Русь-Фронт

Православный информационный вестник

Русь-Фронт

Опрос

Как Вы относитесь к прошедшему на Крите в июне 2016 года Всеправославному собору?


Отрицательно
Не согласен с его решениями и документами
Не считаю этот собор собором всей Православной Церкви
Не знаю о таком соборе

[voteresult]

Результаты опроса

Как Вы относитесь к прошедшему на Крите в июне 2016 года Всеправославному собору?


Отрицательно
Не согласен с его решениями и документами
Не считаю этот собор собором всей Православной Церкви
Не знаю о таком соборе

Всего проголосовало: {votes}
[/voteresult]
(5-07-2018, 00:00)

«Профессор Небесной Академии»: в день памяти блаженного исповедника Оптинского игумена Иоанна (Соколова)

Сегодня день памяти замечательного священнослужителя, воспитанника знаменитой Оптиной Пустыни, духовного наследника ее великих Старцев, человека хоть и малоизвестного, но прошедшего скорбный и назидательный жизненный путь – блаженного игумена Иоанна (Соколова). Сведения о приснопамятном подвижнике в свое время благословлял собирать приходившим к нему людям старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин), который был духовным сыном сего «профессора Небесной Академии» и считал его прославление «священным долгом Оптиной Пустыни».

Оптинский игумен Иоанн (Соколов) 
Отец Иоанн (Соколов) в лагере в арестантской робе

Родился игумен Иоанн (в миру – Иван Александрович Соколов) на праздник Рождества Пресвятой Богородицы 8/21 сентября 1874 года в верующей и состоятельной семье. По некоторым данным, отец его трудился управляющим делами издательства знаменитого до революции книгопечатника Ивана Сытина и имел свой дом на Бутырской улице в Москве, напротив церкви Рождества Богородицы, где был ктитором.

Маленький Иван рано лишился матери; воспитывали его отец и бабушка, которые и привили будущему старцу страх Божий и добрые традиции православного благочестия. Родитель не жалел средств на образование сына – помимо гимназии, мальчик обучался языкам и музыке. Бабушка же часто с любовью принимала в доме странников и монахов-сборщиков, благодаря чему и совершилось однажды знакомство Вани с насельниками прославленной Оптиной Пустыни, которые пригласили его погостить в их обители. Дождавшись лета, юноша поехал монастырь, взяв с собой товарища. Там они пожили некоторое время. А через год, следующим летом 16-летний Иоанн опять поехал в полюбившееся святое место и уже остался там в качестве трудника, избрав тернистый, но благодатный и духовно отрадный монашеский путь.

Однако вскоре произошло несчастье: молодые будущие черноризцы спускались с колокольни, и Ваня заявил товарищам: «Что вы тихо идете, вот смотрите, как я пойду!» Стал прыгать через две ступеньки, но поскользнулся на крутой каменной лестнице, слетел вниз, упал и переломил бедро. Позвали старца отца Анатолия (Потапова), который, покачав головой, сказал: «Зачем теперь его наказывать? Он сам себя наказал…» В обитель вызвали отца юноши, и тот уговаривал сына оставить монастырь и поехать в Швейцарию к лучшим врачам, которые могли бы исправить ногу. Но подвижник твердо ответил: «Я пришел сюда не для красоты, а для убожества, вот и буду убогим!»

После перелома он долго болел и на всю жизнь остался хромым и немного сгорбленным. По причине болезни Ивана Соколова не принимали в братию, и почти 22 года блаженный прожил при монастыре в звании трудника. Но по благословению старцев он принял тайный монашеский постриг с сохранением имени и, окончив Калужскую духовную семинарию, в сентябре 1915 года указом Священного Синода за № 9101 был определен во священника к церкви поселка Дугуненского завода, располагавшегося рядом с родной для него Оптинской обителью.

После закрытия монастыря отец Иоанн был выслан с прихода, некоторое время нелегально жил в Москве. В 1927 году его арестовали и сослали в Тюмень. Старец прошел тяжелейший, исполненный горчайших испытаний путь: на одном из допросов ему выкололи глаз и выбили зубы. Не желая идти на компромиссы с безбожниками, истязуемый подвижник юродствовал – «ничего не помнил», в результате чего в связи с «полной потерей памяти» его помещали на время в психиатрическую больницу, где испытывали на нем новейшие нейролептики. Один из следователей надменно писал о батюшке, что это – «абсолютно невежественный, темный дед», не разумея, что в действительности имел дело с блестяще образованным, владевшим четырьмя европейскими языками человеком.

В ссылке отец Иоанн бывал дважды, а арестованный в третий раз был приговорен к десяти годам тюремного заключения. Но во всех этих страданиях блаженный старец всегда благодарил Бога и радовался, что идет за Христом истинным евангельским и монашеским путем клевет, изгнаний и мук. Видя, что народ тянется к святому, безбожные враги безпощадно его поносили, стремясь через это бросить тень и на всю Православную Церковь. Однако свет благодатной души угодника Божия никакие грязные домыслы и наветы затмить не могли, и люди продолжали обращаться к нему как к доброму служителю Господню, нуждаясь в его духовном окормлении. В 40–50-х годах минувшего века духовными чадами игумена Иоанна были многие священники из разных уголков России, в числе которых – и известный впоследствии всероссийский старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Духовная дочь сначала одного, а впоследствии и второго батюшки Иоанна Галина Черепанова рассказывала о некоторых обстоятельствах их встречи. Однажды прихожане поведали молодому отцу Иоанну, что в Москве появился некий оптинский подвижник, только что освободившийся из тюрьмы. Но тот засомневался: истинный ли это раб Божий или очередной самозванец? В те годы многие духоносные пастыри нашей Церкви томились по лагерям, а за провидцев и чудотворцев нередко выдавали себя различные самозванцы-чернокнижники и завербованные НКВД провокаторы. Тогда отец Иоанн попросил свою духовную дочь Ольгу съездить «на разведку», вручив ей специально составленный «проверочный» список вопросов к игумену, из ответов на которые должно было проясниться подлинное положение дел.

Позже Ольга Алексеевна вспоминала, как буквально тряслась от страха, пробираясь огородами к домику, где скрывался гонимый праведник. Подвижник встретил ее на пороге кельи, назвал по имени и сказал, улыбаясь: «Олюшка приехала, да сомневается. Не бойся, проходи, радость моя. А уж отец-то Иоанн, отец-то Иоанн – какие хитрые вопросы придумал!» Затем он пересказал гостье содержание записки отца Иоанна и добавил: «Передай ему – пусть приезжает, благословляю».

Наплыв посетителей к блаженному пугал власти, и хотя старец уже был предсмертно болен и не вставал с постели, к нему нагрянул однажды сотрудник КГБ с ордером на арест. «Детка моя, я ведь лежачий и никуда не сбегу. А у тебя дома беда, поспеши поскорей», – сказал ему старец и что-то шепнул на ухо. Незваный гость тут же переменился в лице, выбежал из дома и больше там не появлялся. А потом кто-то узнал этого человека на отпевании игумена Иоанна – он со слезами стоял у гроба прозорливого праведника.

Незадолго до смерти батюшка предсказал, что отпевать его будет отец Иоанн (Крестьянкин), а погребение состоится на Армянском участке Ваганьковского кладбища, где у него – «много родных». Старцу не поверили: священник Иоанн служил тогда на дальнем приходе Рязанской епархии, а про Армянское кладбище хожалка подвижника Степанида и слышать не хотела. Она уже твердо решила, что похоронит старца на Преображенском кладбище, возле могилы своей родственницы. Но после его кончины выяснилось, что получить разрешение на захоронение не прописанного и нелегально проживавшего в Москве «зэка» практически невозможно. И тогда другая духовная дочь блаженного, Евпраксия Семеновна, поехала на Армянское кладбище, где у нее покоились родные. Промыслом Божиим столкнувшись в воротах с директором кладбища, она попросила разрешения на погребение «своего дедушки». И случилось невероятное – даже не заглянув в документы, куда-то торопившийся начальник дал положительный ответ. А отпевание действительно проводил отец Иоанн, причем очевидцы вспоминали, что, приподняв воздух (покров) над лицом почившего, он воскликнул: «Видели?! Видели?!» – И присутствовавшие узрели сияющий, светоносный лик угодника Божия. 

Приведем также некоторые свидетельства посмертных чудес Батеньки –  как называли игумена Иоанна его духовные чада.

Впервые о батюшке отце Иоанне, последнем старце Оптинском, я услышала от своей близкой подруги, которая часто посещает Псково-Печерский монастырь и много знает о Божиих людях настоящего, прошлого и совсем недавнего времени. Позднее Господь удостоил меня побывать на могилке игумена Иоанна, которая находится на Армянском кладбище в Москве.

Верующие люди хорошо знают, что у Бога нет ничего случайного, все промыслительно. Так было и в моем случае, когда я почувствовала любовь и благодать, даримую отцом Иоанном всем и ныне к нему приходящим, часто вовсе не знакомым ему людям.

Это было в 1997 году. Моя подруга (она рано осталась вдовой) пригласила меня на панихиду по ее мужу, похороненному на Армянском кладбище. Стоял душный июньский день. Моя голова просто раскалывалась, каждый шаг отдавался в ней болью. На старом кладбище было прохладнее, панихиду служил знакомый батюшка, а мы, как могли, подпевали. От могилы мы немного отошли, служба продолжалась. Я оказалась напротив черного мраморного креста, на котором была фотография старца. С этой фотографии на меня смотрело лицо – тихое, любящее, родное и как бы с детства знакомое – лицо игумена Иоанна. После панихиды я подошла приложиться к кресту, прижалась к камню головой... Была уверенность, что батюшка меня слышит и любит. После окончания панихиды, притихшие, мы покинули кладбище. Надо было ехать на работу. Мелькнула мысль: как дотяну день... И тут вдруг я поняла, что боли-то нет, и я хорошо себя чувствую!

Мне всегда казалось, что чудес исцеления удостаиваются или особенно хорошие люди, или те, за кого молятся чистые и крепко верующие души. Но в том-то и сила истинной любви Христовой, дающейся святым, что они любят и помогают всем, к ним приходящим – достойным и совсем недостойным. Спасибо тебе, Батюшка, за твое милосердие и помощь, не взирающую на наши недостоинства!

Р. Б. Елена, г. Москва

+   +   +

Когда мне бывало скорбно от жизненных обстоятельств, я шла на могилку к батюшке Иоанну. Приду, все уберу, памятник помою и оградку, цветы посажу, а потом сяду, помяну Батеньку, чем Бог послал. Пройдет два-три часа, и незаметно душа успокоится, да так хорошо становится, что и про все на свете забываешь.

Тихо и благостно рядом с его могилкой. Нигде я так спокойно себя не чувствовала, как здесь. А скорбей как и не бывало. Все сразу становится таким незначительным, что как-то и думается совсем по-другому.

Как раньше, бывало, еще при жизни его, я приду к нему, сяду и молчу. И он молчит. И тихо мы так сидим. Уходя же от него, спрошу, можно ли еще прийти, а он отвечает: «Можно, можно, детка моя, будет нужда – приходи».

Так и теперь как бы слышится его голос: «Можно, можно, детка моя». Как-то особенно благостно Батенька говорил: «Я всегда вам рад. Приходите на холмик мой, постучите – и я отвечу».

Р. Б. Ольга, г. Москва

Подготовила Ксения МИРОНОВА

По материалам журнала «Парфенон»
(М., 2014. № 1 (4)) и интернет-СМИ
[group=5]
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

[/group]
Другие новости по теме:


Будущее мира - всепроникающая тотальная слежкаЭто похоже на эпизод из фантастического триллера 'Особое мнение' (Minority Report) с Томом Крузом: подросток входит в магазин звукозаписей и сканер, спрятанный в двери, моментально считывает информацию с электронных дачников, спрятанных в его одежде. Он фиксирует фирму-изготовителя, магазин, где вещь была куплена, направляет сведения в базу данных, и та выдает ответ - что за люди обычно покупают одежду этой марки...

О причинах роста популярности АУЕ в подростковой средеВ Нефтеюганске подростки разгромили магазин «Камил» в 9-м микрорайоне. Об этом пишут очевидцы в соцсетях, сообщает URA.ru. По словам свидетелей, в помещение магазина ворвалась группа подростков в возрасте примерно 15 лет, они разбили стеклянную дверь, разломали стойки в магазине. При этом школьники кричали «АУЕ», а потом сбежали с места происшествия. Интересно, что в полиции об инциденте ничего не знают...

Порошенко купил автокефалию, но продал УкраинуПредоставление Константинопольским Патриархом автокефального статуса раскольническому и не признаваемому в мировом Православии т.н. киевскому патриархату (УПЦ КП) - это объявленная провокация, после которой на Украине откроется кровавая бездна, и мировому Православию придется определяться, с кем оно - верными христианами или лишенными благодати торговцами. 

Русская Православная Церковь дала пример светским властям России...Что вплоть до сегодняшнего дня демонстрируют органы государственной власти России? Излишне мягкое отношение к ситуации на Украине в целом, а также по непрекращающимся фактам произвола, чинимых Западом и режимом Порошенко в ДНР-ЛНР, что несколько обескураживает уже на протяжении четырех с половиной лет. 2 мая 2014 года в результате поджога одесского Дома профсоюзов боевиками оранжево-коричневой хунты и массового расстрела...

Календарь

«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Сентябрь 2018 (94)
Август 2018 (136)
Июль 2018 (134)
Июнь 2018 (145)
Май 2018 (153)
Апрель 2018 (150)
[not-group=5]

Приветствуем Вас, 


Выйти из аккаунта


  [/not-group] [group=5]
Вы не зарегистрированы! 
Зарегистрируйтесь, либо войдите под своим именем!

логин:
пароль:
Войти

Забыли пароль?
восстановить пароль!
[/group]

Важные события

Заговор Фанара против Православия: Сербский взгляд на действа Патриарха ВарфоломеяТема «папских» притязаний Патриарха Варфоломея интересна или важна не только для РПЦ из-за горящего «украинского» церковного вопроса. Это важная и значительная тема для вселенской Православной Церкви, и, конечно же, для православных сербов. Особенно, если мы имеем в виду болезненный церковный вопрос в Македонии, секту Мираша Дедеича в Черногории и некоторые опасные тенденции, которые проявляются в рамках самой СПЦ. Поэтому эта тема заслуживает серьёзного рассмотрения сербской православной общественностью. В течение долгого времени Патриарх Варфоломей готовит...

Неделя 16-я по Пятидесятнице: Притча о талантахТолкование на Евангелие от Матфея блаж. Феофилакта Болгарского. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета...

Синод приостановил молитвенное поминовение за богослужением Патриарха Варфоломея и сослужение с его иерархами14 сентября 2018 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось внеочередное - экстренное - заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. На заседании был рассмотрен вопрос об ответных действиях в связи с назначением Константинопольским Патриархатом своих «экзархов» в Киев в рамках принятого Синодом этой Церкви «решения о предоставлении автокефального статуса Православной Церкви в Украине» (журнал № 69). 

© Русь-Фронт
Православие в России