Об искоренении гордости в детях

Об искоренении гордости в детях

Итак, кто умалится, как… дитя, тот и больше в Царстве Небесном (Мф. 18, 4)

Итак, теперь ясно основание, почему родители в своей борьбе с дурными наклонно­стями своих детей должны обращать главное внимание на то, чтобы искоренить и уничто­жить в каждом ребенке отличительный его нравственный недостаток, победить «голиафа», чтобы «войско» его разбежалось. Указал я и главнейшие правила, как отыскать в ребенке этот выдающийся в нем порок. Обыкновенно, как я уже заметил в последний раз, этот глав­ный порок — один из семи так называемых смертных грехов. Начну с первого смертного греха — гордости.

Но что же делать нам, когда замечаем в ребенке ростки этого греха, и как насаждать в душе его противоположную добродетель — скромность, смирение?

Скромность, кротость, смирение так естественны слабому дитяти, во всех отношениях нуждающемуся в помощи других, что тщеславие и гордость являются в нем вследствие пре­вратного воспитания и неправильного развития врожденного каждому человеку честолю­бия. Сам Спаситель, чтобы наглядно показать ученикам своим образец истинного смирения, поставил среди них дитя и сказал: итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Цар­стве Небесном (Мф. 18, 4). Тем не менее, и в детях, большей частью вследствие ложного воспитания, уже может в разных формах обнаруживаться гордость.

Раньше всего она обнаруживается в тщеславии одеждой. Дело совершенно естествен­ное и невинное, когда малые дети рады бывают, что им сошьют новую одежду, если только эта радость не преступает надлежащих границ. Но граница переходится, когда дети без­мерно и слишком уже выражают свою радость этой красивой одежде, когда они тщеславятся своим нарядом и с презрением смотрят на других детей, хуже их одетых. Большей частью эта смешная суетность и пустое тщеславие возбуждаются самими неразумными родителями, которые нередко наряжают своих детей, девочек и мальчиков, как кукол, сами восхищаются их нарядом, подводят их смотреться и любоваться к зеркалу и т. п. Чтобы не возбуждать в детях своих тщеславие одеждой, родители должны избегать этих и подобных недостатков. Напротив, они должны дать понять своим детям, что пред Богом нарядные, дорогие одежды не имеют никакой цены, что Бог взирает не на одежду, но на сердце, что прекраснее дитя в бедной и плохой одежде, но у которого благочестивое и чистое сердце. Указание на то, что Иисус Младенец в яслях был повит бедными пеленами, может также служить предостере­жением для детей не придавать значения дорогим и красивым нарядам. Разумные родители будут говорить своим детям не о дорогих и красивых нарядах, но о чистых и опрятных, так как дети, конечно, должны быть приучаемы к опрятности. Поэтому не следует порицать и считать за гордость, когда ребенок не хочет одевать грязную и разорванную одежду, если он аккуратно моет руки и лицо, если он отказывается есть и пить из немытой посуды, и если вообще любит, чтобы все вокруг было чисто и аккуратно. Напротив, всячески нужно разви­вать в детях вкус к опрятности и чистоте.

Второй род гордости, обнаруживающийся даже еще и в детях, состоит в том, что дети много думают о богатстве или высоком чине своих родителей и потому низко смотрят на детей бедных и невысокочиновных родителей, считают себя лучше их и потому уклоняются от сношения с ними, грубо обращаются с прислугой и т. д. Чтобы дети ваши не усвоили этого противного порока, приучайте их к тому, чтобы они ко всякому — богатому и бедному, знатному и простому — были внимательны, ласковы, учтивы. Не мешайте им сближаться с бедными, но хорошими детьми. Не позволяйте, чтобы дети ваши о ком бы то ни было дурно отзывались. Внушайте им, что Бог смотрит не на богатство, не на знатность, но на добродетель и честность. Укажите особенно на Младенца Иисуса, Который избрал Себе не богатых и знатных родителей, но плотника — своим воспитателем, а бедную Деву — Матерью.

Третий род гордости обнаруживается в детях в том, что они много думают о своих действительных или мнимых добрых качествах и преимуществах. Есть немало детей, кото­рые гордятся своим прилежанием, своим благочестием и своей скромностью, которые много о себе воображают, что занимают первое место в списке учеников и т. д. Конечно, нет еще ничего предосудительного в том, что дитя считает для себя честью, если оно успевает хорошо в науках и отличается прекрасным поведением, так как честолюбие такого рода свойственно всякому человеку — следовательно, и ребенку вложено в сердце Творцом. Но это честолюбие должно быть в известных границах, не должно вырождаться в искание чести, в тщеславие. Ребенок должен быть прилежным, скромным, благочестивым не потому только, что за это его хвалят, но потому, что этого требует от него Бог. И чем старше становится ребенок, тем больше он должен быть приучен к тому, чтобы делать добро по чувству долга, с мыслью о Боге, а не для того только, чтобы пожинать похвалу у людей. Он потому должен главным образом избегать греха и зла, что Бог запретил грех, а не потому только, чтобы избе­жать порицания и наказания. Берегитесь сами, чтобы не насадить в детях ваших самомнения и высокомерия, самохвальства, славолюбия и хвастовства, позволяя им толковать и судить о предметах, которых они не понимают совсем, или же, как часто это бывает, расточать им похвалу за доброе поведение. Ласковый взор, довольная улыбка, краткое замечание, что вы довольны им, должно быть для ребенка достаточной наградой за исполнение им своих обя­занностей. Не допускайте никогда, чтобы дети хвалили самих себя, много говорили о самих себе или же вмешивались в разговоры взрослых, осмеивали или же дерзко поправляли их мнения.

Приучайте их, наконец, к пунктуальному послушанию, потому что послушание есть самый лучший учитель смирения и кротости.

Чтобы внушить детям отвращение ко всякого рода тщеславию, самомнению и суетно­сти, указывайте им на то, какой великий грех перед Богом — гордость, что она, по словам Священного Писания, начало всякого греха (ср.: Сир. 10, 15) и мерзость пред Богом (ср.: Притч. 8, 13; 16, 5). Указывайте им на примеры злых духов (они, известно, за гордость свер­жены с Неба), на пример наших прародителей в раю (по внушению диаволом гордости, они захотели быть как боги); учите их, к чему приводит гордость, как страшно Господь нака зывает за неё и как высокомерие предшествует падению. При этом не забывайте учить их, как богоугодна добродетель смирения и скромность, как Бог возвышает смиренного, как это мы видим на Матери Божией и святых. Но высочайшим образцом как всех прочих добро­детелей, так и смирения, должен быть для них Спаситель, Который сказал о Себе Самом: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. И, 29).

Родители! Вы все желаете, чтобы дети ваши были добрыми, послушными детьми. Если этого вы истинно хотите, то побеждайте в них гордое высокомерие, потому что высоко­мерные дети будут своенравны и непослушны; насаждайте в них смирение и скромность, потому что скромные дети всегда бывают послушными. Вы все хотите, чтобы дети ваши были благодарны, — не допускайте в них вкорениться высокомерию и гордости, потому что человек гордый большей частью неблагодарен. Все вы хотите, чтобы дети ваши были счаст­ливы, — насаждайте в них скромность и смирение, потому что скромный и непритязательный человек бывает спокоен и доволен своим положением, а человек довольный, в сущности, и есть честный и счастливый. Все вы, без сомнения, хотите чтобы на детях ваших почивало благоволение Божие, — сохраняйте их от гордости; учите их словом и примером смирению и скромности, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6). Аминь.



О воспитании детей. 
Епископ Екатеринбургский и Ирбитский Ириней

Написать комментарий