О гневе Божием против греха

О гневе Божием против греха

Гнев Божий против греха проявляется через казни, посылаемые на грешников от Бога. Потому что Он есть Бог и Он благ. «Никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19, 17), по свидетельству Христову. Однако насколько Бог благ, настолько же и праведен. Его правда требует того, чтобы грешник, как преступник святого и неизменного Его закона, был казнен. То, что грешник не сразу после согрешения наказывается или не при самом содеянии греха казнится, это должно приписать благости Божией, которая терпит грешника и так ожидает его покаяния, как апостол говорит грешнику: О человек! «Или пренебрегаешь богатством благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию» (Рим. 2, 4)?

В Св. Писании читаем, что Бог на грешников посылает различные казни. Ангелов согрешивших с небес сверг. О том же говорит Христос: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10, 18); и апостол Петр говорит: «Ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2Пет. 2, 4). Прародители наши, Адам и Ева, изгнаны были из рая за преступление и стали подвержены всякому бедствию, а с ними и мы. За грехи первый мир, кроме Ноя, проповедника правды, ужасным потопом был погублен (см. Быт. 7:7; 2Пет. 2, 5). Содом и Гоморра с окрестными городами за мерзкую нечистоту огнем сожжены (см. Быт. 19; 2Пет. 2, 6). Гордый и ожесточенный фараон со всем воинством своим в Чермном море был потоплен (см. Исх. 14). Дафан и Авирон, восставшие с единомышленниками своими на Моисея и Авирона, живые землей в пустыне были поглощены (см. Чис. 16): «Разверзлась земля и поглотила Дафана, и покрыла скопище Авирона» (Пс. 105, 17).

Прочие люди израильские за различные беззакония различным образом поражены были гневом Божиим: иные – огнем, иные – ядовитыми змеями, иные – мечом иноплеменническим, иные – иным образом, как о том читаем в книгах Моисеевых, пророческих и в десятой главе первого Послания к Коринфянам. Пришедшие в землю обетованную были преданы в рабство иноплеменникам, отведены в плен и иначе казнены были – об этом свидетельствуют книги Ветхого Завета. Всему тому были виной грехи их и беззакония, как о том же свидетельствуют эти святые книги.

После пришествия Христова в мир также видим казни Божии, посланные на грешников. Читаем, что Анания с женой своей Сапфирой за ложь, за то, что солгали Духу Святому, неожиданно поражены были смертью (Деян. 5, 1 – 10). Ирода внезапно поразил Ангел Господень за то, что не воздал славы Богу; и он, будучи изъеден червями, умер (Деян. 12, 23). Город Иерусалим, избивший пророков и камнями побивший посланных к нему, и Кровью Христа, Сына Божиего, обагренный, был совсем разорен, и чада его, т.е. жители, мечами разбиты, как о том Сам Христос с плачем пророчествовал: «Ибо придут на тебя дни, Иерусалиме, когда враги твои обложат окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19, 43–44).

То, что в книгах читаем, то и в наши времена видим. Те же страшные Божии суды и ныне замечаем; тот же праведный Его гнев и ныне поражает нераскаянных грешников. Видим и слышим страшные брани и ужасное, достойное плача, кровопролитие: столько тысяч падающих на брани, столько остающихся вдов, сирот, плачущих отцов и матерей; столько городов, пострадавших от иноплеменнического оружия, от моровой язвы, от голода, землетрясений и огня; столько беззаконников внезапно забираются и отходят в другой мир. Это все следы праведного Божиего суда и гнева, который поедает нераскаянных беззаконников, как огонь.

Что совершилось этим праведным Божиим судом над некоторыми, того надо ожидать и прочим нераскаянным грешникам. В благовестии св. евангелиста Луки читаем, что когда некие пришли ко Христу и поведали Ему о галилеянах, кровь которых Пилат смешал с жертвами их, Христос сказал им на это: «Думаете ли вы, что эти галилеяне были грешнее всех галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все также погибнете» (Лк. 13, 1–3).

Из этих слов Христовых следует заключить, что и остальным нераскаянным грешникам надо ожидать такой же погибели, какую на других видят. «Уже и секира при корне деревьев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3, 10). По бывшим прежде и ныне совершающимся казням заключаем и о будущих, и по временным – о вечных можем сделать вывод. Будет ожесточенным грешникам вечная казнь, будет геенна огненная, будет ад, тьма кромешная, скрежет зубов; будут отринуты беззаконники от лица Божия и царствия Его. «Не обманывайте себя: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни сквернители, ни малакии, ни мужеложники, ни лихоимцы, ни воры, ни пьяницы, ни досадители, ни разбойники царствия Божия не наследуют», – написал св. апостол (1Кор. 6, 9–10;  Гал. 5, 19–21).

Христос скажет грешникам в день праведного Своего Суда: «Идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25, 41). «Боязливых же, и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серой. Это – смерть вторая», – говорит Христос (Апок. 21, 8). То же читаем и в других местах Св. Писания.

Божии слова и предостережения, христиане, не суетные и не пустые, но истинные и достоверные: что сказал, то не отменится, и что предсказал, то непременно будет. Предсказал прародителям нашим смерть от запретного дерева – и последовала смерть преступившим заповедь Его. Предсказал праведному Ною всемирный потоп на беззаконников – и был потоп. Предсказал ожесточенному фараону погибель – и погиб фараон. Предсказал израильтянам пленение – и были пленены. Предсказал разорение и опустошение Иерусалима – и сбылось это. Объявил в Своем Писании, что будет вечная мука беззаконникам – непременно будет она; познают на себе вечный гнев праведного суда Божия, будут пить эту чашу горести, но никогда не выпьют.

Да убоимся же, христиане, суда Божия и праведного Его гнева, и покаемся, да не впадем в руки Бога Живого! Потому что «страшно впасть в руки Бога Живого» (Евр. 10, 31). Кто не верит словам Божиим, тот на себе познает дело праведного Божия суда, потому что «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет», – говорит апостол (Гал. 6, 7). «День Господень, так придет, как тать ночью. Ибо когда будут говорить: «Мир и безопасность», – тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1Фес. 5, 2–3).





      Протоиерей Григорий Дьяченко
      Накануне исповеди

Написать комментарий