Персональные данные как «товар»: как мы платим за услуги своими персональными данными

Персональные данные как «товар»: как мы платим за услуги своими персональными данными

78% респондентов считают, что различные коммерческие компании собирают информацию только для того, чтобы извлечь больше прибыли
66% респондентов готовы больше платить компаниям за бóльшую сохранность своих данных
47% респондентов хотят получить компенсацию, если пострадают в результате утечки информации

Приведенные данные опроса показывают, что большинство россиян стали относиться к своим персональным данным... прагматично.

Люди считают, что компании собирают о них больше сведений, чем они сами хотели бы предоставлять. При этом число хакерских атак растет, а компании недостаточно защищены от этих угроз. Регулирование не защищает их персональные данные должным образом, а скорее мешает нормальной работе компаний и предоставлению ими услуг должного качества.

Тем не менее люди продолжают пользоваться интернетом, замечая, что сегодня невозможно полностью отключиться от сети. Прагматичность россиян в подходе к своим персональным данным можно проследить по их пониманию роли данных в современной экономике. Как известно, ее особенность состоит в том, что классическая формула капитала, выведенная еще Карлом Марксом, «деньги – товар – деньги», по сути, трансформировалась в «деньги – услуга – данные – деньги».

Сегодня мы не платим за многие услуги, которые получаем в интернете: за поиск информации, за электронную почту, за хранение наших данных в "облаке", за общение в социальных сетях и т. д. Однако эти услуги лишь условно бесплатны: мы расплачиваемся за них своими данными, которые эти компании затем превращают в деньги, главным образом с помощью рекламы.

Регулирование в сегменте использования данных пользователей еще не сложилось и отстает от развития технологий не только в России, но и во всем мире, поэтому баланс интересов потребителей и компаний в модели «деньги – услуга – данные – деньги» выстраивается сегодня, по сути, не на основе законов, а на основе прямого негласного договора между обществом и компаниями: потребители не видят, как государство может помочь им защитить свои данные, и готовы выстраивать прямые отношения с компаниями.

Приведенный опрос показывает, что в целом россияне понимают суть современных экономических отношений: 78% согласны с тем, что компании собирают данные о пользователях только для того, чтобы извлечь больше прибыли.

Результаты этого опроса отражают психологическую готовность российских потребителей сделать следующий шаг и отнестись к своим персональным данным как к товару.

Так, самым популярным ответом на вопрос о том, как компания, допустившая утечку данных, может вернуть доверие респондента, был ответ: «Выплатить компенсацию клиентам, ставшим жертвами утечки информации». Этот ответ выбрали 47% россиян. И наоборот, две третьих россиян готовы платить компаниям за бóльшую сохранность своих данных. При этом никто не задумывается о том, что, владея нашими персональными данными, любая структура, по сути, владеет нашей свободой, "электронным двойником" нашей личности, получая возможность от нашего имени, с помощью наших персональных данных добывать себе прибыль и проч.

В 2018 году мировая выручка от использования пользовательских данных достигнет $300 млрд. Можно сказать, что раздражение потребителей зачастую вызвано ощущением, что баланс негласного договора нарушен и компании несправедливо наживаются на их данных, оставляя самих пользователей ни с чем. Возможно, самый простой способ для компании снять подобные опасения – начать делиться с потребителями доходами от использования их данных.

Правда, возникает вопрос определения ценности данных каждого отдельного пользователя, ведь они, разумеется, различаются. Так, при покупке Instagram и WhatsApp каждый пользователь был оценен в среднем примерно в $30, а при покупке сети профессиональных контактов LinkedIn, чьи пользователи по определению более экономически активны, средняя цена оказалась намного выше – около $260.

Но продать свои данные человек может только на первом этапе - так сказать при первичной продаже. Дальше граждане практически полностью утрачивают контроль над своими персональными данными. А компании получат возможность их использовать в своих интересах, получая с этого выгоду. То есть, компания, которая первой получает персональные данные клиента, должна получить его согласие на обработку. Уже после этого, не уведомляя клиента, она может передать его персональные данные другой компании-подрядчику, которая также по цепочке сможет перепоручить обработку данных другой фирме и так далее до бесконечности...

При этом компания получает возможность использовать любые данные граждан в тех целях, которые посчитает для себя выгодными, а не только в изначально согласованных. Таким образом, персональные данные граждан превращаются в объект купли-продажи, причем на «законодательном» уровне!

Оцифрованный клиент превращается в бесправное существо, данные которого начнут самостоятельную жизнь в виртуальном пространстве. Этой цифровой копией личности может воспользоваться кто угодно. Информация отчуждается от человека, собирается и обрабатывается вне зависимости от его воли. Человек уже не имеет никакого отношения к процессу так называемой обработки, то есть «любых действий с его персональными данными»! Оператор использует их по своему усмотрению, не спрашивая согласия гражданина. Операторы практически будут обладать абсолютной властью над «цифровым населением». Возможности их ничем не ограничены.

С использованием информации https://www.pwc.ru/ru/publications/protect-me-what-russian-consumers-want/personal-data-as-a-commodity.html

Написать комментарий