Кого миловать – помилую, кого жалеть – пожалею

Кого миловать – помилую, кого жалеть – пожалею

Свт. Лука Крымский о предопределении. Отчего так, что одни люди от самого своего рождения предназначены к вечной жизни и к вечному блаженству, а другие рождены и живут в неблагоприятных для спасения условиях, как будто от самого рождения отвержены Богом. Святой апостол Павел приводит слова Божии к великому пророку Моисею: Кого миловать – помилую, кого жалеть – пожалею (Рим. 9, 15).

Бог знает, кого миловать и кого жалеть, кто достоин помощи, кто достоин благодати Его. Господь говорил фараону, который не хотел отпустить евреев из плена, несмотря на постигавшие Египет казни: Для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле (Там же, 17). Итак, кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает.

Для того Господь Сам поставил его Царем над Египтом, чтобы на нем всякому человеку, роду человеческому показать силу Свою, ибо проявил Он силу Свою, проявил власть над фараоном и всеми его людьми, когда страшной казнью принудил их отпустить народ Израильский. Это было сделано для того, чтобы проповедано было имя Божие по всей земле.

Люди рождаются в различных условиях, с разными направлениями мыслей, чувств, с разными сердцами. Почему же рождаются люди такими? Почему не рождаются все кроткими, смиренными, с сердцем, открытым перед Богом? Неужели полагаете, что Господь этого не хочет?

Господь всех любит и всех желает спасти. Но весьма и весьма многие не желают спастись, не любят добро, возлюбили зло и неправду. И карает их Он Сам в жизни этой, покарает и вечными муками; вы слышите в 102-м псалме радостные для нас слова: Правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их (Пс. 102, 18).

Господь благоволит весь род праведников миловать, благословение Его пребывает на роде святых, а гнев Его пребывает на роде нечестивых. Сам Господь установил великий завет наследственности телесной и духовной. Знаем, что часто сын похож на отца или мать: это закон наследственности телесной. Есть и закон наследственности духовной. Наследуем от родителей своих не только тело свое, но и душу, духовное наследие. Поэтому дети убийц, грабителей, тяжких прелюбодеев, блудников, пьяниц наследуют вместе с телом своим и нечистоту духовную, склонности родителей, рождаются с неискоренимыми задатками зла и неправды.

Не Господь виноват, что унаследовали люди от родителей погибельные качества. Господь никого не творил грешником, пьяницей, развратником. Грехи и разврат наследуются детьми от родителей. И подобно тому, как в роде праведном все умножается и укрепляется благодать, любовь духовная, любовь к ближним, кротость, смирение, в грешном роде преступников и прелюбодеев возрастает дурная наследственность: все самое грешное, самое мерзкое.

Господь Всевидящий с рождения ребенка знает, по какому пути пойдет человек: по пути правды и добра или по пути зла. И тем, кто пойдет по пути правды, посылает Он Свою благодатную помощь: Господь о нем заботится; с ним бывает то, о чем говорит Христос, называя Себя Лозой Виноградной. Все мы, христиане, – ветви и листья этой Лозы.

Каждую ветвь, привившуюся и питающуюся от Лозы, Отец Небесный – Великий Виноградарь – Сам очищает, чтобы она приносила более и более плода. Так делает Господь в роде праведных, а род грешников, исчадие тех, кто нечестив, оставляет Бог. Он не хочет их погибели, но так как они не хотят сами спасения, предоставляет их собственной судьбе.

Попадают они во власть диавола, их терзают бесы; все доброе, что еще остается в их сердце, бесы истребляют, и все более и более укрепляются эти люди во зле.

Бог ли этого хочет? Бог ли предназначил их к этой участи? Никто да не обвиняет Его, что люди избрали себе сами путь. Все вы – под правдой Божией, и да разумеют все, что Бог Всеведущий, Бог Сердцеведец знает, кого миловать, кого жалеть.

Но сосуды гнева до времени терпит Бог, не поражает их смертью уже теперь; знаете вы, что грешники весьма часто благоденствуют в жизни своей. Почему? Господь щадит эти сосуды гнева, ибо они нужны бывают для опознания великих, Ему Одному ведомых предвечных путей спасения человечества.

Нужны и грешники, нужны и нечестивцы, ибо знаем все, что во всем мире царит закон контраста: свету противопоставляется тьма, теплу – холод. Так во всем, во всей жизни, так и в роде человеческом. Нужен контраст между грешниками и праведниками; нужно, чтобы праведники видели, как страдают и гибнут последователи лжи, чтобы видели, как погибают люди, избравшие путь зла, и, видя это, хранили бы себя от пути зла. Образ грешников их устрашает, указывает им тот путь, которого надо бояться.

Хранит Господь до времени сосуды гнева и потому, что ведает – немалое число грешников способны к покаянию. Даже тяжкие грешники могут стать святыми и чудотворцами. Господь терпит до самого конца.

Но помните, что есть сосуды гнева, как есть сосуды благодати Божией; бойтесь того, чтобы кто-нибудь не оказался сосудом гнева. Живите так, чтобы быть сосудом чистым, способным и готовым вместить Божию благодать.

Свт. Лука Крымский
Спешите идти за Христом! М., 2000.

Написать комментарий