Добродетели монаха
ЧЕМ ОХРАНЯЕТСЯ ДОБРОТА ИНОЧЕСКОГО ЖИТИЯ
Иноку во всем своем облике и во всех делах своих должно быть назидательным образцом для всякого, кто его видит, чтобы, по причине многих его добродетелей, сияющих подобно лучам, и враги истины, смотря на него, даже нехотя признавали, что у христиан есть твердая и непоколебимая надежда спасения, и отовсюду стекались к нему, как к действительному прибежищу, и чтобы оттого рог Церкви возвысился на врагов ее и многие подвиглись бы к соревнованию иноческой добродетели и оставили мир, а инок соделался бы во всем досточестным за доброту жития его; потому что иноческое житие – похвала Церкви Христовой.
Посему иноку должно во всех отношениях иметь прекрасные черты:
– презрение к видимому,
– строгую нестяжательность,
– совершенное небрежение о плоти,
– высокий пост,
– пребывание в безмолвии,
– благочиние чувств,
– охрану зрения,
– отсечение всякой распри о чем-либо в веке сем,
– краткость в словах,
– чистоту от злопамятства,
– при рассудительности простоту,
– при благоразумии, проницательности и быстроте ума незлобие и простосердечие.
Ему должно:
– знать, что настоящая жизнь суетна и пуста и что близка жизнь истинная и духовная;
– должно не быть знаемым или осуждаемым от людей,
– не связывать себя дружбою или единением с каким-либо человеком;
– место жительства иметь безмолвное;
– убегать всегда от людей,
– с неослабным терпением пребывать в молитвах и чтениях;
– не любить почестей и не радоваться подаркам;
– не привязываться к жизни сей;
– мужественно переносить искушения;
– быть свободным от мирских желаний, от разведывания и памятования о мирских делах;
– заботиться и размышлять всегда об одной истинной стране;
– иметь лицо скорбное и сморщенное, день и ночь непрестанно проливать слезы;
– паче же всего этого хранить целомудрие свое,
– быть чистым от чревоугодия, от малых и больших недостатков.
Вот, говоря кратко, добродетели инока, свидетельствующие ему о совершенном омертвении его для мира и о приближении к Богу. Посему во всякое время должно нам заботиться о сих добродетелях и приобретать их.
Если же кто скажет: «Какая нужда перечислять их, а не сказать о них вообще и коротко?» – то отвечу: «Сие необходимо, чтобы, когда радеющий о жизни своей взыщет в душе своей какой-либо из сказанных добродетелей и найдет себя скудным в чем-либо из перечисленного, познал он из этого ничтожество свое во всякой добродетели, и перечисление сие служило бы для него в виде напоминания. Но когда приобретет в себе все здесь перечисленное, тогда дано ему будет ведение и о прочем, не упомянутом мною. И будет он для святых человеков виновником славословия Богу. И здесь еще, до исшествия своего из жизни, уготовит душе своей место отрады. Богу же нашему да будет слава вовеки! Аминь.
Преподобный Исаак Сирин
«Слова подвижнические»
«Слова подвижнические»