Пре­по­доб­но­му­че­ник Ми­на Ше­ла­ев

Пре­по­доб­но­му­че­ник Ми­на Ше­ла­ев

Пре­по­доб­но­му­че­ник Ми­на (в ми­ру Иван Вла­со­вич Ше­ла­ев) ро­дил­ся 15 сен­тяб­ря 1882 го­да в с. Пе­ре­све­то­во Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. Отец его был вы­ход­цем из кре­стьян­ской се­мьи, но имея неза­у­ряд­ные при­род­ные спо­соб­но­сти тру­же­ни­ка и хо­ро­ше­го ор­га­ни­за­то­ра, со вре­ме­нем пе­ре­брал­ся в Моск­ву, где ор­га­ни­зо­вал сна­ча­ла ар­тель, а за­тем и неболь­шую фаб­ри­ку по про­из­вод­ству ба­хро­мы.
К со­жа­ле­нию, се­мей­ная жизнь ро­ди­те­лей Ива­на не сло­жи­лась, и в 1885 го­ду отец и мать его разо­шлись. Ива­ну то­гда бы­ло все­го три, а его стар­шей сест­ре 6 лет. Для то­го, чтобы по­ста­вить де­тей «на но­ги», мать его устра­и­ва­ет­ся в од­ну из бо­га­тых мос­ков­ских се­мей до­маш­ней при­слу­гой. Она ста­ра­ет­ся не толь­ко вы­рас­тить и вос­пи­тать де­тей, но и дать воз­мож­ное их со­сто­я­нию и по­ло­же­нию об­ра­зо­ва­ние. Тем бо­лее, что в Иване она ви­дит пре­крас­ные спо­соб­но­сти к уче­бе. 23 мар­та 1896 го­да, в че­тыр­на­дца­ти­лет­нем воз­расте, он успеш­но за­кан­чи­ва­ет пол­ный че­ты­рех­го­дич­ный курс обу­че­ния в Мос­ков­ском го­род­ском Пет­ров­ско-Пят­ниц­ком учи­ли­ще.
В пе­ри­од до 1906 го­да Ива­ну Вла­со­ви­чу при­хо­ди­лось слу­жить и ра­бо­тать в раз­ных ме­стах и долж­но­стях. Так, с 1902 по 1906 год он ра­бо­тал мед­но­ли­тей­щи­ком на од­ном из за­во­дов Моск­вы. В этот пе­ри­од он не толь­ко ра­бо­та­ет, но и уси­лен­но за­ни­ма­ет­ся са­мо­об­ра­зо­ва­ни­ем. Бла­го­да­ря глу­бо­ко ве­ру­ю­щей и сми­рен­ной ма­те­ри, он был вос­пи­тан в ис­тин­ной люб­ви к Бо­гу и Церк­ви, что и опре­де­ли­ло глав­ное на­прав­ле­ние его устрем­ле­ний к по­зна­нию. Он са­мо­сто­я­тель­но изу­ча­ет Свя­щен­ное Пи­са­ние, Свя­то­оте­че­ское на­сле­дие, Пра­во­слав­но-дог­ма­ти­че­ское бо­го­сло­вие, а так­же тру­ды по Ис­то­рии Церк­ви. С это­го вре­ме­ни у него по­яв­ля­ет­ся лич­ная биб­лио­те­ка, ко­то­рую он с лю­бо­вью по­пол­ня­ет, счи­тая ее сво­им глав­ным бо­гат­ством.
Ис­пол­нен­ный люб­ви к Бо­же­ствен­но­му уче­нию Спа­си­те­ля, обо­га­тив­ший­ся твер­ды­ми по­зна­ни­я­ми Пра­во­слав­но­го ве­ро­уче­ния, Иван Вла­со­вич ви­дит свое при­зва­ние в учи­тель­стве и про­по­вед­ни­че­стве спа­си­тель­ных за­по­ве­дей Пра­во­слав­ной ве­ры. Он успеш­но экс­тер­ном вы­дер­жал эк­за­ме­ны в Ду­хов­ное учи­ли­ще при Мос­ков­ском За­и­ко­но­спас­ском мо­на­сты­ре и 11 но­яб­ря 1906 го­да по­лу­чил сви­де­тель­ство № 282 на зва­ние учи­те­ля цер­ков­но – при­ход­ской шко­лы. Здесь же, при мо­на­сты­ре, с 1906 по 1910 год он был опре­де­лен и на долж­ность учи­те­ля в мо­на­стыр­скую шко­лу.
Бу­дучи твер­дым сто­рон­ни­ком воз­мож­но­сти увра­че­ва­ния ста­ро­об­ряд­че­ско­го рас­ко­ла Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви через еди­но­ве­рие, Иван Вла­со­вич ре­ша­ет по­свя­тить се­бя этой бла­го­род­ной це­ли, для че­го с 23 ав­гу­ста 1910 го­да по 1913 год опре­де­ля­ет­ся на долж­ность учи­те­ля цер­ков­но-при­ход­ской шко­лы при Мос­ков­ском Ни­коль­ском еди­но­вер­че­ском мо­на­сты­ре. Здесь-то и про­яв­ля­ет­ся его неза­у­ряд­ные мис­си­о­нер­ские спо­соб­но­сти. В те­че­ние этих трех лет он не толь­ко учи­тель­ству­ет, но в ка­ни­ку­ляр­ное вре­мя про­во­дит пуб­лич­ные бе­се­ды со ста­ро­об­ряд­ца­ми, ко­то­рые име­ют неиз­мен­ный успех, бла­го­да­ря его твер­до­му глу­бо­ко­му зна­нию Пра­во­слав­но­го ве­ро­уче­ния.
Но все-та­ки глав­ным фак­то­ром ста­нов­ле­ния Ива­на Вла­со­ви­ча Ше­ла­е­ва как пра­во­слав­но­го мис­си­о­не­ра в сре­де ста­ро­об­ряд­цев яви­лась его ду­хов­ная бли­зость с на­сто­я­те­лем Ни­коль­ско­го еди­но­вер­че­ско­го мо­на­сты­ря игу­ме­ном Ми­ной (Шу­ст­о­вым). Игу­мен Ми­на в свое вре­мя пе­ре­шел в еди­но­ве­рие из рас­ко­ла, и, мно­го лет на­хо­дясь в еди­но­вер­че­ском мо­на­сты­ре, вел неустан­ную мис­си­о­нер­скую де­я­тель­ность, оста­вив по­сле се­бя ряд ли­те­ра­тур­ных тру­дов по это­му на­прав­ле­нию. Бла­жен­ная кон­чи­на игу­ме­на Ми­ны (Шу­ст­о­ва), по­сле­до­вав­шая 20 ап­ре­ля 1911 го­да, яви­лась для Ива­на Вла­со­ви­ча боль­шой утра­той. Со вре­ме­нем он не толь­ко станет до­стой­ным про­дол­жа­те­лем его тру­дов, но в мо­на­ше­стве бу­дет на­ре­чен тем же свя­тым име­нем – Ми­на.
В те­че­ние 1914 го­да Иван Вла­со­вич по­лу­ча­ет три на­зна­че­ния от ви­ка­рия Ря­зан­ской епар­хии, епи­ско­па Ми­хай­лов­ско­го Ам­вро­сия (Смир­но­ва). 19 ав­гу­ста 1914 го­да он опре­де­лен ис­пол­ня­ю­щим долж­ность пса­лом­щи­ка к церк­ви в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Зна­ме­ние» се­ла Зна­мен­ское Его­рьев­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии. В сен­тяб­ре-но­яб­ре то­го же го­да он на­зна­ча­ет­ся мис­си­о­не­ром по I, а за­тем и по II Его­рьев­ским Бла­го­чин­ни­че­ским окру­гам. В то же вре­мя он яв­ля­ет­ся ак­тив­ным чле­ном Его­рьев­ско­го мис­си­о­нер­ско­го Брат­ства во имя Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца. 11 фев­ра­ля 1915 го­да за мис­си­о­нер­скую де­я­тель­ность сре­ди ста­ро­об­ряд­цев Его­рьев­ско­го уез­да Ива­ну Вла­со­ви­чу Ше­ла­е­ву вы­ра­же­но по­ощ­ре­ние Его Прео­свя­щен­ства епи­ско­па Ря­зан­ско­го и За­рай­ско­го Ди­мит­рия (Спе­ров­ско­го).
7 мар­та 1915 го­да он был пе­ре­ме­щен на долж­ность мис­си­о­не­ра по г. Его­рьев­ску, а 15 мар­та на­зна­чен еще и на штат­ную пса­лом­щи­че­скую долж­ность к Его­рьев­ско­му Успен­ско­му со­бо­ру с по­свя­ще­ни­ем в сти­харь.
Со­глас­но по­дан­но­му про­ше­нию, Ука­зом Ря­зан­ско­го Прео­свя­щен­но­го от 5 ап­ре­ля 1915 го­да, Иван Вла­со­вич был опре­де­лен в чис­ло указ­ных по­слуш­ни­ков Ря­зан­ско­го Спас­ско­го мо­на­сты­ря с уволь­не­ни­ем от долж­но­сти пса­лом­щи­кам об­ле­че­ни­ем в ря­со­фор.
12 ап­ре­ля 1915 го­да, вдень па­мя­ти пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Ми­ны Па­ле­стин­ско­го, уби­ен­но­го стре­ла­ми от са­ра­цин в VII ве­ке, он был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Ми­на.
15 ап­ре­ля 1915 го­да мо­нах Ми­на (Ше­ла­ев) был ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на, а 26 ап­ре­ля то­го же го­да на­зна­чен Ря­зан­ским уезд­ным мис­си­о­не­ром с сов­ме­ще­ни­ем всех ра­нее ему опре­де­лен­ных мис­си­о­нер­ских долж­но­стей.
20 сен­тяб­ря 1915 го­да в Ря­зан­ском Спас­ском мо­на­сты­ре он был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха.
10 июня 1916 го­да «за усер­дие и рев­ность в мис­си­о­нер­ском де­ле» пре­по­да­но ему ар­хи­пас­тыр­ское бла­го­сло­ве­ние Прео­свя­щен­но­го Ди­мит­рия (Спе­ров­ско­го), епи­ско­па Ря­зан­ско­го и За­рай­ско­го. Те­перь про­по­вед­ни­че­ская и мис­си­о­нер­ская де­я­тель­ность иеро­мо­на­ха Ми­ны рас­про­стра­ня­ет­ся не толь­ко на Его­рьев­ский уезд и гра­ни­ча­щий с ним Кле­пи­ков­ский, но и на Ря­зан­ский уезд, а так же и г. Ря­зань.
Глав­ный ре­зуль­тат сво­ей бла­го­род­ной мис­сии он ви­дит в при­ми­ре­нии ста­ро­об­ряд­цев с офи­ци­аль­ной Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью, и, су­дя по оцен­ке ре­зуль­та­тов тру­дов Ря­зан­ски­ми ар­хи­пас­ты­ря­ми, он это де­ла­ет в ос­нов­ном успеш­но.
1 ян­ва­ря 1917 го­да иеро­мо­нах Ми­на (Ше­ла­ев) на­зна­ча­ет­ся Епар­хи­аль­ным мис­си­о­не­ром, а 23 ян­ва­ря на­граж­да­ет­ся на­бед­рен­ни­ком. Усер­дие и мис­си­о­нер­ский дар его вы­со­ко це­ни­ли не толь­ко епар­хи­аль­ное ру­ко­вод­ство, но и мно­гие знав­шие его слу­жи­те­ли цер­ков­ные, а так­же про­стые ве­ру­ю­щие хри­сти­ане. 23 мар­та 1917 го­да за про­по­вед­ни­че­ские тру­ды ему бы­ла вы­ра­же­на бла­го­дар­ность его­рьев­ских граж­дан.
Гроз­ные и смут­ные со­бы­тия 1917 го­да ни­сколь­ко не от­ра­зи­лись на ха­рак­те­ре де­я­тель­но­сти Епар­хи­аль­но­го мис­си­о­не­ра. Он с тем же усер­ди­ем про­дол­жа­ет свое цер­ков­ное по­слу­ша­ние.
19 сен­тяб­ря 1919 го­да к ар­хи­епи­ско­пу Ря­зан­ско­му и За­рай­ско­му Иоан­ну об­ра­ти­лась на­сто­я­тель­ни­ца Алек­сан­дро-Ма­ри­ин­ско­го мо­на­сты­ря Его­рьев­ско­го уез­да игу­ме­ния Ана­то­лия с прось­бой от име­ни мо­на­стыр­ско­го Со­ве­та и кол­лек­ти­ва се­стер на­зна­чить иеро­мо­на­ха Ми­ну на свя­щен­ни­че­ское ме­сто в оби­те­ли вме­сто ухо­дя­ще­го на по­кой пре­ста­ре­ло­го про­то­и­е­рея Иоан­на Сквор­цо­ва. Иеро­мо­нах Ми­на по­это­му по­во­ду так­же об­ра­тил­ся к Вла­ды­ке с про­ше­ни­ем, в ко­то­ром го­во­рит­ся: «В Це­лях мис­си­о­нер­ских мне же­ла­лось бы ча­ще бы­вать и по­жить в Спа­со-Кле­пи­ков­ском рай­оне, а по­то­му и по­кор­ней­ше про­шу Ва­ше Вы­со­ко­прео­свя­щен­ство на­зна­чить ме­ня ис­прав­ля­ю­щим обя­зан­но­сти вто­ро­го свя­щен­ни­ка в Алек­сан­дро-Ма­ри­ин­ском мо­на­сты­ре, от­ку­да по ис­прав­ле­нии сво­е­го оче­ред­но­го слу­же­ния я бу­ду при­ез­жать для ис­прав­ле­ния мис­си­о­нер­ских обя­зан­но­стей в г. Ря­зань». На про­ше­ния игу­ме­нии Ана­то­лии и иеро­мо­на­ха Ми­ны Управ­ля­ю­щим Ря­зан­ской епар­хи­ей бы­ла на­ло­же­на по­ло­жи­тель­ная ре­зо­лю­ция № 2439 от 8 ок­тяб­ря 1919 го­да. Так слу­же­ние Ми­ны про­дол­жа­лось до 1921 го­да ко­гда мо­на­стырь был за­крыт, а долж­ность Епар­хи­аль­но­го мис­си­о­не­ра со­кра­ще­на.
По­сле это­го он окон­ча­тель­но по­се­ля­ет­ся в Ря­за­ни, к сто­рож­ке Ни­ко­ло – Ям­ской церк­ви, и уже в сане игу­ме­на, а за­тем и ар­хи­манд­ри­та вре­мя от вре­ме­ни слу­жит как свя­щен­ник на при­хо­дах сел Дя­гиле­во, Бе­рез­ни­ки и Ни­ку­ли­чи. По­след­ним ме­стом непро­дол­жи­тель­но­го при­ход­ско­го слу­же­ния ар­хи­манд­ри­та Ми­ны бы­ла Тих­вин­ская цер­ковь се­ла Ни­ку­ли­чи, за­кры­тая в 1935 го­ду.
Не остав­ля­ет о. Ми­на и мис­си­о­нер­ское по­слу­ша­ние. В де­каб­ре 1935 го­да к нему при­е­ха­ли ста­ро­об­ряд­цы-бег­ло­по­пов­цы из с. Ка­ве­ри­но Спа­со-Кле­пи­ков­ско­го рай­о­на для то­го, чтобы при­гла­сить его на долж­ность свя­щен­ни­ка в их цер­ковь. Ар­хи­манд­рит Ми­на дал им от­вет, что это воз­мож­но лишь в том слу­чае, ес­ли ста­ро­об­ряд­цы объ­еди­нят­ся с офи­ци­аль­ной Пат­ри­ар­шей Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью на ос­но­ве еди­но­ве­рия. Пред­ста­ви­те­ли бег­ло­по­пов­цев по­сле бе­се­ды от­бы­ли для ре­ше­ния это­го во­про­са со всей об­щи­ной. Отец Ми­на в тот же день до­ло­жил о пред­ло­же­нии ста­ро­об­ряд­цев Управ­ля­ю­ще­му Ря­зан­ской епар­хи­ей ар­хи­епи­ско­пу Иуве­на­лию (Мас­лов­ско­му), че­му Вла­ды­ка очень об­ра­до­вал­ся и бла­го­сло­вил на­чи­на­ние по вос­со­еди­не­нию ста­ро­об­ряд­цев с Пра­во­сла­ви­ем. Свя­тый Вла­ды­ка ска­зал: «Объ­еди­не­ние всех те­че­ний ста­ро­об­ряд­цев и Пра­во­сла­вия очень же­ла­тель­но в на­сто­я­щее вре­мя для всей Пра­во­слав­ной Церк­ви, ко­то­рая ис­кус­ствен­но сей­час раз­де­ле­на на раз­ные те­че­ния с един­ствен­ной це­лью уни­что­же­ния Церк­ви и Пра­во­сла­вия». Ар­хи­манд­рит Ми­на в этот раз свою мис­си­о­нер­скую обя­зан­ность по пе­ре­го­во­рам со ста­ро­об­ряд­ца­ми не до­вел до кон­ца лишь по­то­му, что вско­ре был аре­сто­ван.
Ли­шив­шись воз­мож­но­сти при­ход­ско­го слу­же­ния, о. Ми­на под ви­дом ни­щен­ства про­дол­жал мис­си­о­нер­ско-про­по­вед­ни­че­скую де­я­тель­ность, но уже не толь­ко сре­ди ста­ро­об­ряд­цев, но и сре­ди кре­стьян и кол­хоз­ни­ков сел Дя­гиле­во, Ни­ку­ли­чи, Хам­бу­ше­во и Го­лен­чи­но. Те­перь в сво­их про­по­ве­дях он при­зы­вал пра­во­слав­ный на­род не за­бы­вать Бо­га и Цер­ковь, по­чи­тать цер­ков­ные празд­ни­ки, несмот­ря на го­не­ния. Так как средств к су­ще­ство­ва­нию у него в тот мо­мент не бы­ло, ему тай­но по­мо­га­ли ве­ру­ю­щие этих при­го­род­ных сел. По бла­го­сло­ве­нию свя­щен­но­му­че­ни­ка Иуве­на­лия (Мас­лов­ско­го), ар­хи­епи­ско­па Ря­зан­ско­го и Шац­ко­го, хож­де­ние по се­лам, как пра­ви­ло, со­про­вож­да­лось со­вер­ше­ни­ем цер­ков­ных треб в до­мах ве­ру­ю­щих, тем са­мым про­дол­жа­ла теп­лить­ся со­кро­вен­ная жизнь Церк­ви.
Ар­хи­манд­рит Ми­на, кро­ме то­го, имел бла­го­дать ис­це­лять бо­ля­щих, по­это­му к нему об­ра­ща­лись страж­ду­щие. Этот дан­ный ему Бо­гом дар впо­след­ствии стал од­ной из ста­тей об­ви­не­ний. Он до са­мо­го мо­мен­та аре­ста, жи­вя в стес­нен­ных усло­ви­ях цер­ков­ной сто­рож­ки, со­хра­нил глав­ное свое бо­гат­ство – об­шир­ную ду­хов­ную биб­лио­те­ку, со­кро­ви­ща­ми ко­то­рой щед­ро де­лил­ся с ве­ру­ю­щи­ми.
5 ян­ва­ря 1936 го­да, в чис­ле 27 свя­щен­но-цер­ков­но­слу­жи­те­лей, ар­хи­манд­рит Ми­на был аре­сто­ван по де­лу «о контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти Управ­ляв­ше­го Ря­зан­ской епар­хи­ей Иуве­на­лия (Мас­лов­ско­го), ар­хи­епи­ско­па Ря­зан­ско­го и Шац­ко­го». От­цу Мине, в част­но­сти, вме­ня­лось в ви­ну, что он «си­сте­ма­ти­че­ски по­се­щал Мас­лов­ско­го», «сре­ди на­се­ле­ния вел ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию о го­не­нии на Цер­ковь», «имея боль­шую биб­лио­те­ку ре­ли­ги­оз­но­го ха­рак­те­ра раз­лич­ным ве­ру­ю­щим да­вал для про­чте­ния кни­ги», а так­же «за­ни­мал­ся ис­це­ле­ни­ем от раз­лич­ных бо­лез­ней». С 5 ян­ва­ря по 6 ап­ре­ля 1936 го­да он со­дер­жал­ся в Ря­зан­ской тюрь­ме.
На до­про­сах ар­хи­манд­рит Ми­на вел се­бя твер­до и уве­рен­но, ни­ко­го не ого­ва­ри­вая. Свою же точ­ку зре­ния он из­ла­гал без лу­кав­ства и двое­ду­шия.
Про­то­кол до­про­са от 9 ян­ва­ря 1936 го­да:
«Не от­ри­цаю то­го, что я был недо­во­лен на­чав­шим­ся в г. Ря­за­ни за­кры­ти­ем церк­вей и пе­ре­да­чи ча­сти их об­нов­лен­цам. Бы­ли слу­чаи, что в бе­се­дах со зна­ко­мы­ми неод­но­крат­но вы­ра­жал им свое недо­воль­ство эти­ми дей­стви­я­ми со­вет­ской вла­сти...»
Про­то­кол до­про­са от 13 ян­ва­ря 1936 го­да:
«Со­вет­скую власть я при­знаю, но как ве­ру­ю­щий от­ри­ца­тель­но от­но­шусь к ме­ро­при­я­ти­ям со­вет­ской вла­сти по во­про­су за­кры­тия церк­вей, ко­то­рые за­кры­ва­ют­ся на­силь­ствен­ным об­ра­зом про­тив же­ла­ния ве­ру­ю­щих...»
По­ста­нов­ле­ни­ем Осо­бо­го Со­ве­ща­ния при На­род­ном Ко­мис­са­ре Внут­рен­них Дел СССР от 4 ап­ре­ля 1936 го­да все 27 аре­сто­ван­ных по это­му де­лу бы­ли при­го­во­ре­ны к раз­ным сро­кам за­клю­че­ния. Ар­хи­манд­рит Ми­на был осуж­ден на пять лет ИТЛ. 6 ап­ре­ля то­го же го­да с пер­вым от­хо­дя­щим эта­пом он в груп­пе осуж­ден­ных был на­прав­лен в г. Ма­ри­инск в рас­по­ря­же­ние на­чаль­ни­ка рас­пред­от­де­ле­ния Си­б­ла­га НКВД. Вме­сте со свя­щен­но­му­че­ни­ком Алек­сан­дром Ан­дре­евым, быв­шим на­сто­я­те­лем Скор­бя­щен­ской церк­ви г. Ря­за­ни, он был опре­де­лен для от­бы­ва­ния сро­ка на­ка­за­ния в Сус­лов­ское от­де­ле­ние ИТЛ За­пад­но-Си­бир­ско­го края.
Спу­стя пол­то­ра го­да, в сен­тяб­ре 1937 го­да, в Сус­лов­ском от­де­ле­нии Си­б­ла­га бы­ло воз­буж­де­но след­ствен­ное де­ло о су­ще­ство­ва­нии в ла­ге­ре контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы под ру­ко­вод­ством за­клю­чен­но­го здесь ар­хи­епи­ско­па Угличского Се­ра­фи­ма (Са­мой­ло­ви­ча). В ви­ну этой груп­пе вме­ня­лось са­бо­ти­ро­ва­ние ра­бот, контр­ре­во­лю­ци­он­ная и ре­ли­ги­оз­ная про­па­ган­да. По дан­но­му де­лу бы­ли при­вле­че­ны к от­вет­ствен­но­сти 15 че­ло­век. 12 из ко­то­рых по­ста­нов­ле­ни­ем «трой­ки» УНКВД Но­во­си­бир­ской об­ла­сти бы­ли при­го­во­ре­ны к рас­стре­лу. Сре­ди них свя­щен­но­му­че­ник Се­ра­фим (Са­мой­ло­вич), ар­хи­епи­скоп Уг­лич­ский; пре­по­доб­но­му­че­ник Ми­на (Ше­ла­ев), свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр Ан­дре­ев.
При­го­вор был при­ве­ден в ис­пол­не­ние 22 ок­тяб­ря (4 но­яб­ря н.ст.) 1937 го­да.
Де­я­ни­я­ми Юби­лей­но­го Ар­хи­ерей­ско­го Со­бо­ра Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, про­хо­див­ше­го 13-16 ав­гу­ста 2000 го­да в г. Москве, ар­хи­манд­рит Ми­на (Ше­ла­ев) про­слав­лен как пре­по­доб­но­му­че­ник.



           Жития святых

Написать комментарий