От своеволия далеко спасение

От своеволия далеко спасение

Итак пусть люди женятся, если все, что дозволено, есть добро, не взирая на изречение Павла: «все мне позволительно, но не все назидает» (1Кор 10.23). Скажите однако ж, можно ли назвать добром то, что не полезно? Если то, что для спасения не полезно, может дозволено быть: то из сего следует, что и недобрые вещи могут быть дозволены. Что же ты предпочтешь, то ли, что считаешь добром, потому что оно позволено, или то, что само по себе есть добро, потому что полезно? От своеволия далеко спасение. О том, что само по себе есть добро, нечего и говорить, потому что оно не имеет надобности в дозволении. Но обыкновенно дозволяется то, что в своей доброте сомнительно, чего можно бы было и не дозволить, а особливо, когда нет особых обстоятельств, оправдывающих дозволение. Второй брак дозволен для избежания опасности от невоздержания. Предоставляя верующим выбор вещи, менее доброй, Бог испытывает их, чтобы желающих следовать воле Его отделить от желающих покоряться своим страстям, и чтобы распознать, кто ищет полезного и кто приятного, кто хочет угождать Богу и кто самому себе. Произвол есть камень претыкания для повиновения, потому что повиновение испытывается искушением, а искушение опирается на произвол. Вот почему позволены многие сами по себе как бы недобрые и неполезные вещи. Кто имеет волю, тот искушается; а кто искушается, тот подвержен суду Божию. Апостолы имели дозволение жениться и водить с собою жен в мире. Ио тот, кто не захотел воспользоваться сим дозволением, советует нам последовать его примеру, и вместе с тем показывает, что произвол тут не иное что есть как испытание, обращенное им в пользу воздержания.

Тертулиан.

Написать комментарий