На Введение во храм Пресвятой Богородицы

На Введение во храм Пресвятой Богородицы

Уроки из празднуемаго события:
а) молитвы наши принимаются Богом особенно тогда, когда сопровождаются благими обетами,
б) от добрых родителей рождаются большею частию и добрыя дети и
в) родители должны водить с собой в храм своих детей.

I. Пресвятая Дева Мария, как дар Божий, данный праведным Иоакиму и Анне в старости по их усердной молитве, была ими посвящена Богу, согласно данному ими обету, на особенное служение Ему в храме и воспитание при нем в св. его обстановке. И вот, когда исполнилось богоданной отроковице три года от рождения, благочестивые родители Ея стали внушать Ей, что Она родилась вследствие пламенных молитв их, — что Она посвящена ими Богу еще до рождения и, как Божие дитя, должна теперь разлучиться с ними и быть у Бога в храме, — что Ей там будет гораздо лучше, чем у них... Преблагословенная Дева, не смотря на ранний Свой возраст, постигла смысл таких внушений и Сама просила Своих родителей о скорейшем исполнении их высокаго обета. По выражению церковных песнописцев, св. Дева «младенчествовала плотию, но была совершенна душею, трилетствовала телом и многолетствовала духом» (Кан. 2 й, п. 3. тр. 5). По сему святые родители решились разстаться с юною своею Дочерью и посвятить Ее Богу, без всякой скорби даже «с веселием» (На лит. стих. 6). Конечно, эта твердость исполнения однажды даннаго и запечатленнаго обета за отнятие «поношения безчадства» получила высшее подкрепление в благословении Божием: это есть «тайна Божия, в коей Сам Господь прият ныне от человек не искусобрачную в знамение Своего примирения (с человечеством) и обновления», по взгляду святой церкви (Кан. 1 п. 6, тр. 2).

II. а) Отсюда вытекают для нашего назидания следующия мысли: молитвы наши пред Богом особенно приемлются тогда, когда мы сопровождаем их благими обетами и во всяком случае желаем дарованное нам от Бога употреблять не для своего тщеславия и не для угождения своей плоти, но для славы Божией, для целей духовных и нравственных. Молясь о даровании детей, родители обязаны более всего просить для них благословения Божия и с юных лет направлять их мысли и чувства к Богу, к чистой и святой жизни.

б) Но здесь же открывается и другая истина, весьма полезная для родителей, а именно: от добрых родителей раждаются и дети добрыя, во исполнение божественных слов свящ. писания (Рим. 11, 16): аще корень свят, то и ветви (святы). Почему Господь избрал в родители Пресвятой Девы иоакима и Анну? Правосудный не действует без основания; пристрастия в Нем нет. Поэтому если Он благоволил произвесть Матерь Божию от тех, а не от других родителей, то, конечно, сделал это по какой-нибудь мудрой и справедливой причине. Господь не говорит о ней в Своем писании; но мы, кажется, безошибочно откроем ее, если скажем, что та святая Дева, Которая предназначена была Промыслом Божиим зачать во чреве Святейшаго святых, должна быть Сама пресвятою; а для этого Ей надлежало не только получить освящение от Господа, но и родиться от чистых и праведных родителей. Но был ли кто праведнее Иоакима и Анны из современников? Святое писание молчит о сем, а верное предание свидетельствует, что они были самые благочестивые люди. Поэтому-то они и удостоились быть родителями святейшей Девы, избранной Богом для высочайшей тайны спасения всего мира.

Если же детям сообщаются физическия, телесныя и нравственныя качества родителей, не только общия, но и личныя, то как должны быть внимательны к себе родители, чтобы не сообщить своим детям дурных и порочных наклонностей и не сделать их чрез то несчастными! Напротив, должны отличаться всеми св. чертами христианскаго характера и передавать их своим детям, для их спасения.

в) Обратим, братие внимание и на цель введения во храм Пресвятой Девы Марии.

Главная цель введения во храм Пресвятой Девы Марии была воспитательная; согласно с особенным Ея назначением — быть одушевленным храмом Божиим, — Ей надлежало, как уверяет св. церковь, «воспитатися» в храме Божием: «в божественнем храме, яко суща божественный храм, от младенчества, со свещами светлыми отдана бывши, явилася еси приятелище неприступнаго и божественнаго света» (На хвалит. стих. 4).

Без сомнения, под особенным внушением Божиим, благочестивые родители Пречистой Отроковицы ясно сознавали, что лучшим выражением их любви к богоданному Младенцу может быть лишь самое тщательное сохранение его от всего худого и лучшее воспитание в духе закона Божия. А где полнее и успешнее можно было этого достигнуть, как не в храме Божием, куда не проникает ничто нечистое, где все дышит святостию? И когда же естественнее было начать это священное дело, как не с самых ранних лет дитяти, когда сердце его так доступно всем благим впечатлениям?

Отсюда прямой вывод такой, что те родители не любят своих детей и не желают им добра, которые не заботятся об их воспитании; а те родители, которые не водят юных детей своих в храмы по причине их маломыслия, ошибаются в своих суждениях. Пусть малыя дети маломысленны; но они впечатлительны. Святая атмосфера молитвенных собраний, святые лики и другие предметы, находящиеся в храме, благотворно действуют на восприимчивыя души детей; а сила благодати Божией, действующая чрез церковныя тайнодействия и особенно чрез таинство причащения, весьма животворно влияет на внутренний строй душевных сил. При таком настроении эти дети с большим успехом и с большею любовию будут воспринимать и усвоять себе христианския мысли и евангельския внушения. В противном же случае, когда души детей, удаленных от церковнаго влияния, загрубеют от впечатлений житейских — безрелигиозных и безнравственных, на них трудно будет сеять христианския истины, как на земле не доброй и поврежденной.

III. Да поможет нам Бог запечатлеть в своей памяти эти спасительные уроки и да подвигнет Он нашу слабую волю приложить их к нашей жизни. (Сост. с дополн. свящ. Г. Д—ко по кн. «Поучения на великие праздники православной церкви». Спб. 1878 г).

Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам Священник Григорий Дьяченко. В двух томах: Том второй. Второе полугодие. (375 поучений). — Второе пересмотренное и значительно дополненное издание. — М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 578-579. 


 

Написать комментарий