«Поступай так, и спасешься»: О пользе труда

«Поступай так, и спасешься»: О пользе труда

Труд является деятельностью, изначально благословлен­ной Богом. Первочеловеку Адаму сразу после его создания было заповедано Богом возделывать и хранить райский сад (Быт. 2, 15).

После грехопадения Адаму, а в лице его и все­му грядущему человечеству, было сказано: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 19). То есть для того, что­бы жить, питаться, необходимо много и усиленно трудить­ся. Поэтому апостол Павел и говорит: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3, 10).

Как мы видим, труд является необходимой составляющей нормальной деятельности человека. Одному великому свя­тому, преподобному Антонию, когда он долго молился и просил Бога показать ему правильный, спасительный для души образ жизни, было следующее видение. Он увидел ан­гела, который в течение одного часа молился, в течение дру­гого часа читал Священное Писание, а третий час проводил в труде. «Поступай так, и спасешься», — сказал святому Бог.

Однако еще сам факт наличия у человека труда не есть то, что вменяется в заслугу человеку. Духовным достиже­нием является лишь тот труд, который имеет определенные благие цели и совершается со смирением и сохранением всех христианских добродетелей. Как говорил один пастырь: «Господь смотрит на наше внутреннее, и — как бы ни скром­на была наша деятельность — тщательное исполнение на­ших обязанностей есть очень важное и надежное средство нашего спасения. Господь взвешивает сердца, а не дела. Он не смотрит — что мы делаем, но — как и почему мы это делаем и с какой любовью, смирением и тщательностью выполняем свое служение и свои обязанности». Все, что мы в жизни ни делаем, мы должны стремиться делать так хорошо, как будто это сделано для самого Бога, в Его славу, по Его слову. Здесь недопустима никакая небрежность, неряшли­вость, расслабленность. Очень важно, чтобы мотивами нашего труда были не алчность, не жажда обогащения, славы и почета, а совершенно иные благие цели. Это может быть труд как естественная необходимость для существования, достойная жизнь семьи, детей, благотворение ближним. Нужно всегда помнить слова святых, что блаженнее давать, нежели брать.

Таким образом, природа трудовой  деятельности является двойственной. С одной стороны, труд, заповеданный человеку до грехопадения (взращивание райского сада) – это сотворчество, соработничество Творцу в любви и заботе об окружающем мире. С другой стороны, труд, направленный на обустройство материальной земной жизни, является прямым следствием греха. При этом следует помнить замечательные слова святителя Иоанна Златоуста, относящиеся ко второму аспекту понятия труда: «Бог наложил на человека труд не для наказания и мучения, но для вразумления и научения его».



       По материалам православных СМИ

Написать комментарий