ЧИТАТЬ И ИСПЫТЫВАТЬ СЕБЯ ПРОЧИТАННЫМ

ЧИТАТЬ И ИСПЫТЫВАТЬ СЕБЯ ПРОЧИТАННЫМ

Из наставлений ст. Паисия Святогорца о духовном чтении 

 

– Геронда, чтение каких книг может помочь людям, в которых пробуждается добрая обезпокоенность?

Пусть они сначала читают Евангелие, чтобы понять, что значит «Христос». (После того, как они) немного придут в сокрушение, пусть читают Ветхий Завет. Знаешь, как бывает трудно, когда твоей помощи просят люди, ничего не читавшие? Все равно что ученик начальной школы идет к профессору университета и говорит ему: «Помоги мне». И что тогда говорить профессору? Что «один плюс один равняется двум»? 

 

А бывает еще, что приходят люди, не имеющие в себе доброй обезпокоенности, и говорят: «У меня, отец, проблем нет, все прекрасно, так просто зашел посмотреть на тебя». Но человек никогда не может сказать, что у него нет никаких проблем. Что-то (все равно) есть. Борьба за духовную жизнь не заканчивается никогда. Или как некоторые мне говорят «Скажи нам что-то духовное». Все равно что прийти к бакалейщику и сказать: «Дай нам товары». Тут тебе и бакалейщик растеряется. Не просят чего-то определенного: столько-то риса, столько-то сахара и т.д., а говорят «дай нам товары». Или все равно что к фармацевту прийти и сказать: «Дай нам лекарства», не объяснив, чем они больны, ходили ли к врачу и что им сказал врач. Попробуй тут разберись! А тот, у кого есть духовная обезпокоенность, понимает, чего ему не хватает, ищет это и получает пользу

 

Я когда был новоначальным и читал какую-то книгу – переписывал ее, чтобы не забыть, и старался применить прочитанное на практике. Я читал не для того, чтобы приятно проводить время. Во мне была добрая обезпокоенность, и когда я чего-то не понимал, то спрашивал, чтобы узнать (правильный смысл). Я мало читал и много испытывал себя прочитанным. «Где я нахожусь? Что делаю?» – я сажал себя на скамью подсудимых, не давал чтению безпошлинных прав (на вход в одно ухо и выход из другого). 

 

Сегодня люди от многого чтения доходят до того, что становятся (подобными) магнитофонам и забивают свои кассеты ненужными вещами. Однако, по святому Исааку, «учение без деяния есть залог стыда» («Но слово от деятельности – сокровищница надежды; а мудрость, не оправданная деятельностию, – залог стыда» (Авва Исаак Сириянин. Творения.) Точно так же многие интересующиеся спортом, сидя на диване, праздно читают спортивные журналы и газеты – сами при этом могут быть как телята, а спортсменами восхищаются. «Ух, – говорят, – это поразительный спортсмен, молодчина», – а сами при этом не потеют и собственного веса ни на один килограмм не убавляют. Читают-читают о спорте, при этом валяются на диване и получают не пользу, а одно только удовольствие от чтения. 

 

Из мiрских одни читают газеты, другие приключенческие романы, третьи смотрят, как играют на стадионах, и так (все) эти люди проводят свое время. То же самое делают некоторые из читающих духовные книги. Они могут ночами не спать, читать эти книги запоем и получать удовольствие. Берут духовную книгу, усаживаются поудобнее и читают. «Я получил пользу», – скажет кто-то из них. Скажи лучше, что ты получил удовольствие, что приятно провел время. Потому что это не польза. Ты получаешь пользу только тогда, когда понимаешь, о чем говорится в книге, испытываешь себя и принуждаешь себя применять прочитанное к самому себе. «О чем говорит то, что я читаю? Где я духовно нахожусь? Что мне следует делать?». 

 

И потом: чем больше кто-то узнает, тем большую он несет ответственность. Я не говорю, что не надо читать, чтобы не знать много и не быть (за это) ответственным. Такое отношение к чтению было бы лукавством. Я имею в виду то, что не следует читать лишь для того, чтобы получать удовольствие. Плохо, если у читающего крепкая память, и он многое запоминает. Говорить он тоже может многое и обманывать себя, считая, что применяет прочитанное к своей жизни. Таким образом и в себе и в других он вызывает ложные чувства. Поэтому не успокаивайте свой помысл многим чтением. Возьмитесь за применение (прочитанного).

 

Многое чтение дает образование энциклопедическое – так, что ли, говорят?

– Да, Геронда.

– А задача в том, чтобы образовать себя богоцентрично. Я не собираюсь становиться университетским профессором и не обязан знать многого. Приобретя же богоцентричное образование, я в случае необходимости смогу легко узнать что-то из другой области. Ясно? 

 

– Геронда, а когда кто-то устал или расстроен и хочет почитать что-то легкое: какой-нибудь рассказ, повесть и тому подобное?

– Разве нет никакой духовной книги, пригодной для такого случая? Цель не в том, чтобы человек забыл свое расстройство, а в том, чтобы он от него избавился. Художественная литература избавления не дает. Ни романы, ни газеты, ни телевизор не помогают в духовной жизни. Даже духовные журналы часто приносят христианам вред, возбуждая глупую ревность и вызывая смущение. Будьте внимательны: не читайте в свободное время лишнего. Читать книги определенного рода – это все равно что набивать свой желудок жиденькой похлебкой из тыквы, все равно что рыться в стоге соломы в поисках одного пшеничного зернышка. «Да, – говорят некоторые, – но от такого чтения я отдыхаю». Да как же ты отдыхаешь, голубчик, когда у тебя от этого «чтива» заморочена голова и режет глаза? Лучше уж (тогда) поспать, для того чтобы отдохнуть. 

 

– Геронда, какие духовные книги помогают больше всего?

– Очень большая польза от различных святоотеческих книг, которые в наши дни издаются, слава Богу, тысячами. В этих книгах можно найти то, к чему ты стремишься, в чем ты нуждаешься. Они – подлинная духовная пища, они безопасно ведут по духовному пути. Однако для того, что бы они помогли, их должно читать со смирением и молитвой. 

 

Для того, чтобы стяжать благоговение, нет нужды иметь много знаний. Если размышлять над тем малым, что мы знаем, то сердце заработает. У кого-то от одного тропаря все внутри переворачивается, а другой знает все наизусть и ничего не чувствует, потому что движется вне духовной действительности. Итак, читайте отцов, хотя бы одну-две строчки в день. Это витамины, весьма укрепляющие.

Написать комментарий