Крещение - второе рождение

Крещение - второе рождение

Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие ( Ин. 3, 5).

1. Малые дети каждый день ходят к учителям, берут уроки и дают в них отчет, и не прерывают этого занятия; бывает и то, что они к дням присоединяют и ночи; и вы заставляете их делать это из-за предметов тленных и временных. Но от вас, людей взрослых, мы не требуем такого труда, какого вы от своих детей. Не каждый день, а только два дня в седмицу мы приглашаем вас к слушанию поучений и притом только на малую часть дня, чтобы облегчить для вас этот труд. Для того и содержание Писания мы разделяем на малые части, чтобы вы удобнее могли усвоить их, влагать в сокровищницу разума и так запечатлевать в памяти, чтобы вы и сами могли передавать все (другим) в точности, если только не будет кто слишком сонлив и нерадив или ленивее малого отрока.

Итак, приступим опять к продолжению прежде сказанного и посмотрим, как Никодиму, ниспавшему, вниз, прилагающему слова Христовы к земному рождению и говорящему, что невозможно устаревшему человеку снова родиться, Христос открывает яснее образ этого рождения. Хотя и это изъяснение еще представляет некоторые затруднения для рассуждающего по-человечески, но вместе с тем уже достаточно для того, чтобы слушающего возвести от уничиженного образа мыслей. Что же Христос говорит? Истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божье. Вот что этим Он дает разуметь: ты считаешь это невозможным; а Я говорю, что это очень возможно, даже и необходимо, и иначе спастись невозможно. А необходимое Бог сделал для нас и удобным.

Рождение земное есть рождение по плоти, от праха, а потому для него и заграждено все небесное, потому что что общего между землей и небом? Но другое рождение, как рождение от Духа, удобно открывает нам небесные врата. Слышите вы все, чуждые просвещения (т. е. таинства св. крещения): ужаснитесь, возрыдайте! Страшна эта угроза, страшно определение! Невозможно, говорить Христос, тому, кто не родится водой и духом, войти в царство небесное, потому что он еще носит одежду смерти, одежду проклятия, одежду тления, — еще не получил знамения Господнего, он еще не свой, а чужой; не имеет условленного в царстве знака. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божье. Но Никодим и этого не понял. Нет ничего хуже, как подвергать духовные предметы умствованиям. Это и не допустило Никодима представить себе что-либо великое и возвышенное. Но для того мы и называемся верными, чтобы, оставляя немощь низших помыслов, восходили на высоту веры, и в её учении полагали свое высшее благо. Если бы так поступил Никоим, то дело не представилось бы ему невозможным.

Итак, что же Христос? Отклоняя его от такого пресмыкающегося вниз образа мыслей, показывая, что не о плотском рождении Он беседует, Христос говорит: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божье. Он говорил это, желая угрозой привлечь Никодима к вере, — убедить, чтобы он не признавал этого дела невозможным, и стараясь отвлечь его от предположения в этом деле плотского рождения. Никодим, говорит Он, Я говорю о другом рождении.

Для чего же ты склоняешь речь к земле? Для чего это дело подчиняешь естественным законам? Рождение это выше естественного рождения, и не имеет ничего общего с вашим. Хотя называется рождением и то и другое, однако, при общем наименовании, они различаются на деле. Отстань от общепринятых понятий; Я ввожу в мир иное рождение; Я хочу, чтобы люди рождались иным образом; Я пришел с необычайным способом создания. Вначале Я создал человека из земли и воды, но это создание оказалось негодным, этот сосуд разбился; затем Я уже не хочу творить из земли и воды, а от воды и духа. А если кто спросит: как от воды? — спрошу и я: как от земли? Как земля преобразовалось в различные виды? Каким образом из вещества однородного (земля ведь одна) произошли творения различные и разнообразные? Откуда кости, нервы, кровеносные и сухие жилы? Откуда перепонки, кровяные сосуды, хрящи, оболочки, печень, селезенка, сердце? Откуда кожа, кровь, слизь, желчь? Откуда столько отправлений? Откуда разнообразие цветов? Это — не из земли и не из брения. Каким образом земля, принимая семена, произрастает их; а плоть, та же земля, принимая семена, подвергает их гниению? Как земля бросаемые в нее семена питает; а плоть питается или, но не питает их? Например: земля, принимая воду, производить вино, а плоть, часто принимал вино, обращает его в воду.

Итак, откуда видно, что тело происходить из земли, тогда как земля, как я сказал, имеет свойства, противоположные телу? Умом я постигнуть этого не могу, принимаю только верой. Если же ежедневно бывающие и осязаемые дела требуют веры, тем более — дела неизреченные и духовные. Как бездушная неподвижная земля, по воле Божией, приняла такую силу, и из неё происходят такие дивные дела, таким же образом, и при действии Духа на воду, легко совершаются те изумительные и превышающие разум дела.

2. Итак, не оставайся в неверии потому только, что ты не видишь этого. Ты не видишь и души, однако же веришь, что у тебя есть душа и что она нечто другое, а не тело. Но Христос вразумляет Никодима не этим, а другим примером. Хотя душа и бестелесна, однако же Он не указал на нее потому, что Никоим имел еще слишком грубые о ней понятия. Но Христос приводит в пример нечто другое, что не имеет ничего общего с грубостью тел, но и не возвышается до природы существ бестелесных. Это — движение ветра.

Прежде всего Он начинает с воды, которая, тоньше земли, но грубее ветра. Как в начале в основание (творения) положена была земля, все же дело принадлежало Создателю, так теперь в основание полагается вода, а все дело (возрождения) принадлежит благодати Духа. И тогда — "человек стал живущей душой", теперь же есть животворящий дух ( 1 Кор. 15, 45). Но различие между тем и другим велико. Душа не сообщает жизни другому существу; а Дух не только живет сам по себе, но сообщает жизнь и другим существам. Так апостолы и мертвых воскрешали. Тогда, уже по совершении творения, наконец был создан человек; а теперь, напротив, новый человек творится прежде новой твари: сперва он рождается, а потом уже мир преобразуется. И как в начале (Бог) создал человека всецелым, так и теперь всецело образует его. Но тогда он говорил: сотворим ему помощника ( Быт. 2, 18), а здесь — ничего подобного.

Принявший благодать Духа может ли нуждаться в другом каком-либо помощнике? Принадлежащий к телу Христову какую имеет нужду в чьем-либо содействии? Тогда сотворен человек по образу Божию; а ныне соединен с самим Богом. Тогда Бог повелел ему обладать рыбами и зверями; а теперь вознес первый плод наш превыше небес. Тогда дал для жительства рай; а теперь открыл для нас небо. Тогда человек создан был в шестой день, так как этим временем должно было окончиться и творение; а ныне — в первый день, и в самом начале, как и свет.

Из всего этого ясно, что совершающееся теперь принадлежит к другой, лучшей жизни и состоянию, не имеющему конца. Первое творение Адама было творение из земли, а после него создание жены из ребра, потом происхождение Авеля от семени. Но мы не можем ни постигнуть, ни изобразить словом этих творений, хотя все они самые вещественные. Как же мы можем дать отчет относительно духовного рождения через крещение, — рождения, которое гораздо выше тех? И каких можно требовать от нас соображений об этом рождении — чудном и необычайном? При совершении его предстоят и ангелы; но изъяснить способ этого дивного рождения через крещение не может ни один из них. Но и предстоять они, сами ничего не совершая, а только взирая на то, что совершается. Все же делает Отец, Сын и Снятой Дух.

Поверим же слову Божию: оно вернее нашего зрения; зрение часто и обманывается, а это слово погрешать не может. Поверим же Ему. Произведя сущее из несущего, оно, конечно, несомненно и тогда, когда говорит об естестве его. А что оно говорит? Что в крещении совершается рождение. Но если бы кто сказал тебе: как это — загради тому уста словом Христовым, которое есть величайшее и самое ясное доказательство. Если же кто спросить: для чего употребляется вода, то спросим и мы взаимно: для чего в начале в создание человека входила земля? Что Богу и без земли возможно было сотворить человека, это очевидно для каждого. Поэтому не допытывайся.

А что вода потребна и необходима, это можешь узнать вот из чего: однажды, когда Дух сошел, прежде употребления воды ( Деян. 10, 44), апостол не остановился на этом; но смотри, что сказал он о воде, как о веществе необходимом и не излишнем: кто может запретить креститься водой тем, которые, как и мы, получили Святого Духа ( Деян. 10, 47). Почему же нужна вода? Скажу, наконец, и об этом и открою вам сокровенное таинство. Есть несколько сокровенных причин для этого, но из многих я скажу вам пока одну. Какая же это причина? Та, что в воде символически изображается гроб и смерть, воскресение и жизнь, и все это происходит совместно. Когда мы погружаем свои головы в воду, как бы в гроб, вместе с тем погребается ветхий человек и, погрузившись долу, весь совершенно скрывается. Потом, когда мы поднимаемся, — выходит человек новый. Как легко для нас погрузиться и подняться, так для Бога легко погрести ветхого человека и явить нового. Но это совершается трижды, чтобы ты знал, что все это совершается силой Отца и Сына и Святого Духа. А что сказанное мной не гадание, послушай только, что говорит Павел: мы погреблись с Ним крещением в смерть ( Рим. 6, 4); также: наш ветхий человек распят с Ним ( ст. 6); или: мы соединены с Ним подобием Его смерти ( ст. 5). Но не только крещение называется крестом, а и крест крещением. Крещением, говорит Христос, которым Я крещусь, будете креститься ( Мк. 10, 39). И в другом месте: крещением должен Я креститься ( Лк. 12, 50). Как легко мы погружаемся и поднимаемся, так легко и Он, по смерти, когда восхотел — воскрес, или лучше сказать: гораздо легче, хотя ради устроения никоего таинства и пробыл (во гробе) три дня.

3. Итак мы, удостоившиеся столь великих таинств, покажем достойную этого дара жизнь, самое лучшее поведение. А вы, еще не удостоившиеся их, поступайте во всем так, чтобы вам удостоиться, да будем все едино тело, да будем все братья. Доколе это разделяет нас, до тех пор и отец, и сын, и брат, и кто бы то ни был — для нас еще не истинный родственник наш, так как он отдален от родства высшего. Да и какая польза быть соединенными родством бренным, когда мы не соединены родством духовным? Какая прибыль от близости на земле, когда мы чужды друг для друга на небесах? Оглашенный чужд верному. Он не имеет ни одной и той же с ним главы, ни одного и того же отца, ни того же города, ни пищи, ни одежды, ни дома; но все у них раздельно. У одного все на земле; у другого — на небесах. У этого царь — Христос; у того — грех и дьявол. У этого пища — Христос; у того — гниль и тление. Да и одежда у этого — Владыка ангелов; у того — дело червей. У этого город — небо; у того — земля. А если у нас нет с неверными ничего общего, то скажи мне, в чем же нам иметь общение (с ними)?

Прошли и мы через те же муки рождения и произошли из одного чрева? Но и этого недостаточно для более близкого родства. Итак постараемся сделаться гражданами небесного града. Доколе нам оставаться в чужой земле, тогда как следует нам получить снова древнее отечество? Здесь опасность касается не маловажных дел. Если случится, чего не дай Бог, что постигнет нас нечаянная смерть, и мы отойдем отсюда без просвещения (имеется в виду крещения), то, хотя бы мы имели здесь тысячи благ, нас ожидает не что другое, как геенна, червь ядовитый, огонь неугасимый и узы неразрешимые. Но не дай Бог кому-либо из слушающих испытать это наказание! А не постигнет оно нас, если мы, удостоившись святых тайн, будем полагать в основание своего здания золото, серебро и драгоценные камни ( 1 Кор. 3, 12).

Таким образом мы будем иметь возможность, отойдя туда, явиться богатыми, когда, т.е., не здесь будем оставлять деньги, а будем переносить их в безопасные сокровищницы руками бедных, когда будем давать взаймы Христу. Там у нас много долгов — не деньгами, а грехами. Будем же отдавать Ему деньги, чтобы получить оставление грехов. Он — Судья наш. Не презрим здесь Его алчущего, чтобы и Он там напитал нас. Оденем Его здесь, чтобы и Он не оставил нас обнаженными без своего покрова. Если мы напоим Его здесь, то не скажем подобно богатым: пошли Лазаря, чтобы омочил конец своего пальца в воде и прохладил наш язык ( Лк. 16, 24). Если и мы примем Его здесь в свои дома, то Он уготовит для нас там много обителей. Если придем к Нему в темницу, то и он освободит нас от уз. Если введем Его к себе, как странника, — и Он не оставить нас странствовать вне царства небесного, но воздаст за то небесный град. Если посетим Его в болезни, — скоро и Он освободит нас от немощей наших.


Итак, получая много, даже тогда, когда даем немного, будем давать по крайней мере немного, чтобы приобрести много. Пока есть еще время, будем сеять, чтобы пожать. Когда наступить зима, когда по морю нельзя уже будет плавать, тогда и купля эта уже не будет в нашей власти. А когда настанет зима? Тогда, когда наступить тот великий и славный день. Тогда мы уже не станем плавать по этому великому и пространному морю, которому подобна настоящая жизнь. Теперь — время сеяния; а тогда — время жатвы и собирания.

Если бы кто во время сеяния не бросал семян, а сталь сеять во время жатвы, — тот, кроме того, что не получил бы ничего, еще был быль бы смешон. Если же настоящее время есть время сеяния, то теперь-то и должно не собирать, а расточать. Станем же расточать, чтобы собрать; не будем собирать теперь, чтобы не потерять жатвы. Это время, как я сказал, вызывает на сеяние, на иждивение и расточение, а не на собирание и сбережение. Итак, не упустим удобного времени, а сделаем обильный посев и не пощадим ничего своего, чтобы получить обратно с большим воздаянием, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым духом слава во веки веков. Аминь.

Святого Иоанна Златоуста Беседы на Евангелие св. ап. Иоанна Богослова
Беседа 25



Написать комментарий