Русь-Фронт

Православный информационный вестник

Русь-Фронт

(27-06-2018, 00:08)

Отказ от обработки персональных данных в ЕГИССО. Комментарий юриста

В связи с внедрением системы ЕГИССО (Единая государственная информационная система социального обеспечения, - примеч. ред.), которая вызывает множество нареканий, граждане закономерно задаются вопросом о возможности запретить оператору ЕГИССО (ПФР РФ) обработку персональных данных.

Полагаем, такой запрет возможен и не должен влечь негативных последствий с точки зрения оказания госуслуг. Ниже приведена аналитика по вопросу, логику которой можно применять в отношении любых государственных услуг (не только в сфере социальной защиты).

Итак, Единая государственная информационная система социального обеспечения (далее – ЕГИССО) введена на основании ФЗ РФ от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости», которым изменен ФЗ РФ от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – ФЗ № 178-ФЗ).

Граждане могут реализовывать свои права, в т.ч. на социальную защиту, традиционным образом в рамках бумажного документооборота и без передачи своих персональных данных в ЕГИССО в связи со следующим.

1) Отсутствие согласия на передачу персональных данных в ЕГИССО – не основание для отказа в предоставлении госуслуг.

Согласно ч. 7 ст. 6_11 ФЗ № 178-ФЗ «Функционирование информационной системы (ЕГИССО) осуществляется с учетом требований законодательства РФ о персональных данных».

Согласно п. 4 Положения о ЕГИССО, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2017 г. N 181 «О единой государственной информационной системе социального обеспечения» (далее – Постановление Правительства № 181) «Создание и обеспечение функционирования информационной системы осуществляется оператором информационной системы совместно с оператором инфраструктуры в соответствии с полномочиями, определенными ФЗ «О государственной социальной помощи», а также в соответствии с положениями ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ФЗ «О персональных данных» и настоящего Положения».

Согласно п. 26 Положения о ЕГИССО «Обработка информации, подлежащей размещению в информационной системе, осуществляется в соответствии с требованиями ФЗ «О персональных данных»».

В п. 27 Положения о ЕГИССО указано, что «Согласие гражданина на обработку его персональных данных подтверждается заявлением, поданным гражданином в орган, предоставляющий меры социальной защиты (поддержки)».

При этом следует учитывать положения ФЗ РФ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ № 152-ФЗ), а именно ч. 1 ст. 9, согласно которой «Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным».

Согласно п. 28 Положения о ЕГИССО «Обработка информации, подлежащей размещению в информационной системе, может осуществляться исключительно в целях обеспечения прав граждан на социальную защиту (поддержку)…». Это означает, что решение о передаче персональных данных в ЕГИССО зависит исключительно от желания гражданина пользоваться системой ЕГИССО для получения социальных услуг.

Иной подход был бы грубым нарушением ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, согласно которой «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом», а также статьи 7 Конституции, согласно которой «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

В случае отсутствия подписанного согласия на обработку персональных данных орган государственной власти (подведомственная организация) обязан оказать государственную услугу, руководствуясь положениями п.п. 2, 4 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 152-ФЗ, которые разрешают совершать обработку персональных данных в целях исполнения полномочий органов  власти, для оказания государственных услуг.

Согласно п. 1 ст. 4 ФЗ № 210-ФЗ «Основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг …».  Правомерность – соответствие закону.

Подп. 1 ч. 1 ст. 7 ФЗ № 210-ФЗ гласит: «Органы, предоставляющие государственные услуги … НЕ вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных … услуг».

Федеральными законами НЕ предусмотрено обязательное подписание согласия на обработку персональных данных для получения госуслуг. Напротив, согласно упомянутой норме п. 4 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 152-ФЗ оказание госуслуг возможно без получения согласия на обработку.

Примечательно, что согласно ч. 3 ст. 7 ФЗ № 210-ФЗ: «В случае, если для предоставления гос. или муниципальной услуги необходима обработка персональных данных лица, не являющегося заявителем, и если в соответствии с федеральным законом обработка таких персональных данных может осуществляться с согласия указанного лица, при обращении за получением гос. или муниципальной услуги заявитель дополнительно представляет документы, подтверждающие получение согласия указанного лица … на обработку персональных данных указанного лица…».

Подобных правил не установлено для случаев, когда гражданин просит оказать госуслуги ему лично, если не требуется обработка данных третьих лиц.

Иными словами, для предоставления госуслуги гражданину закон не требует получения госорганом письменно оформленного согласия на обработку данных от гражданина. Достаточно самого заявления об оказании госуслуги, чтобы госорган осуществлял такую работу с персональными данными заявителя, которая необходима и достаточна для оказания услуги, но не более того.

Уклонение от оказания государственных услуг со ссылкой на отсутствие согласия на обработку персональных данных является противозаконным, что доказывает судебная практика. Например, Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 23 апреля 2014 г. № 8-АПГ14-4 был признан противоречащим закону и недействующим региональный нормативный акт в части нормы о возможности не рассматривать заявление гражданина, если отсутствует согласие на обработку персональных данных.

В случае нарушения чиновниками закона возможно обжалование их действий со ссылкой на статью 5.63 КоАП «Нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Так, принуждение гражданина госорганом представить письменное согласие на обработку персональных данных следует расценивать как нарушение ч. 2 ст. 5.63 КоАП: «Требование … для предоставления государственных услуг документов и (или) платы, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа…».

2) В отношении бумажного документооборота.

Предоставление госуслуг регулируется ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – ФЗ № 210-ФЗ).

Согласно п. 6 ст. 4 ФЗ № 210-ФЗ принципом предоставления государственных и муниципальных услуг является «возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя».

В соответствии с п. 3 ст. 5 ФЗ № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на «получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя».

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 210-ФЗ «Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя».

Из п. 3 ст. 2 ФЗ № 210-ФЗ, а также ст. 4 ФЗ РФ от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (ФЗ № 59-ФЗ) следует, что любые обращения граждан в органы власти, в т.ч. о предоставлении государственных услуг, могут подаваться и в письменной, и в электронной форме. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ № 59-ФЗ любое обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Как сказано в ч. 3 ст. 13 ФЗ № 152-ФЗ «Права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены по мотивам, связанным с использованием различных способов обработки персональных данных». Иными словами, просьба оказать государственную услугу в традиционной форме должна быть своевременно удовлетворена в рамках бумажного документооборота, без принуждения к электронному взаимодействию. Это подтверждает судебная практика. Так, согласно Определению Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 20 сентября 2012 г. N АПЛ12-503 «Лица, не желающие получать государственные и муниципальные услуги в электронном виде, вправе получать их в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в том числе посредством личного обращения в орган, предоставляющий услугу, с предоставлением документов на бумажном носителе)». 

Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что идентификация граждан в ЕГИССО проводится на основании СНИЛС. Согласно Постановлению Правительства № 181 СНИЛС не только идет первым в списке данных о гражданине (п. 1.1.), но и в качестве идентификатора вымещает фамилию, имя, отчество, поскольку последние вносятся в систему ЕГИССО исключительно «для первичной выверки сведений о гражданине» (см. п. 1.2). Однако согласно п. 1 ст. 19 Гражданского кодекса РФ гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество. Система ЕГИССО вместо традиционного способа идентификации человека по имени вводит номерную идентификацию, которая категорически неприемлема по морально-этическим соображениям, поскольку присвоение людям номеров было осуждено еще Нюрнбергским процессом как фашистская практика. Также подмена имени номером не принимается большинством православных христиан по религиозным убеждениям, в связи с чем следует говорить о нарушении ст. 28 Конституции РФ. Как указано в ч. 3 ст. 13 ФЗ № 152-ФЗ «Не допускается использование оскорбляющих чувства граждан или унижающих человеческое достоинство способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных». Использование СНИЛС как идентификатора гражданина и его персональных данных в силу вышеизложенных причин следует расценить как унижение человеческого достоинства, т.е. нарушение ст. 21 Конституции РФ, ч. 3 ст. 13 ФЗ № 152-ФЗ.

Следует учесть также, что согласно правовой позиции Администрации Президента РФ «любые формы принуждения людей к использованию электронных идентификаторов личности, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных, личной конфиденциальной информации недопустимы» (письмо от 22.01.2014 года №А6-403 помощника Президента РФ, начальника Государственно-правового управления Президента РФ Л. Брычевой; см: http://www.patriarchia.ru/db/text/3561086.html).

__________________________________________________
В приложении образец запрета на обработку персональных данных в ЕГИССО в адрес отделения ПФР (оператора ЕГИССО), а также отдела соцзащиты. При обращении за пособиями и иной помощью такой запрет можно прилагать для исключения передачи персональных данных в ЕГИССО.
Скачать документ можно по адресу: http://дети-петербург.рф/news/?newsid=1360


А.В. Швабауэр, к.ю.н., эксперт Общ. уполномоченного по защите семьи в СПб и ЛО
Источник: http://дети-петербург.рф/news/?newsid=1360




Скоро это коснется каждого: о цифровой экономике и тотальном контролеСегодня мало кто понимает суть происходящего в России. Футбол и пенсионные проблемы отрывают умы людей от процессов, которые носят поистине революционный характер. Прежде всего, это внедрение так называемой «цифровой экономики». Пагубность этого явления люди еще до конца не осознали, в том числе и сами строители «нового дивного цифрового» мира. Новые цифровые технологии несут угрозу не только каждому отдельному гражданину, но и самому государству...

Мы должны вознести Царской Семье особые молитвы: Патриарх Кирилл в Екатеринбурге обратился к пастве13 июля 2018 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, прибывший с Первосвятительским визитом в Екатеринбургскую митрополию, посетил Храм-памятник на Крови в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, в Екатеринбурге. В храм был принесен ковчег с частицей мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы из Марфо-Мариинской ставропигиальной обители г. Москвы. 

10 июля 2018 года «Коммерсантъ» опубликовал знаковую статью «Министр труда заявил о растущей поддержке пенсионной реформы в России». «Парламентарии 61 региона отправили в Госдуму положительные отзывы на законопроект о повышении пенсионного возраста. Об этом заявил министр труда России Максим Топилин. 10 июля 2018 года «Коммерсантъ» опубликовал знаковую статью «Министр труда заявил о растущей поддержке пенсионной реформы в России». «Парламентарии 61 региона отправили в Госдуму положительные отзывы на законопроект о повышении пенсионного возраста. Об этом заявил министр труда России Максим Топилин. "Цифра растет фактически каждый день, это живой процесс”... По его словам, "процесс идет во многом с опережением сроков”», − говорится в сообщении.

Свинское сословие, или пенсионная реформа глазами ОруэллаПри прочтении «Скотного двора» Джорджа Оруэлла возникает много ассоциаций с реалиями нынешней общественной жизни в России. Например, с темой пенсионной реформы, которая стала горячо обсуждаться в начале лета 2018 года. Я имею в виду предложения нового правительства России (сформированного после победы на президентских выборах весной 2018 года Владимира Путина) по повышению пенсионного возраста как для женщин, так и для мужчин...

Календарь

«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Июль 2018 (74)
Июнь 2018 (145)
Май 2018 (153)
Апрель 2018 (150)
Март 2018 (150)
Февраль 2018 (126)
Вы не зарегистрированы! 
Зарегистрируйтесь, либо войдите под своим именем!

логин:
пароль:
Войти

Забыли пароль?
восстановить пароль!

Важные события

Неделя 7-я по Пятидесятнице: Об исцелении двух слепых и немого бесноватогоТолкование на Евангелие от Матфея блаж. Феофилакта Болгарского. Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той. Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил...

Россия отказалась от «гендера»!Законопроект «О государственных гарантиях прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации» официально отклонен Госдумой. Это – поистине эпохальное событие, значение которого трудно переоценить. Законопроект ФЗ № 284965-3 «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации (О государственных гарантиях равноправия женщин и мужчин)», был внесён в Госдуму депутатами Е.Лаховой и В.Володиным и принят в первом чтении в 2003 г. В 2008 г. депутат Е.Мизулина, на тот момент председатель думского Комитета по делам семьи и женщин, доработала его, добавив ряд таких «гендерных» понятий...

Вновь об украинской автокефалии: Константинополь все же намерен отобрать Украину у Русской ЦерквиМосковская патриархия принимает гостей: в понедельник в столицу прибыла делегация Константинопольского патриархата. Вряд ли, однако, встречу можно назвать радостной. Фанар — исторический район Стамбула, где расположена резиденция Константинопольского патриарха, — готовится принять решение по вопросу об автокефалии Украинской Православной Церкви. Решение, скорее всего, положительное - положительное для украинских раскольников и людей, захвативших власть в Киеве, и печальное и пагубное для самой Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Именно с этим и связан визит: посланцы Вселенского патриарха объезжают православную ойкумену...

© Русь-Фронт
Православие в России