с светлым лицом, радуясь о Господе, Боге своем.
Увидав его, правитель спросил:
– Это ты Василиск?
– Да это я, – отвечал святой.
– Так скажи, – продолжал правитель, – принесешь ты жертву богам, или нет?
– Кто это сказал тебе обо мне, – возразил святой, – что я не приношу жертвы Богу? Я всякую минуту совершаю жертву хвалы в честь моего Бога. Правитель же, не поняв сказанного, сказал святому:
– Хорошо; итак, принеси жертву какому хочешь из всех наших богов.
Святой Василиск, приблизившись к идолу, спросил окружающих:
– Как называется этот бог ваш?
Ему сказали: – Аполлон. – Справедливо вы сказали, что он называется Аполлоном, – подтвердил святой;
– Аполлон – значит губитель (7) и поистине влечет в погибель верующих в него и поклоняющихся ему, как богу, так как он не есть бог.
– А как имя тому богу, которому ты хочешь принести жертву? – спросил правитель.
– Бог мой, – отвечал святой, – неизреченный, непостижимый, невидимый и необъяснимый по Своим свойствам.
– А не имеет ли имени Бог твой? – допытывался правитель. – В святых книгах заключены имена Бога моего, – ответствовал святой, – и, если хочешь выслушать, я сообщу их тебе. – Назови их, – сказал ему правитель. Тогда святой мученик сказал:
– Бог мой называется Отцом и Вседержителем, Господом Саваофом (8), Царем всех, Спасителем милостивым, милосердым и долготерпеливым. Ему одному приношу я жертву хвалы!
– Какому богу хочешь приносить жертву – это для меня все равно, – только принеси, – настаивал правитель, – ты призван ведь не рассуждать, а только принести жертву.
– Так, внимай, – обратился святой к правителю, – какова моя жертва.
И подняв руки к небу, он так помолился Богу: – Боже вечный, Творец неба и земли, внимающий всем, истинно Тебе служащим, услышь ныне и меня, раба Твоего, и сокруши в эту минуту глухого и слепого этого бесчувственного идола, да поймут нечестивые народы, какому они поклоняются богу, и устыдятся и уверуют, что только Ты – единый всесильный Бог.
Только что святой окончил молитву свою, тотчас затряслась земля, идол упал на землю и разбился на куски. Правитель и народ, бывший в храме, от страха выбежали вон, и один только святой Василиск остался в храме и пел:
– «Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Как рассевается дым, Ты рассей их... как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия» (Пс.67:2–3).
Спустя некоторое время правитель приказал вывести святого из храма и, скрежеща зубами в злобе против него, сказал:
– О враг богов наших! Зачем ты обещал одно, а сделал другое. Обещал принести жертву богу, а своим волшебством устроил так, что бог наш, Аполлон, упал и рассыпался.
Святой же ответил:
– Кто сокрушил вашего бога, Тот сожжет и храм его.
Едва только святой окончил эти слова, как упал с неба огонь на храм Аполлона и спалил его до основания. В страхе правитель и весь народ убежали оттуда. Потом, призвав святого Василиска, правитель обратился к нему с такими словами:
– О, как велики твои волшебства! Бога сокрушил ты и храм его сжег! Но святой возразил ему:
– Если бог твой поистине есть бог, как ты его называешь, то пусть он отмстит мне за себя.
– Боги наши добры, – возразил правитель, – и не причиняют никакого зла своим врагам.
– О неразумный человек! – воскликнул святой. – Как бесы могут делать добро, будучи злы по природе своей: они и вас, своих почитателей, вовлекут с собою в ад.
– Окаянный волшебник, – убеждал святого правитель, – принеси жертву богам; в противном случае я предам тебя лютой смерти.
На это святой ответил правителю:
– Зверь, живущий в лесу, пес, лижущий кровь, Агриппа блудный, образ диавола, мучитель беззаконный! Зачем ты еще меня удерживаешь? Я тороплюсь окончить жизнь свою!
Правитель сильно разгневался на святого и приказал усекнуть его мечом. Воины, взяв святого, повели его вон из города на усекновение к месту, называемому Диоскория; при этом множество народа провожало святого. Отдано было повеление правителем, чтобы, по усекновении, бросить тело святого в реку. «Когда усекновен был Христов (9)мученик, увидели мы (повествует святой Евсигний), которым дано видеть, страшное чудо: явилось множество святых ангелов, которые, приняв душу святого, возносили ее на небо. Господь наш Иисус Христос виден был стоящим на небе и говорящим: «Приди добрый и верный раб Мой, Василиск, войди в небесное Царствие в сонм праведных, где пребывают рабы Мои, взятые вместе с тобой на мучения за Меня». Мы, все это видевшие и слышавшие, – продолжает повествователь, – упали ниц на землю и поклонились Господу, благодаря его за то, что Он сподобил нас такого видения. Затем палач, по имени Приск, взяв тело мученика, повлек его к реке. Мы, приступив к нему (говорит Евсигний) просили, чтобы он немного подождал, пока не разойдется народ и дали ему тридцать золотых монет в выкуп за тело мученика. Он предоставил нам тело мученика сказав:
– Смотрите, чтобы кто не узнал и не рассказал правителю об этом; будет тогда неприятность вам и мне. Мы же, взяв честное тело, – продолжает Евсигний, – скрыли его и ночью вынесли его на вспаханное поле, похоронили и на том месте посеяли семена. В ту же ночь семена дали росток, а в следующий день дали цвет и плод. Когда мы копали мученику могилу, то некоторые из нас захотели пить воды; по молитвам святого Василиска, которого мы призвали, тотчас близ могилы показался источник воды; напившись, мы прославили и возблагодарили Бога. Источник же тот существует и до нынешнего времени, и больные, которые с верою пьют воду из него, получают исцеление.
После всего этого напал нечистый дух на правителя Агриппу, и он стал искать тело мученика, помышляя в себе: «Если бы я прикоснулся к телу Василиска, наверно я избавился бы от несчастия». И никто не смел сказать ему, что тело мученика было погребено в земле. Некоторые сказали ему: «Ты велел бросить тело в реку; для чего же теперь ищешь его?»
Тогда Агриппа отправился на место, где был усечен Христов мученик, нашел там несколько капель его крови и, собрав ее своими руками вместе с земною пылью, завязал ее в пояс свой. Тотчас он освободился от нечистого духа и уверовал в Господа нашего Иисуса Христа. Спустя некоторое время, гражданин Комана, Марин, муж благочестивый, построил церковь во имя святого мученика Василиска и, вынув из земли святые его мощи, перенес их в эту церковь. От мощей святого совершалось множество чудесных исцелений от всяких болезней, по молитвам его и по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Которому с Отцом и Святым Духом воссылается честь и слава, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Кондак, глас 8:Во страдании крепок и мужествен явился еси, и в чудесех предивен, явленно Христово имя преднося, мучителя посрамил еси. Тем тя почитаем Василиске, присно зовуще всечестне: радуйся мучеников светлая доброто.

1) Этот город отстоял от Амасии на расстоянии 4-х дней пути
2) Очевидно здесь разумеется храм в честь египто-эллинистического божества Пта (Ptah) – бога мертвых
3) Серапион – храм в честь Сераписа – египто-эллинистического божества, соответствовавшего древнегреческому Зевсу. Как Серапис, так и (упомянутый выше) бог Пта – были богами собственно египетской религии. Но в период увлечения восточными религиями (II в. до Р. Х.) греки оказывали большое уважение этим божествам и строили в честь их многочисленные храмы
4) Магистриан – помощник правителя области, имевший в своем распоряжении известное количество воинов, с которыми он обыкновенно посылался правителем в провинцию с различными поручениями
5) Святой мученик Евсигний, описывавший житие и подвиги святого мученика Василиска, в течение 60-ти лет был воином при трех римских императорах: Диоклитиане (284–305 гг.), Максимиане (305–311 гг.) иКонстантине Великом
6) Аполлон – по греческой мифологии – бог света, сын Зевса и Латоны
7) Аполлон – в переводе с греческого значит «губитель». У греков он изображался обыкновенно с луком, стрелами и колчаном, как враг и победитель сил, вредных свету, т.е. нравственному порядку вещей
8) Господь Саваоф – Господь воинств, Господь сил (1Цар.1:3, 11)
9) Кончина святого мученика последовала в нач. IV в

Написать комментарий