Желание нравиться внешне есть самая сущность плотской похоти

Желание нравиться внешне есть самая сущность плотской похоти

Входя в глубокий смысл сих последних слов, мы находим, что вообще брак есть терпимое так сказать любодеяние. Св. Павел говоря, что супруги «заботятся как угодить себе» (1Кор. 7.32–33), конечно не думал тут, чтоб они угождали себе чистотою нравов, чего верно бы не опорочил; но он говорил тут о нарядах, украшениях и прочих мелочах, посредством которых супруги стараются возбуждать друг друга к сладострастию. Желание нравиться внешне есть самая сущность плотской похоти, которая со своей стороны есть причина любодеяния. Но брак не уподобляется ли любодеянию, не бывает ли целью удовлетворения тех же пожеланий? Сам Господь сказал: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф 5.28). Человек, ищущий вступить в брак с женщиною, не творит ли того же самого, хотя бы после и женился на ней? Да и женился ли бы он на ней, прежде нежели бы посмотрел на нее с похотью, исключая разве бы брал такую жену, которой не видал и не желал? Для совести мужа важно то, если он прежде женитьбы не пожелал чужой жены; прежде же женитьбы все жены чужие, так что никакая жена не выходит замуж иначе, как когда муж уже взором любодействовал с нею. Законы по-видимому полагают различие между браком и любодеянием; но различие сие относится собственно к дозволению данному или отвергнутому, а не к самой вещи. Это касается и мужей и жен. Брак и любодеяние составляют один союз, одно плотское сочетание, пожелание которого Господом названо любодеянием. На сие вы возразите, что я слишком далеко увлекаюсь, что нападаю даже и на первый брак.

Это правда. Я нападаю на него, потому что он основывается также на пожелании; а пожелание есть уже любодеяние. Самое лучшее для человека совершенно удаляться от женского пола, и вот почему девство имеет преимущество, будучи изъято от всякого подобия любодеяния. Если рассуждения сии столько не благоприятны для первых браков: то какую силу должны они иметь против вторых и третьих браков? Благодарите Бога, что Он дозволил вам жениться один раз; а о втором браке лучше и не помышляйте, полагая его как бы запрещенным. Пользоваться дозволением нескромно, то есть, неумеренно, значит употреблять его во зло. Разве не довольно для тебя, что ты из девства сошел на вторую ступень целомудрия, и нужно ли тебе опускаться еще на третью и четвертую ступень? Если для тебя мало одного брака: то чем себя ты ограничишь? Тот, кто осуждает двоеженцев, не положил определенного числа браков. Стало быть, можно жениться всякий день, пока наконец постигнет нас суд, подобно как постиг он Содом и Гоморру. Тогда-то исполнится слово, произнесенное в Евангелии: «Горе же беременным и питающим сосцами в те дни» (Лк 21.23), то есть, горе мужьям любодеям, плодотворящим утробу жен, и женам, производящим и кормящим детей. Но когда пресекутся браки сии? Вероятно тогда, как подобные мужья и жены перестанут существовать.
Тертулиан.

Написать комментарий