Основание постов

Основание постов

   Вопрос. Откуда пост четыредесятницы, святых Апостолов и Богородицы, и кто их в начале предал? Некоторые говорят, что они – нововведение.

   И все прочие посты имеют основание в древнем предании, как свидетельствует обычай, и суть учреждения древние. Об них упоминает и Книга Единения, и иерусалимский устав, как мы выше сказали, имеющий своими писателями и законоположниками божественного Савву и, после него, Богослова из Дамаска. Один жил во время четвертого вселенского Собора, а другой между шестым и седьмым; и оба – Отцы и Учители Церкви. Составление же устава принадлежит обоим: потому что, когда он был потерян, по случаю нападения язычников на обитель божественного Саввы, великий Иоанн снова по древнему чину его составил и начертал.
   Каждый же пост имеет и свою особую мысль. Пост четыредесятницы образует пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертания словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, не начертанное на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его божественной плоти. Видишь, одинаков ли пост Моисея и пост наш, или, лучше сказать, наше воздержание? Мы, собственно говоря, не постимся, каждодневно вкушая пищу; между тем большая разница между даром нашим и Моисея: потому что дар и благодать у нас больше, чем у Моисея, и превосходят всякий ум, – в том будь уверен.
   Пост Апостолов – в честь их, и справедливо; потому что чрез них мы сподобились весьма многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания даже до смерти и воздержания. Это против воли свидетельствуют и Латиняне, чествуя Апостолов постом во дни памяти их, но мы, согласно с Постановлениями Апостольскими, составленными Климентом, после Сошествия Святаго Духа одну неделю торжествуем, а потом с следующей за тем недели начинаем пост и этим постом чествуем предавших нам поститься Апостолов.
   Что же касается до августовского поста, то он существует в честь Матери Бога Слова, которая, хотя и всегда подвизалась за нас и постилась, не имев нужды в посте, как чистая и всенепорочная, однакож, предузнав ο своем преставлении, Она, превышающая и превосходящая жизнию Ангелов, явила ангельское воздержание, часто молилась, чтобы чрез Божественного Духа соединиться блаженною душею с своим Сыном и стать нашею Ходатайцею, – и тогда в особенности постилась, когда приблизилось для нея время преставления отсюда, истончавая себя святою любовию к Сыну. Потому и мы обязаны поститься в это время и воспевать Ее, подражая Ея жизни и преклоняя Ее к предстательству о нас. Некоторые говорят, что этот пост учрежден ради двух праздников, бывающих в это время, – Преображения и Успения. А я думаю, что и необходимо в это время воспоминать эти два события, – одно, как причину нашего озарения, другое, как имеющее следствием предстательство и ходатайство о нас Богоматери. Впрочем, всесвятую Деву Богородицу нужно призывать во всякое время, чтобы чрез Нее преклонить нам к себе на милость Родившагося от Нея и сподобиться Его божественной светлости.
   Итак вот для чего посты; они необходимы всякому верующему и не только, когда они бывают, но и всегда и постоянно. Пост есть дело Божие, потому что Бог не нуждается в пище; есть образ жизни и добродетель Ангелов, потому что они существуют без пищи; есть умерщвление тела, потому что, изнеживая его, мы становимся мертвы (по душе); есть, наконец, средство удаления от страстей, потому что страсти возбуждаются чревоугодием и объядением. «Брашна же, – говорит Павел, – чреву и чрево брашном: Бог же и сие и сия упразднит» (1Кор. 6, 13). Потому-то старались поститься и Отцы, и сами Апостолы – Павел, говорящий: «в пощениих многащи» (2Кор. 11, 27), – и – «подвизаяйся от всех воздержится» (1Кор. 9, 22); – Петр, употреблявший в пищу дикие бобы, в сутки на вес асса; – сам Господь, евший ячменные хлебы и часто постившийся.

Святитель Симеон Солунский
Ответы на некоторые вопросы, предложенные ему от архиерея

Написать комментарий