АЛМАЗОВСКИЙ ПРАВЕДНИК

АЛМАЗОВСКИЙ ПРАВЕДНИК

Житие старца Симеона Климыча Привалова

Праведный мiрянин Симеон Климыч Привалов, по прозванию Климчонок, родился в селе Алмазов Яр (впоследствии село Алмазово) недалеко от села Балашова (будущий город Балашов) Саратовской губернии в 1776 году в семье зажиточного крестьянина Клима Привалова. В раннем детстве Симеон осиротел, заботились о нем добрые люди. Самостоятельно выучившись грамоте, он помогал в церкви при службе и стал прекрасным знатоком Устава. Еще с отрочества полюбив чтение Библии, он знал впоследствии Псалтирь и Новый Завет наизусть, а остальные части Св. Писания по памяти мог цитировать.

 

Чтение Священного Писания и позаимствованной в приходской библиотеке книги бесед свт. Иоанна Златоуста перевернуло его душу. Он впоследствии вспоминал: «Когда я читал Библию и Златоуста, вся внутренность моя как бы загоралась от огня Божественного учения Библии и от сладких бесед Златоуста; я чуял в себе то, чего прежде со мной не было; тут увидел я, что прежде недостойно носил имя христианина; ведь ничего ровно я не знал прежде; слыхал кое-что в церкви, да соха и коса больше занимали меня; тогда страшно захотелось мне поучиться, а потом и других поучить; трудно мне стало; уж больно жалко стало и своих, да и, на духовных-то глядя, сердце кровью обливалось; простой народ ничего-то путного истинно христианского не знал, в церкви болваном стоял или и вовсе не захаживал туда; тьма суеверий обуяла их души, а жизнь-то куда как дурно вели». Так Господь указал Симеону Привалову жизненное предназначенье: просвещать окружающих.

 

Все свои усилия он направил на борьбу с двумя болезнями, поразившими современных ему христиан: суевериями и весьма распространившимися сектантскими учениями, прежде всего молоканством, которое основывалось на неправильном толковании Св. Писания.

В 17 лет (по другим источникам – в 30 лет) Симеону Климычу явился свт. Иоанн Златоуст, и с тех пор старец мог разуметь святоотеческие писания и получил дар «вести беседу от Писаний ясно и убедительно». Симеон получил от Бога дар прозорливости и врачевания язв человеческой души, и за благодатным словом к нему обращались самые разные люди: от его односельчан до помещиков соседних губерний. Известны случаи исцеления бесноватых по молитвам праведника.

 

Своей примерной христианской жизнью и безукоризненной честностью Климчонок завоевал в родных местах непререкаемый авторитет. Известный саратовский предприниматель, благотворитель, ктитор десятков храмов саратовской земли Михаил Адрианович Устинов, которому принадлежал и Алмазов Яр, назначил его бурмистром своей тамошней вотчины и не ошибся в своем выборе. После множества искушений и скорбей, без которых не обходится ни один нравственный подвиг, побеждая все терпением и кротостью, Климчонок достиг того, что за несколько лет своего управления успел изменить нравственный облик вверенных ему крестьян. Сблизив их с Церковью и объяснив ее благотворное влияние на жизнь человеческую, Симеон Климович всеми силами старался искоренять суеверия и предрассудки, которые считал корнем всего худого в простом русском человеке. На взрослых людей он действовал силой слова, но более всего – личным примером. Детей и стариков сам обучал грамоте по своеобразной, упрощенной методике. Пьянство и другие пороки ослабели, храм стал любимым местом народа. Крестьянское и господское хозяйство развивалось у него отлично, крестьяне жили в мире и довольстве.

 

Слава о Симеоне Климовиче разнеслась далеко – к нему шли и ехали отовсюду люди разных званий, пола и возраста, чтобы получить духовный совет или исцеление от болезней душевных и телесных. Климчонок всех принимал со смирением и любовью: одних утешал, других вразумлял, третьих исцелял своими молитвами. Слово его, при всей кажущейся простоте, отличалось особенной убедительностью. Здесь важно отметить, что Симеон Климович никогда не брался за исцеление душевных недугов своими силами, а убеждал страждущих прибегнуть к Таинствам и искать исцеления в примирении с Богом и Его Церковью.

 

«Полное искреннее покаяние в содеянном и примирение с враждующими есть лучший врач многих болезней», – нередко говаривал Климчонок. Он предлагал недугующим читать или слушать со вниманием Слово Божие, которое выводит человека из тьмы невежества и показывает ему прямой путь к Царству Небесному. Слово Божие оказывает свое благодатное действие на душу человека, и даже если он иногда хорошо не понимает прочитываемое, но ощущает в душе мир и чувствует умиление и сердечное сокрушение о своих грехах. Но главное – читать Слово Божие со вниманием и искренним желанием душевной пользы.

Мiрянина Симеона знали и уважали за его миссионерскую деятельность Саратовские архиереи Ириней (Нестерович) и Иаков (Вечерков), сами много потрудившиеся на просветительском поприще. Плодом борьбы Симеона с ересью безпоповцев было обращение к Православию до 60 начетчиков разных толков.

 

Свой опыт миссионерской работы Симеон передал впоследствии будущему Оптинскому старцу преподобному Илариону, и великий старец, сам обративший немало еретиков, называл алмазовского праведника своим наставником. По свидетельству другого Оптинского старца, преподобного Амвросия, Климчонок «был твердый ревнитель Православия и многих ересеначальников обратил к истине».

 

Симеон Климович был женат, у него было двое сыновей. В 1834 году он мирно скончался, соборовавшись и причастившись Святых Христовых Таин. В предсмертные минуты он попросил читать 17-ю кафизму Псалтири. Последние его слова были: «Прости, о любезное мое чтение! Как много я обязан тебе!». Когда окружающие смертный одр Симеона Климовича предложили дать знать о приближающейся кончине друзьям и почитателям его, он отвечал: «Не надобно, я родился мужиком, хочу и умереть как мужик». Погребен он в селе Алмазов Яр. Точная дата его кончины неизвестна, однако священномученик Никодим, епископ Белгородский (†1918), свидетельствовал, что память по мiрянину Симеону совершалась 5 апреля церковного календаря (18 апреля по новому стилю) – вероятно, ради его тезоименитства с преподобным Симеоном.

 

 

По материалам православных сайтов

Написать комментарий