ПОТЩИМСЯ ПРИОБРЕСТИ ЧИСТОТУ ЦЕЛОМУДРИЯ

ПОТЩИМСЯ ПРИОБРЕСТИ ЧИСТОТУ ЦЕЛОМУДРИЯ

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин о духе блуда 

 

По преданию отцев второй подвиг предлежит нам против духа блуда, – брань более других продолжительная, постоянная, жестокая, в которой весьма немногие одерживают совершенную победу, и которая, с перваго времени зрелости возраста начинает безпокоить, не прекращается до тех пор, пока прежде не будут побеждены прочие страсти. Поелику нападение бывает двоякое (т.е. на тело и душу), то и сопротивляться надобно двояким оружием. Как в болезни соединение тела и души приобретает ей силы, так и здесь нельзя иначе одержать победу, как если оба (т.е. тело и душа) вместе будут бороться. Ибо одного телеснаго поста недостаточно для приобретения чистоты целомудрия, если не будет предшествовать сокрушение духа и постоянная молитва против этого нечистаго духа, потом продолжительное размышление о Священном Писании, и к этому будет присоединено духовное разумение, также труд и рукоделье, обуздывающее и воззывающее непостоянныя блуждения сердца, а прежде всего если не будет в основание положено истинное смирение, без котораго нельзя победить совершенно никакого порока. 

 

О главном средстве против духа блуда.

Исправление этого порока главным образом зависит от усовершения сердца, из котораго, по слову Господа, исходит гной этой болезни: из сердца исходят помышления злыя, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства (Мф.15:19). Следовательно, сначала надобно очищать сердце, в котором находится источник жизни и смерти, как говорит Соломон: всяцем хранением блюди твое сердце: от сих бо исходища живота (Притч.4:23). Ибо плоть подчиняется его произволению и власти, и потому с особенным усердием надобно соблюдать строгий пост, чтобы плоть, утучненная обилием пищи, противясь внушениям души, безчинствуя, не извергла своего правителя – духа. Впрочем, если мы всю важность будем поставлять только в укрощении тела, а душа не будет также воздерживаться от прочих пороков и не будет занята божественным размышлениям и духовным упражнением, то мы никак не возможем взойти на самый верх истинной непорочности, как то, что в нас есть главное, будет нарушать чистоту нашего тела. Итак, по слову Господа, нам надлежит прежде очищать внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность (Мф.23:26). 

 

О том, сколько уединение содействует к побеждению страсти блудной.

Потом прочие пороки обыкновенно очищаются также обращением с людьми (см.соб.5,гл.4) и некоторым образом врачуются обнаружением самаго падения, как то страсть гнева, печали, нетерпеливости, исцеляется размышлением духовным, неусыпною заботою, также посещением братий и усердною молитвою. И когда, быв возбуждены, оне чаще обнаруживаются и чаще обличаются, то скорее и исцеляются. А эта болезнь вместе с укрощением тела и сокрушением сердца имеет нужду и в уединении, и удалении от людей, чтобы, по ослаблении гибельной лихорадки похотливаго разжения, можно было придти в состояние совершеннаго здоровья. Как большей частью страдающим известною болезнию полезно, чтобы вредная пища и на глаза не приносилась, чтобы по поводу взгляда на нее не родилось у них смертоносное желание, так и для удаления этой болезни (похотливости) весьма полезны покой и уединение, чтобы больная душа, не тревожимая разными образами, восходя к более чистому созерцанию, легче могла совершенно истребить возбуждение похоти. 

 

Какое различие между чистотою и воздержанием, и пребывают ли всегда вместе та и другое?

Впрочем никто не должен из этого заключать, будто мы не допускаем, что и между пребывающими в собрании братий находятся воздержные; это мы признаем очень возможным, ибо иное быть воздержным, а иное чистым, и так сказать, придти в расположение непорочности, нерастленности, что называется невинностью. Эта добродетель особенно присвояется тем одним, которые пребывают девственниками или по уму, или по плоти, как два Иоанна в Новом Завете (Предтеча и Евангелист), в Ветхом завете были так же Илия, Иеремия, Даниил. Не несправедливо к чину их будут причислены и те, которые, после опытов развращения, долгим трудом и тщанием достигли подобнаго состояния чистоты по непорочности души и тела, и жало плоти ощущают не столько по возбуждению гнусной похоти, сколько по движению только природы. Мы говорим, что весьма трудно достигнуть такого состояния среди многолюдства, а может быть, и невозможно, это пусть всякий узнает не из нашего мнения, а изследует судом своей совести. Впрочем мы не сомневаемся, что есть много воздержных, которые возбуждение плоти изредка, или ежедневно терпят, но страхом геенны, или желанием царства небеснаго укрощают и подавляют его. Старцы утверждают, что они могут быть не подавленны совершенно порочными возбуждениями, но не могут не быть обезпокоиваемы и уязвляемы. Ибо необходимо всякому, поставленному для борьбы, хотя бы часто преодолевал и побеждал своего противника, и самому иногда быть уязвленным. 

 

О том, что блудная брань не может быть побеждена одним человеческим старанием.

Посему, если хотим по апостолу (2 Тим.2:5), законно подвизаться духовным подвигом, победить этого нечистаго духа со всем напряжением ума, то должны постараться, надеясь не на свои силы, (ибо это невозможно совершить человеческим старанием), но на помощь Божию. Ибо душа необходимо терпит нападение от этой страсти дотоле, пока не сознает, что она ведет войну свыше своих сил, и не может одержать победу собственным тщанием и трудом, если не будет подкреплена помощью и защитою Господа.

 

Написать комментарий