Об искоренении преобладающего в ребенке порока

Об искоренении преобладающего в ребенке порока

Филистимляне, увидев, что силач их у мер, побежали (1Цар. 17, 51)

Послушание, правдивость и стыдливость, — это такие добродетели, которые родители должны с ранних лет насаждать в сердцах своих детей и к которым должны приучать их с особенной заботливостью. Но, родители, вы не только должны насаждать в сердцах детей ваших доброе, но и препобеждать и искоренять злое. И, прежде всего, вы должны высту­пить на борьбу с главным пороком, какой заметили в своем ребенке, и истребить в нем с корнем этот порок. Каждый ребенок имеет свой выдающийся недостаток, преобладающую греховную склонность; и если бы у вас в семействе было, пожалуй, и десятеро детей, то каждое дитя имело бы свой недостаток. Один ребенок от природы склонен к тщеславию, самолюбию, задорливости; другой — к скупости, своекорыстию; третий — к чувственности; четвертый — к зависти и злорадству; пятый — к лености и праздности. Обыкновенно каждая страсть один из семи главных грехов. Но почему же, спросите, нужно первее всего искоре­нять в детях главные их недостатки и пороки?

Вы знаете историю о Голиафе. Воевали филистимляне с израильтянами, и враждебные войска стояли против строя в ожидании сражения. В это время выступил исполинского роста филистимлянин Голиаф, стал издеваться над израильтянами, поносить как их самих, так и Бога их, и дерзко вызывал себе единоборца. Никто не дерзал вступить в единоборство со страшным великаном, пока молодой пастух Давид, в уповании на помощь Божию, с пасту­шеской сумкой и пращей в руках не выступил против него. Искусно и с силою брошенным камнем он повалил Голиафа на землю и умертвил его. Тогда Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали (1 Цар. 17, 51).

Применим эту историю к предмету нашей беседы. Среди различных недобрых склонностей, которые имеют дети, в каждом есть и своего рода «голиаф», — то есть главный недостаток, главная страсть, главный порок. И против него-то и нужно вам первее всего направлять удары, чтобы свалить его с ног; ибо если только будет убит этот «великан» между злыми наклонностями ваших детей, то «войско» его тут же предастся бегству. Говоря просто, это значит: старайтесь искоренить главный порок ваших детей, и мало-помалу все другие пороки исчезнут сами собой. Хотите вы, чтобы плевелы и бурьян не росли на ниве вашей, вам нужно первее всего уничтожить корни их, тогда цветы и листья этих сорных трав засох­нут и отпадут сами собой. А главный порок вашего ребенка и есть тот корень, из которого вырастают другие пороки и грехи; и если вы исторгнете из сердца вашего ребенка этот гре­ховный корень, тогда сами собой завянут и отпадут другие его грехи и пороки. Кто хочет осушить ручей, тот должен преградить исток его. А главный порок — любимый грех твоего ребенка, и есть источник, из которого проистекают все его пороки, и если ты преградил этот источник, удалил главный этот порок, тогда скоро не будут более показываться другие.

Неоднократно уже в предыдущих своих беседах я указывал на то, что воспитание нужно начинать как можно раньше. Это вообще относится ко всему делу воспитания, но особенно к искоренению главной страсти. Отсюда вытекает чрезвычайно важное правило: искореняй как можно раньше главный порок своего ребенка, ибо чем больше ты замедлишь, тем сильнее и крепче станет страсть и тем труднее тебе будет возобладать над нею. Один отец, по словам Евангелиста, привел к Спасителю своего сына, одержимого бесом, и про­сил Его об исцелении, так как апостолы не могли изгнать беса. Но почему же апостолы не могли изгнать его? Причина этому видна из вопроса, с каким Спаситель обратился к отцу бесноватого: как давно это сделалось с ним? — и из ответа отца, который сказал: с детства (Мк. 9, 21). Следовательно, потому сатана получил такую власть над этим отроком, который в страшных муках испускал пену, скрежетал, цепенел, бросался на землю, в огонь и воду, — потому, что диавол еще с детства возобладал над ним и не был раньше изгнан.

Видите, родители, то же самое бывает, когда бес лживости, бес тщеславия, бес лено­сти, чувственности и т. д. поселяется в сердцах детей ваших. Если не изгнать его в раннем детстве, то он усаживается так твердо и получает такую власть, что впоследствии возобла­дать над ним бывает очень трудно или и совсем нельзя, и потребно бывает для этого чудо милости Божией, чтобы освободить от него детей. Неужели достанет у вас столько дерзо­сти, чтобы рассчитывать на такое чудо? А если нет, то пораньше прогоняйте из сердец детей ваших беса главной страсти!

Но чтобы победить и искоренить главный порок ребенка вашего, вы сначала должны узнать, какой это порок. Потому представляется весьма важный вопрос: как родителям узнать, какой главный порок гнездится в том или другом из их детей? В ответ заметьте сле­дующие правила.

Старайтесь узнать, какие у вас самих главные пороки и употребляйте все силы к тому, чтобы преодолеть их. Кто хорошо знает самого себя, тому не слишком трудно узнать и дру­гого. Это вообще положение имеет особенное отношение к родителям. Отец, мать, которые хорошо знают свое сердце, родители, которые знают свою слабую сторону, свои излюблен­ные и главные пороки, без затруднения заметят их и в своих детях, и тем более, что дети весьма часто получают в наследство дурные наклонности своих родителей, так что сын и дочь большей частью имеют те же главные недостатки, какие у отца или матери. Но нужно сказать, что такое самопознание — дело нелегкое и составляет великое и трудное искусство, которое может быть достигнуто с великим усилием и с помощью благодати Божией. Если вы, родители, хотите обладать таким самопознанием, то вам нужно с особой внимательно­стью следить за самими собой, за склонностями и стремлениями своего сердца; вы должны часто и усердно молить Бога, чтобы Он просветил вас познанием вас самих; вы должны ежедневно поверять свою совесть и вообще стремиться к истинному благочестию сердца. Ибо только искренне благочестивый человек надлежащим образом может знать самого себя.

Но если ты по недостатку истинного благочестия, недостаточно знаешь самого себя, не знаешь своего главного порока, то может быть тем лучше знаешь недостатки своего мужа, своей жены, прекрасно знаешь слабую его или её сторону. И это также может навести тебя на надлежащий путь к отысканию главных недостатков твоих детей. Будь внимателен, отец: не замечаешь ли ты в своей девочке тех именно недостатков, которые так неприятны для тебя в жене твоей? А ты мать, смотри, не видишь ли в своем мальчике тех самых недобрых наклонностей, которые в твоем муже причиняют тебе столько неприятностей и огорчений?

Прислушивайтесь, что другие люди говорят о ваших детях. Чужие люди обыкновенно гораздо лучше видят недостатки в наших детях, чем вы, родители, так как они не бывают ослеплены ложной родительской любовью. Поэтому, если кто обратит ваше внимание на тот или другой проступок ваших детей, то не обижайтесь на это; особенно если священник или учитель укажут вам с благожелательной целью на неодобрительное поведение ваших детей, не сердитесь на это; напротив, будьте благодарны им: это указание может послужить ко благу вашему и детей ваших.

Любите своих детей разумной христианской любовью. Безрассудная родительская любовь, какую, к прискорбию, большинство родителей питают к своим детям, служит обык­новенной причиной того, что они не обращают внимания на важные проступки детей, что они видят в них одно только хорошее, и самые их непростительные шалости считают часто хорошим качеством.

Наблюдайте внимательно за детьми своими особенно тогда, когда они и не подозре­вают, что за ними кто-то смотрит. Например, в играх, когда они находятся в среде своих сверстников, когда их истинная природа лучше всего сказывается, и как добрые, так и худые их наклонности скорее всего обнаруживаются.

Вы знаете теперь, родители, почему при добром воспитании должно первее всего обра­щать внимание на искоренение главных пороков детей. Я указал вам важнейшие правила, как отыскать в ребенке главный его порок. Если вы хотите с успехом исправить пороки ваших детей и искоренить в них зло, то будьте уверены, что вы этого не в состоянии достиг­нуть, если не будете знать главной страсти детей. А чтобы узнать, какой в вашем ребенке главный недостаток, главный порок, следуйте тем правилам, которые указал я. Старайтесь, прежде всего, знать свои слабые стороны и исправлять их. Прислушивайтесь, что другие люди говорят о ваших детях, и не раздражайтесь, когда придется услышать что и нехорошее. Любите детей разумной и истинной христианской любовью. Имейте, наконец, зоркие глаза за детьми. Если вы таким способом заметили этого «голиафа» — главный порок в ваших детях — то смело идите против него в надежде на помощь Божию и не переставайте воевать с ним, пока не поразите его совершенно. Если удастся вам истребить корень греха, то мало- помалу исчезнут плевелы прочих пороков в саду сердца детей ваших, и взоры Божий и их святых Ангелов-хранителей с благословением почиют на них. Аминь.



О воспитании детей. 
Епископ Екатеринбургский и Ирбитский Ириней

Написать комментарий