Некий брат спросил авву...

Некий брат спросил авву...

Авва Макарий сказал авве Захарии: «Скажи мне, что есть дело монаха». Тот отвечает: «Меня ли спрашиваешь, отче?» Авва Макарий говорит: «Я имею извещение о тебе, чадо Захария. Так что есть Побуждающий меня, дабы я спросил тебя». Захария говорит ему: «По мне, отче, понуждать себя во всем — это и есть монах».

Некий брат попросил авву Исаию сказать слово. Старец сказал ему в ответ: «Если ты желаешь последовать Господу нашему Иисусу, храни слово сие. Если ты желаешь, чтобы твой ветхий человек сораспялся с Ним, ты должен заботиться о том, чтобы отсекать от себя тех, кто желает свести тебя со креста, и так до самой смерти твоей. И так ты должен уготовить себя самого к перенесению уничижения и к умиротворению сердца творящих тебе злое, и смирить себя перед теми, кто желают тебя унизить, и соблюдать молчание уст и не судить никого в сердце своем».

Сказал он и другое: «Тяжелый телесный труд, нищета, странничество, мужественность и молчание порождают смиренномудрие. А смиренномудрие удаляет множество грехов. Для не соблюдающих все это тщетно отречение от мира».

Некий брат спросил авву Иосифа: «Если будет гонение, лучше бежать в пустыню или в населенное место?» Старец сказал: «Где слышишь, есть православные, ступай туда, и сблизься, и будь рядом с ними, но вовсе не заводи дружбу с отроком, и не оставайся вместе с ним. Если ты можешь оставаться в своей келии, то это прекрасно. И возделывай свой огород, что лучше, чем ходить к кому-нибудь и попрошайничать».

И снова говорит брат: «Я хочу быть с кем-то в киновии, чтобы мне безмолствовать в келии одному, а он бы мне доставлял самое необходимое и сам заботился бы обо мне». Старец говорит: «Наши отцы не желали такого. Ибо если ты еще не приносишь хлеб по крайней мере кому-то другому, сатана тебя не оставит своими искушениями».

Некий брат спросил авву Пимена, говоря: «Каким устроением должен обладать человек среди других людей?». Говорит ему старец: «Мы видим, что Даниила ни в чем не могли обвинить, разве [что] в служении своему Богу».

Он же сказал: «Бедность, скорбь и различение помыслов — вот мастерские уединенного жития. Ибо написано: „Если есть три сии мужа: Ной, Иов и Даниил, жив Я, — говорит Господь". Ной олицетворяет нестяжание, Иов скорбный труд, Даниил — различение. Если есть три этих деяния в человеке, в нем обитает Бог».

Он же сказал: «Если монах возненавидит две вещи, он сможет стать свободным от мира». Брат спросил: «Какие такие две вещи?». Старец ответил: «Плотское отдохновение и тщеславие».
И спросил брат: «Скажи мне еще слово». Старец отвечает: «Насколько возможно, занимайся рукоделием, дабы из него сотворить милостыню. Ибо написано, что милость и вера изглаживают грехи».
И говорит брат: «Что есть вера?» Старец отвечает: «Вера есть проводить жизнь в смиренномудрии и творить милостыню».

Старец сказал: «Диавол совершает нападение на монаха. Ибо за долгое время утвержденный навык обретает силу природы, особенно в наиболее нерадивых. Всякую снедь, которую ты ищешь по [привлекающему] запаху, не пожелай себе преподнести, особенно если ты здоров. И то, к чему ты стремишься, не ешь, вкушая [всякий раз] только посылаемое тебе от Бога, и благодари всякий час. Мы привязались к хлебцам монашеским, но монахами-то как раз не стали. Поэтому мужайся, чтобы не носить схиму чуждую, брат, но владей печатью Христовой, то есть смирением».

Написать комментарий