Ревность о вере Христианской

Ревность о вере Христианской

Cвященномученик Онуфрий (Гагалюк). Письмо к другу. Как часто приходится слышать жалобы на тоску жизни у многих верующих и даже пастырей Церкви! А между тем, Божиего, великого, святого кругом очень много. Я имею в виду главнейшее дело всякого последователя Спасителя: распространение и проведение в свою жизнь и жизнь окружающих Православной веры.

О, если бы у нас, призванных к апостольскому служению, святителей и пастырей постоянно горел ярко огонь ревности о спасении заблудших братий наших, а у всех верующих – огонь добродетельной христианской жизни! Господь Спаситель, проливший за нас Свою безценную Кровь и открывший нам вход в Вечную Жизнь, ждет, когда мы начнем свои подвиги христианские. Он томится, видя нашу леность и косность. <…>

Да, всякий убежденный христианин имеет большое значение в деле распространения Святой веры; только и требуется, чтобы он был православным, действительно смиренным, кротким, послушным Церкви Божией.

Такие смиренные ревнители Православия много добра несут в языческую среду нашего общества, и среди интеллигенции, и среди простого народа, а просвещенный, убежденный и благодатствующий пастырь может влиять широко, на большую окружность.<…>

Говоря о деле православных пастырей и святителей – неустанно и смело говорить о христианской вере и защищать ее (от обновленчества и других расколов и неверия), – я хотел бы обратить твое внимание, дорогой друг, на такое явление в нашей церковной жизни. <…> Есть немало и усердных, и верных православных пастырей-тружеников, которые работают лишь только в пределах своего прихода, а общецерковными делами не желают вовсе интересоваться. Конечно, главное дело приходского пастыря – воспитывать свой приход в истинах Православия и добродетельной христианской жизни, а делая это, пастырь строит Царство Божие на земле.

Но в настоящий, тревожный для Церкви период, когда многие православные святители не у дел и во многих епархиях нет непосредственного руководства архиерейского, тяжесть общецерковная ложится на пастырей, и они должны быть в курсе церковных событий, чтобы враг не застал их врасплох и не отвел их самих от Церкви Божией под всякими тонкими предлогами.

А борьба с Церковью Божией ведется очень тонко, так что неопытный пастырь легко может впасть в раскол, сам того не замечая и будучи в сердце верным слугою Церкви Божией.

Вот почему так строги православные в отношении к миру сему в смысле принципиальном: никаких компромиссов с неверием или ересью, расколом, сектами, никакого контакта быть не может в смысле единства религиозного, потому что кто работает нога в ногу с неверием и ересью, тот является врагом Богу.

Самое первое дело православных стражей дома Божия на земле – сохранить чистоту Православия, подлинный лик Христов, Истину, Церковь Божию на земле. Потому что если затемнен светильник, если загрязнен источник, то все остальное не имеет значения. Например, к чему все миссионерские труды наших обновленцев – вся защита веры против неверия, все их старания иметь дисциплину в своей среде, к чему они так усердно стремятся теперь (а раньше всеми силами старались подорвать эту дисциплину); все их труды, самые энергичные, – напрасны и к спасению не приведут, так как они работают вне Церкви Божией, мало того – во вред ей.

Так же и работа иезуитов, иногда большая, с массой затрат и жертв, – к чему направлена? К приведению людей к подножию папы, то есть удалению от Церкви Христовой, Православной. Есть среди обновленцев и католиков увлекающиеся, старающиеся трудиться усердно, но понимают ли они, достойные скорби, что чем ревностнее они, тем больше зла несут людям, отрывая их от Церкви, а не направляя к ней, затуманивая их сознание всякими ложными софизмами, которые иногда они искренно разделяют. Забывают все эти работники, что они всего лишь сами думают, что служат Богу, на самом же деле – оказываются Его противниками, как сие предсказал Спаситель в Своей прощальной беседе с учениками.

Православных ревностных апостолов упрекают в какой-то жестокости, суровости в отношении к инакомыслящим. Здесь не вражда, не злоба, а забота о чистоте веры. И в этом отношении не должно быть никакого снисхождения, как говорит Апостол о своей борьбе с лжебратиями: мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас (Гал. 2, 5).

Кто может упрекнуть великого Апостола любви в какой-либо враждебности к своим ближним? А ведь он призывает христиан даже не приветствовать инакомыслящих. Какая цель сего? Для охранения Истины, чтобы показать, где Истина и где заблуждение. Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его (2 Ин. 1, 9–11).

К нашим дням все это имеет прямое отношение: современные раскольники личное доброе внимание к ним расценивают именно как единство убеждений. К одному православному иерарху зашел для беседы раскольничий лжеепископ. Православный святитель принял его с любовью, конечно, ни в чем с ним не согласившись. Что же? Раскольник ушел, всем крича, что епископ одинаково с ним мыслит.

Какая же конечная цель этой строгости православных проповедников к инакомыслящим? – Указать прямо, безпощадно на заблуждение раскольников, еретиков, неверов.

Не оттолкнуть от Истины мы желаем всех заблудших, а привлечь к Истине. А без прямого указания заблуждений нельзя этого сделать. Пока обновленцы, самосвяты или католики, или протестанты всех толков не сознают своих заблуждений, – могут ли они прийти к Церкви Божией?

Со стороны кажется: легко сознавать свое заблуждение. Но в действительности это есть подвиг – подвиг смирения, раскаяния в своей гордости, которая главным образом овладевает всеми противниками Церкви Божией.

Но тем большая радость для Церкви земной и для Церкви Небесной, когда обращаются к Истине заблудшие. <…>

Обратятся ли к Богу и Церкви Православной современные неверы и раскольники в стране нашей? Мне думается, – едва ли. Разве только отдельные личности. И не готовит ли Господь своих последователей среди других инакомыслящих?..

Во всяком случае, Вечеря Божественная не будет без гостей. Если званные оказались недостойными, их место займут другие, как это предсказал Сам Спаситель о народе избранном в притче о званых на брачный пир. <…>

Храни, дорогой друг, чистоту святого Православия, как зеницу ока. В охранении святыни нашей от всевозможных современных тонких извращений Истины и заключается, мне думается, главнейшее дело наше.

Придет час, от Господа определенный, и понадобятся провозвестники Истины Христовой, потому что люди не могут не стремиться к Истине! Что было бы с нами, если бы мы были с поддельным ликом Христовым? Тогда и себя, и других осудили бы мы на вечные муки. Кто будет пить из источника Истины – не нам знать. Сие ведает Господь Бог.

Наше дело – содержать Истину в чистоте и черпать полною мерою всякому, приходящему к Истине. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его (Мф. 24, 45–47).

Источник: Газета «Православный крест» от 15 декабря 2009 г.

Написать комментарий