В день архистратига Михаила: Раскольники, отпавшие от единства с Церковью, напоминают падение ангелов

В день архистратига Михаила: Раскольники, отпавшие от единства с Церковью, напоминают падение ангелов

Поучение прот. Григория Дьяченко в день собора св. архистратига Михаила и прочих безплотных сил

I. В неведомых для нас небесных высотах есть, возлюбленный брат, чудный безгрешный мир ангельский. Св. ангелы, предстоя престолу Господа, Царя славы, исполненные благоговейнаго трепета и любви к Богу, воспевают Ему песнь: «свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея»... Любовь их к Богу столь сильна, что они не умолкают в пении. По любви к Богу и ревности о славе Божией они не потерпели одного из светлых ангелов, который, возгордившись богодарованными ему совершенствами, умолк, не желая славословить Бога, и увлек за собою многих ангелов.
Св. архистратиг Михаил возстал против него и, по повелению Божию, низверг его с неба, а небесныя силы отступили от противника Божия и прекратили с ним всякое общение (Апок. 12, 7–19).

Падшие отверженные ангелы уже не славят Бога, но только хулят Его, хотя сознают, что не доброе делают и вечную погибель себе уготовляют; не повинуются своему Творцу, но враждуют против Него, хотя и чувствуют свое безсилие. Они не способны к раскаянию, обращению и примирению с Богом, так как в них не осталось ни мало добра, и мы по справедливости называем их злыми духами.

Злой дух — диавол, потеряв блаженство, позавидовал человеку, соблазнил и ввел его во грех, лишив чрез то людей блаженства. Но Сын Божий, по неизглаголанной любви к нам грешным, снизшед на землю, пострадал за нас, освободил нас из темной власти диавола, открыл нам вечное на небесах блаженство, указав нам путь к нему. Вот теперь и мы, исполненные любви и благодарности к своему Творцу и Избавителю, подобно небожителям, славословим Бога: «свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея». «Святый Боже, святый Крепкий, святый Безсмертный, помилуй нас»... Все церковное православное богослужение возсылает от лица нас, грешных, славословие и благодарение Богу. И будет возноситься в православных христианских храмах это пение во славу Божию до кончины сего мира и всегда оно приятно Богу.

II. Братья христиане! К несчастию, подобно отпадшим ангелам, есть и у нас отпадшие от тела Христова, т. е. Церкви Божией, люди. Было время, когда православные христиане единогласно, подобно ангелам, прославляли Бога, но потом некоторые замолкли. Они не хотят с нами славословить Бога, пренебрегая храмом Божиим и церковным пением. Возгордившись и возставши против чиноначалия церковнаго, прекративши с церковию общение, они возстали и против благодати Божией, единой сильной ко спасению. Это наши раскольники, именующие себя староверами, но на самом деле измыслившие новую веру, противную Православной вере, данной Богом.

Правда, хвалят они сами себя, выставляя на вид, что чтут Бога и молятся Ему. Но если так, то мы скажем, что Иуда чтил Христа и предал Его не иначе, как воздавая ему почесть целованием. И распинатели Христа были тоже чтители Его: они называли Христа царем, изготовили Ему венец и припадали пред Ним на колена. Но эти почитатели, мнимой почестью, только усугубили свой грех. Да, почесть их была не что иное, как насмешка над Иисусом Христом.

Не то ли самое делают и раскольники?

Они, подобно распинателям Христа, попрали плоть и кровь Его, преподаваемыя теперь верующим в святейшем таинстве. Они презирают и поносят это великое Таинство, пред которым благоговеют св. ангелы
. Они надругались над престолом Божиим, унизили храм Божий, осмеяли церковное богослужение, отвергли церковное священноначалие, Богом установленное для восшествия христиан к вечному блаженству на небеси. Не повиновались они Богу, но послушали диавола, клеветника Его. И думают они, несчастные, найти себе спасение там, где вовсе нет его. Не об них ли частию говорит Евангелие, что Сын Божий, в день Страшнаго Суда, отвергнет многих почитателей Своих: Господи, Господи, скажут многие тогда, не в Твое ли имя пророчествовахом и Твоим именем бесы изгонихом и Твоим именем силы многи сотворихом? (Матф. 7, 22). Иисус Христос ответит им: николиже знах вас: отъидите от Мене делающие беззаконие (ст. 23). Почему так? Потому что эти чтители, призывая всуе имя Божие, только злоупотребляли им. (См. Проп. прилож. к Рук. для с. паст. 1885 г. дек.).

III. Братья христиане! Страшен будет Суд Христов для грешников. На этом суде пред ангелами и святыми обнажатся все наши лукавыя деяния. Укрыться некуда, защиты нет! А потому не будем теперь противиться Христу, не будем унижать Его св. Таинства. Удалим от себя пагубное суемудрие и гордость и все едиными усты и единым сердцем будем славословить Бога во св. храме. Подумайте, ужели Спаситель установил богослужение и св. Таинства для того, чтобы люди безнаказанно глумились над ними? Не льстите себе: нет спасения этим противникам Христу. Аминь. (Сост. по ука. источн). 

Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам Священник Григорий Дьяченко. В двух томах: Том второй. Второе полугодие. (375 поучений). — Второе пересмотренное и значительно дополненное издание. — М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 528-529. 

Написать комментарий