Русь-Фронт

Православный информационный вестник

Русь-Фронт

Опрос

Как Вы относитесь к прошедшему на Крите в июне 2016 года Всеправославному собору?


Отрицательно
Не согласен с его решениями и документами
Не считаю этот собор собором всей Православной Церкви
Не знаю о таком соборе

[voteresult]

Результаты опроса

Как Вы относитесь к прошедшему на Крите в июне 2016 года Всеправославному собору?


Отрицательно
Не согласен с его решениями и документами
Не считаю этот собор собором всей Православной Церкви
Не знаю о таком соборе

Всего проголосовало: {votes}
[/voteresult]
(1-11-2018, 00:02)

«Надо мне о душе своей вспомнить...»

«Надо мне о душе своей вспомнить...»День памяти пустынника Михаила Наумовича. Раб Божий Михаил родился в 1798 году 8-го ноября, в крестьянской семье деревни Зуевой Уфимского уезда. Отца его звали Наумом, имя матери неизвестно. Родители подвижника жили бедно, но благочестиво, и Михаил был их единственным сыном.

С детства отрок отличался живым и веселым нравом, любил игры и забавы, и никакой склонности к подвижничеству в нем не обнаруживалось. Достигнув совершенного возраста, он женился и имел дочь, но супруга его скоро скончалась. Михаил женился еще раз, и от второго брака у него родилось четыре сына и две дочери. Будучи мельником, он имел хороший достаток и жизнь проводил беззаботную и веселую.

Пьянства за ним не водилось, но Михаил Наумович любил компанию, повеселиться с товарищами, хорошо играл на скрипке и нередко пел песни и плясал. Но в то же время он исправно посещал храм Божий, усердно молился и охотно беседовал со своим духовным отцом о спасении души. Доброе семя слова Божия и кроткие наставления приходского священника глубоко запечатлелись в его сердце. Но Михаил никак не мог отрешиться от своей веселой жизни и говорил сам себе: «Я еще молодой, повеселюсь, пока молод, а как достигну 30-ти лет, все брошу и начну спасаться…»

Господь, видя в нем чистоту намерения, потерпел его; подвижник дожил до назначенного им времени. Когда ему исполнилось 30 лет, он в Прощеный день вечером вышел со скрипкой на улицу и начал гулять с товарищами, петь и плясать. Вдруг, в самый разгар веселья, будущий пустынник со всего размаху бросил инструмент на землю и растоптал ногами. Затем оградил себя крестным знаменем, поклонился на все стороны и сказал. «Простите меня все Христа ради! Будет! Пожил я, погрешил, потешил себя, более с вами гулять не буду!» Товарищи начали уговаривать его продолжить празднество, но он резко ответил им: «Будет! Нагрешил, теперь надо мне о душе своей вспомнить!..»

С этого памятного дня Михаил Наумович круто изменил свою жизнь. Хотя телом он и оставался в миру, с женой и детьми, но все попечение и заботу устремил уже на спасение души. Безграмотный, подвижник начал ходить к священнику и скоро выучился чтению по-славянски и по-русски и немного писать. Он стал иметь к себе внимание и воздержание наружное и внутреннее: пищу употреблял по захождению солнца весьма умеренно, а в первую, четвертую и Страстную седмицы Поста совсем ничего не вкушал. В церковь ходил ко всем службам, а дома проводил большую часть ночи в молитве и полагал множество земных поклонов, прося Господа отпустить ему грехи юности. Старался удерживать язык свой и удалялся от бесед с людьми, особенно от празднословия и пересудов. Если кто вызывал его на разговор, то говорил он только о предметах духовных и полезных, и как только в беседу вкрадывалось осуждение, Михаил Наумович прерывал ее и удерживал собеседника от греха. Когда же его не слушались, прекращал общение и уходил. Кроме того, он усердно следил за своими детьми, чтобы воспитать их в страхе Божием и благочестии. Эти старания не прошли впустую: все чада выросли благочестивыми, проводили жизнь трезвую, добродетельную и были милостивы к нищим. В голодный год сын пустынника кормил всех убогих, приходивших к нему, и расточил на них свое состояние, но Господь помог ему снова поправить дела и жить без нужды.

В таких заботах провел Михаил Наумович восемь лет. Когда скончалась его вторая супруга, ему шел 39-й год и на его руках осталось семь малолетних детей.

Оказавшись с такой семьей без хозяйки в доме, подвижник очень скорбел и не знал, как ему жить и вести хозяйство. Враг напустил на него сильную тоску и уныние, вызвал бурю плотских страстей, так что раб Божий задумал жениться в третий раз, чтобы не впасть в грех. Однако сначала Михаил Наумович обратился за советом к духовному отцу. Батюшка знал его воздержанную жизнь и молитвенные подвиги и, видя в нем истинного угодника Христова, понял, что диавол восстал на него и хочет отклонить от доброго пути. Священник стал отговаривать подвижника от женитьбы и сказал, что не станет венчать его, предупредив, что это искушение. При этом батюшка посоветовал ему строго воздерживаться во всем и умерщвлять страсти бдением и постом. В среды и пятки не вкушать пищу до ночи, а в остальные дни есть хлеб с водою два раза в день, тело же свое утруждать крестьянскими работами и тайно от людей класть поклоны до усталости.

Михаил Наумович все слова духовника сохранил в своем сердце, и с того времени мысль о женитьбе оставила его. Для большего уединения он переехал жить на мельницу, где предавался всевозможным трудам и лишениям для усмирения своей плоти. Часто с пашни во время обеда он удалялся в лес или какой-нибудь глухой овраг и молился об избавлении от плотских страстей, полагая при этом безчисленные поклоны.

И Господь внял его смиренной молитве и даровал ему покой от плотских помыслов. Михаил Наумович решился жить со своими детьми и следить за их воспитанием, пока они не придут в совершенный возраст. Когда же он взрастил чад и женил старших, научив их жить в любви и согласии между собою, то сломал мельницу, отдал им деревенское хозяйство и с благословения духовного отца удалился в леса. Там пустынник соорудил сначала одноэтажную келию, а потом пристроил к ней верхний этаж с намерением сделать малую церковь или хотя бы молитвенный дом, если то будет угодно Богу. Выпросив у священника старый церковный иконостас, он установил его в келии и украсил все ее стены образами со многими лампадами.

Возле своего жилища Михаил Наумович развел пчельник и из воска делал свечи, которые и возжигал во время молитвы перед иконами. В уединении раб Божий горячо, без развлечения молился; когда же ум его утомлялся от напряжения, он трудился руками: выкопал пещеру, расчистил лесной ручей и запрудил его. Кроме того он сам делал ульи для пчел и ухаживал за ними. По имевшимся у него книгам подвижник совершал полунощницу, утреню, часы и вечерню. Читал также каноны, акафисты и Псалтирь.

В таких духовных трудах, в совершенном безмолвии, никем из людей не посещаемый пустынник провел 15 лет, борясь с невидимым врагом – диаволом, устрашавшим его разными привидениями и мечтаниями. То являлись ему дикие звери и змеи и бросались на него, готовые поглотить живьем, то разбрасывали его келию по бревну, так что подвижник оставался на одной половице. Но Михаил Наумович терпел все мужественно, не оставляя молитвы, и враг не мог причинить ему никакого вреда. Нередко темная сила являлась ему в виде обнаженных безстыдных женщин, чтобы подвигнуть на плотскую похоть, но он отвращал взор от этого зрелища и усиливал молитву к Богу.

Часто пустынник ходил в сельскую церковь и исповедовал духовному отцу свои помыслы и борьбу с диавольскими привидениями, и пастырь ободрял его не ослабевать в подвиге в надежде на помощь Божию, укреплял приобщением Святых Таин Христовых и молился о нем у престола. Однажды Михаил Наумович читал полунощницу в нижней келии. Вдруг к окну подошел огромный волк, заглянул в него и завыл ужасным голосом, потом ударился о землю и со страшным ревом удалился в лес. С того времени враг более не возмущал покой подвижника.

Господь наделил Михаила Наумовича благодатными дарами, и он стал обнаруживать случаи прозорливости. Прежде всех это испытал на себе его средний сын Алексей. Однажды при свидании с ним пустынник сказал: «Алеша, Алеша, много ты нужды увидишь!» Тот с удивлением ответил: «Да какая же у меня, батюшка, нужда будет?» – «Кто знает, сынок, а вдруг несчастным случаем жена помрет?..» И точно: в скором времени жена Алексея ехала с покоса, лошадь понесла ее и убила до смерти.

В другое время отец опять говорит Алексею: «Чадо, опять на тебя скоро горе придет. Кто знает: вон, у людей лошадей уводят, как бы и у тебя не увели?» Прошло немного времени, и это предсказание исполнилось. Были и другие случаи, со временем народ узнал о пустыннике, и к нему стали ходить за советами и наставлениями. Однажды он сказал собравшимся: «У вас на Таулинской горе монастырь будет». Те спросили: «Как это может быть? Та земля татарская: татары на свою землю монастыря не пустят». Старец ответил: «Хоть не скоро, а земля перейдет к русским, и здесь будет святая обитель». Слова его оправдались: через 30 лет на Таулинской горе был основан мужской монастырь.

Михаил Наумович был роста высокого, сухощав, стан имел прямой, волосы черные, бороду небольшую, глаза черные, живые и весьма проницательные. Обуви не надевал ни зимою, ни летом. Носил крестьянское одеяние из белого холста, а сверху синий халат. Опоясывался поясом. В руках почти всегда держал палку. Рассказывают, что когда о его подвигах узнал Уфимский епископ Филарет, то вызвал его к себе для беседы. Старец пошел на зов Владыки и был принят милостиво. Архипастырь расспросил его о жизни и между прочим посоветовал для избегания славы человеческой скрывать свои подвиги от людей и зимой при посетителях босым не ходить, а надевать обувь. Пустынник принял наставление с глубоким смирением и с того времени, завидев гостей, надевал на босую ногу сапоги или лапти.

Чаю подвижник не пил, мяса не ел, рыбы по постным дням тоже не вкушал. Приходивших к нему, принимал радушно, угощал вместо чая травой – душицей с медовой сытой, а после приглашал прославить Бога и спеть какой-нибудь псалом.

Священники не возбраняли народу посещать Михаила Наумовича, зная его преданность Православной Церкви. Они видели его праведную жизнь и понимали, что он своим примером и духовными беседами назидает простой народ и научает любить Святую Церковь, почитать пастырей, внимать церковным службам и усердствовать ко храму Божию. Местные батюшки и сами нередко обращались к Михаилу Наумовичу в важных жизненных обстоятельствах и имели к нему глубокое уважение и любовь. Многие почитали подвижника за его жизнь, но он этим не превозносился, считал себя великим грешником и всегда с сокрушением вспоминал, что он долгие годы провел в мирской суете и нерадении. К старцу нередко приводили больных, но он отказывался их лечить или исцелять. Советовал молиться Богу и обращаться к врачам, а к бабушкам и знахарям ходить запрещал.

Когда пустынник исполнилось 60 лет, он стал страдать от болей в желудке. Но, несмотря на болезнь, не изменил своего правила и отшельнической жизни и еще прожил в уединении 18 лет. Всего же он провел в этом подвиге 40 лет.

Почувствовав приближение смерти, Михаил Наумович усугубил свои молитвы и стал чаще посещать детей, подавая им последние наставления: «Живите, дети мои, по Божии, людей не обижайте, кто вас обидит – прощайте и никогда ни с кем из обидчиков не судитесь, нет вам моего благословения с кем-либо судиться. Господь Сам вас рассудит. Странников принимайте, нищих не оставляйте, в церковь ходите всегда и дома молитесь чаще. Друг с другом не ссорьтесь: где мир да любовь, в том доме и Бог!»

Кончина старца последовала 19-го октября 1876 года.

Источник: Жизнеописания отечественных подвижников
благочестия XVIII и XIX веков. Октябрь. Издание Введенской 
Оптиной Пустыни, 1994.
[group=5]
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

[/group]
Другие новости по теме:


«Школьная реформа» от президента РАН как часть проекта по созданию кастового обществаГлава Российской академии наук Александр Сергеев обсудил с Президентом России идею изменения статуса ведущих школ в регионах. Около сотни лучших образовательных учреждений предлагается перевести из муниципального подчинения в региональное и сфокусировать их «на работе с одаренными детьми, а не со среднестатистическими школьниками». Сергеев считает, что лучшие школы должны «максимально эффективно готовить детей к университету и дальше в науку». 

В Госдуме поддержали идею арестов за критику чиновниковПарламентарии одобрили поправки, внесенные в декабре, которые приравнивают неуважительное отношение к органам госвласти к мелкому хулиганству, которое карается штрафом или арестом на срок до 15 суток. Речь идет о двух законопроектах, авторами которых выступили глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас, его первый заместитель Людмила Бокова и депутат Госдумы Дмитрий Вяткин. Первым законопроектом предлагается...

Принят закон, позволяющий массовый захват храмов УПЦПарламент Украины со второй попытки принял закон об изменении юрисдикции религиозных общин, который может лишить каноническую Украинскую Православную Церковь её храмов. Решение поддержали 229 депутатов при необходимом минимуме в 226 голосов. Документ ещё должен подписать президент Украины, он вступит в силу после публикации в официальной прессе. Согласно новому закону, принадлежность храма той или иной церковной структуре...

Под непрестанным надзором и наказанием: нас готовят к принятию системы социального рейтинга по-китайскиПервый канал телевидения порадовал зрителей кратким, но ярким репортажем о внедряемой в Китае системе социального рейтинга. Причем аналогичную систему собираются внедрять наши заклятые западные «партнёры». и российские «цифровые евангелисты». Строится она с помощью биометрических технологий и искусственного интеллекта. Этот сюжет должен посмотреть каждый, чтобы понимать, какое «гармоничное общество» в России хотят в ближайшие годы построить...

Календарь

«    Январь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Январь 2019 (100)
Декабрь 2018 (155)
Ноябрь 2018 (150)
Октябрь 2018 (155)
Сентябрь 2018 (150)
Август 2018 (136)
[not-group=5]

Приветствуем Вас, 


Выйти из аккаунта


  [/not-group] [group=5]
Вы не зарегистрированы! 
Зарегистрируйтесь, либо войдите под своим именем!

логин:
пароль:
Войти

Забыли пароль?
восстановить пароль!
[/group]

Важные события

Неделя 34-я по Пятидесятнице, по Богоявлении:о всеоружии БожиемЕсть великие подвижники благочестия, святые отшельники, проводящие всю жизнь в постоянной молитве, умерщвляющие плоть свою в помыслах о Боге, о законе Его. Вот эти всего страшнее для диавола и для ангелов его: их нельзя соблазнить так, как соблазняют людей легкомысленных, безпечных, погрязших в суете мира, тех, которые только изредка, изредка вспоминают о Боге, мало молятся, никогда не постятся и храмов Божиих чуждаются. Вот с этими могучими воинами Христовыми диаволу и бесам его труднее всего. На нас, слабых и беспечных, бесы нападают исподтишка, незаметно для нас, им очень трудно. Слабых и безпечных из нас бесы поборают весьма...

Поучение на Крещение Господне: О едином Боге, в Троице славимомПочему мы, братие, так часто поминаем Отца, Сына и Св. Духа? За всякою службою божественною поминаем; почти нет молитвы, в которой бы не поминали. Почему это? — Потому, что Отец, Сын и Св. Дух — Бог наш. Почему же Бога называем не просто Богом, но Отцем, Сыном и Св. Духом? — В Бога просто, даже во единаго Бога веруют и иудеи, и магометане, но что Бог есть Отец, Сын и Св. Дух, этого они не знают, это знаем только мы, христиане, ведущие истиннаго Бога. Да, вера истинная, христианская прежде всего тем и отличается от вер неправых, ложных, что она учит веровать во единаго Бога Отца, Сына и Св. Духа.

О благоговейном поведении христиан при водоосвященииПроповедь в Навечерие Богоявления Господня, пред освящением воды. Сейчас из уст св. церкви вы услышите, братие, «глас Господень на водах», призывающий всех и каждаго к принятию «духа премудрости, духа разума, духа страха Божия, явльшагося Христа». Так как глас сей гремит не для одного приличия, и, к чему так торжественно все призываются, то, без сомнения, и подается неоскудно каждому, кто благорасположен к принятию: то надлежало бы ожидать, что мы, исполняясь духа разума и страха Божия, не будем иметь нужды в указании, как вести себя при наступающем священнодействии и как употреблять освященную воду.

© Русь-Фронт
Православие в России