ДУХОВНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ ПРП. ЛЬВА ОПТИНСКОГО

ДУХОВНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ ПРП. ЛЬВА ОПТИНСКОГО

Житие схимонаха Феодора Свирского

После глубокого упадка, в который пришли русские обители в XVIII веке, русские иноки высокой аскетической настроенности уходили на Афонскую гору или в Молдавию. Некоторые из них потом вернулись в Россию и сыграли важную роль в подъеме духовной жизни монашества в XIX столетии. Среди них был и ученик преподобного Паисия Величковского Свирский схимник Феодор. Сей духовный муж оказал неоценимую услугу всему русскому иночеству, как ушедшему в мир иной, так и современному. Промыслом Божиим ему была отведена роль духовного воспитателя преподобного Льва Оптинского, от которого родилось уникальное явление Русской Церкви – оптинское старчество.

 

 

Родился он в Карачеве Орловской губернии в 1756 г. Лишившись рано отца, он был дан в обучение местному протоиерею. Феодор обладал чудным голосом, любил чтение свв. отцов и церковныя службы. В юношеском возрасте стал заниматься вместе с матерью небольшой торговлей. Но его тянуло к монашеству. Дважды он уходил в монастырь, но каждый раз мать возвращала его домой. Вернувшись в мир, он не избежал и падений. Хотя он и женился, но вкусивши в юности от сладости духовнаго жития, он уже не был в состоянии найти удовлетворения в миру и умиротворения своей совести.

 

 

Вскоре, оставив жену и младенца-дочь, он уходит на богомолье в Киев. А оттуда направляется к старцу Паисию в Молдавию. Истощенный долгим путем без денег и без теплой одежды глубокой осенью, прибыл Феодор в Нямецкий монастырь, в котором в то время имел пребывание старец Паисий со своей братией. Увидев Феодора, о. Паисий глубоко пожалел его и принял в монастырь.

 

 

Тяжкими физическими подвигами и безропотным послушанием суровому старцу на пчельнике, Феодор искупает свои падения. Затем он переселился к пустынникам Онуфрию и Николаю, ученикам старца Паисия, монахам высокой духовной жизни. Феодор ухаживал за престарелым Онуфрием до самой его смерти.

 

 

Вернувшись после этого к старцу Паисию, Феодор помогал ему, переписывая книги его переводов, пел на клиросе, и, под руководством великаго старца, обучился «искусству всех искусств» – умному деланию, умносердечной непрестанной молитве. С этого времени его всю жизнь преследовала страшная клевета и зависть.

 

 

В 1801 г. был издан манифест императора Александра І-го, разрешавший вернуться всем бежавшим из России. Старец Софроний, преемник старца Паисия, посоветовал Феодору вернуться на родину. Перед отъездом он постриг его в схиму.

 

 

По возвращении в Россию, Феодору, вследствии клевет и зависти, приходилось вести жизнь скитальческую, переходя из одного монастыря в другой, много терпя от злобы людской.

Сначала он поселился в Челнском монастыре, оттуда перешел в Белобережский монастырь, но и здесь не укрылся он от зависти, ибо, по словам людей духоносных, «возвышался духовным совершенством неимеющим пределов духовной высоты!» Безпрестанно стекались в его келлию братия, как от искуснаго врача получали исцеления и руководство в призывании «страшнаго имени Иисусова, которым христианин испепеляет сперва терние страстей, потом разжигает себя любовию к Богу и вступает в океан видений». Самым ревностным учеником старца Феодора был о. Леонид, будущий основатель старчества в Оптиной.

 

 

В 1807 году постигла старца Феодора сильная и продолжительная болезнь. Девять дней он не принимал никакой пищи и не подавал голоса. По прошествии девяти дней старец раскрыл глаза, и его мертвенное лицо осветилось ярким румянцем, а на устах заиграла радостная улыбка. Казалось, что он созерцает нечто неземное. В таком положении, оставаясь неподвижным и устремив взор к небу, старец пролежал трое суток. На третьи сутки он пришел в себя, поднялся с постели и вышел из больничного корпуса, как будто и не болел вовсе. Пережив во время болезни небесное посещение и испытав сугубое действие божественной благодати, старец Феодор возжаждал еще более уединенной и безмолвной жизни. Феодору устроили келью в лесу, где с ним жили иеросхимонах Клеопа, вышедший, как и он, из Молдавии. Вскоре к ним присоединился и о. Леонид, сложивший с себя настоятельство (будущий оптинский старец).

 

 

Но и там они не обрели тишины и решили перебраться на север. Но здесь начались великия скорби. В Палеостровской пустыни его держали взаперти, как в тюрьме. Два года он жил без одежды и обуви и ему еще грозили посадить в погреб и кормить травой. На эту угрозу Феодор отвечал: «верую милосердному Богу моему: мне сделать могут только то, что Он попуститъ за грехи мои».

 

 

Далее Феодор попал на Валаам, где его ждали его ученики Клеопа и Леонид. Валаам посетил министр князь Голицын, который все внимание свое уделил старцам и даже доложил о них Государю Александру І-ому. Это возбудило зависть и злобу, тем более, что к их руководству устремились и монахи и мирские. Старцам бы было не сдобровать, если бы за них не вступились Филарет Московский и Иннокентий Пензенский. Хотя старцы и были оправданы, но они предпочли перебраться в Александро-Свирский монастырь, где Феодор после тяжкой полуторолетней болезни скончался.

 

 

Это совершилось в пятницу Светлой седмицы 1822 года. В девятом часу вечера заиграла на устах Феодора радостная улыбка, лицо его просветилось, черты изменились божественным изменением. Ученики, окружавшие одр старца, забыли слезы и сетования и погрузились в созерцание величественной необыкновенной кончины. Благоговейный страх, печаль, радость, удивление овладели вдруг их чувствами: они ясно прочитали на лице отца своего, что душа его с восторгом излетела в объятия светоносных Ангелов».

 

 

Рукописное житие так кончается: «Отче святый, Ты ныне обитаешь в райских чертогах и ненасытимо наслаждаешься хлебом небесным, пролей о нас молитву перед Царем царей, не предай чад твоих челюстям вражиим, будь нам помощником в страшныя смертныя минуты и представь нас Лицу Всевышняго, да и мы соединим с ликующим гласом твоим наши слабые гласы и удостоимся с трепетом прославлять в вечные веки Триипостаснаго Бога, славимаго всею вселенною. Аминь».

 

 

 

По материалам православных сайтов

Написать комментарий