Да будешь святою по телу и по душе

Да будешь святою по телу и по душе

Преподобная Евстохия воспитывалась под надзором благочестивой вдовы Маркеллы, но нелегко было дочери сенаторской, девушке из самого аристократического и богатого дома, решиться на нищету Христову, тем более что Евстохия первая из благородных дев Рима решалась посвятить себя девству.

Родные восстали с силою против ее монашества. Тетка Протекстата, аристократка высшего полета, по воле мужа сбросила с Евстохии смиренную одежду ее и пышно нарядила ее, «желая победить решимость дочери и желание матери». Что же случилось? Бог – Помощник добру и против греха. По известию блаженного Иеронима, «в ту же ночь видит она – тетка, – явился ей грозный ангел и говорит: „Ты ли смела предпочесть волю мужа воле Христовой? Ты коснулась святотатственными руками главы девы Божией. Руки твои будут сохнуть, чтобы почувствовала ты себя; спустя пять месяцев приблизишься ты к гробу. Если будешь упорствовать в нечестии, лишишься и мужа, и детей". Все выполнилось в свое время, и позднее раскаяние запечатлела смерть».

Сильная духом дева твердо шла своим путем и не смотрела на суд гордого мира. Святой Иероним справедливо писал: «Кто храбрее Евстохии, которая обетом девства взяла в плен ворота благородства и гордость консульского рода?»

Девство есть образ жизни ангелов, отличительное свойство всякого безплотного естества. Мы говорим это, не порицая брака, – да не будет! Ибо мы знаем, что Господь, во время Своего пребывания [на земле], благословил брак; [знаем также слова] сказавшего: честна женитва и ложе нескверно (ср.: Евр. 13, 4); но [зная это] признаем, что девство – лучше хорошего [самого по себе] брака.
Преподобный Иоанн Дамаскин

Блаженный Иероним, содействовавший советами Евстохии в решимости жить девою для Господа, в 383 году написал для нее обширное сочинение о девстве. «Пока мы живем в этом хрупком теле, – писал он, – пока носим сокровище в глиняном сосуде (см.: 2 Кор. 4, 7), и плоть борется с духом, как дух с плотью (см.: Гал. 5, 17), дотоле нет верной победы. Потому постоянно необходимы смирение и труд. Особенно для молодого тела нужно воздержание: свобода, какую дозволяют себе многие в этом отношении, вызывает жалкие последствия. Надобно уклоняться от сношения с лицами, от которых веет мирщиною. Редко ходите и на поклонение мученикам, поклоняйтесь им в келье вашей. Трудно, чтобы душа человеческая не любила ничего, не увлекалась какими-нибудь чувствами. Пусть же плотская любовь побеждается любовью духовною, пусть одно желание ослабляется другим. Обливайте, обмывайте ложе ваше, бодрствуйте в уединении; пойте сердцем и устами: „Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его, очищающего вся беззакония твоя, исцеляющего вся недуги твоя". Преимущества девственной жизни слишком высоки, чтобы не уважать и не любить их полною душою».

Указывая на средства охранять дорогое сокровище, предлагает как можно более оставаться в уединении, заниматься молитвою, не слушать льстецов. «Не уверяйте себя, будто вы молоды, нежны, слабы и потому не можете заниматься рукоделием. Не отзывайтесь ни о ком дурно; попостясь несколько дней, не думайте, будто превосходите тем в добродетели людей, которые не постятся. Пусть вы и поститесь, но можете быть нетерпеливы, заносчивы; а другой не постится, зато кроток и смирен».

Надобно притом опасаться и тщеславия, не выставлять из себя особенности. «Когда поститесь, будьте веселы лицом. Одеяние ваше пусть будет довольно чисто, а не гнусно, чтобы проходящие не указывали пальцем». «Как и тщеславие, скупость – вещь дурная».

Изобразив жизнь разных подвижников Востока, говорит: «Не смотрите на тех, которые заботливы о плоти, о приобретении имущества, считают доходы. Не говорите: „Та и та пользуется своею собственностью, в почете у людей, к ней собираются братья и сестры, и перестала ли она быть девою?" Бог смотрит на нас не так, как люди. Если по телу она и дева, но не знаю, дева ли она по душе? Апостол так определил деву: „да будешь святою по телу и по душе" (ср.: 1 Кор. 7, 34). Надобно нам смотреть не на жизнь грешных, а на жизнь святых, мучеников, апостолов».

Избранные жития святых,
изложенные по руководству
Четьих-Миней архиепископа
Филарета Черниговского.
Т. 2. М., 2011.

Источник: Газета «Православный крест» №19 (211) от 1 октября 2018 г.

Написать комментарий