О побуждениях к делам милосердия

О побуждениях к делам милосердия

Св. Иоанн милостивый.
I. Св. Иоанн патриарх александрийский, память коего св. церковь совершает ныне, всецело посвятил себя делу благотворительности, которую он оказывал всем бедным и случайно впадавшим в нужду. Посему св. Иоанн в лике святых имеет особое отличительное наименование «милостиваго».
Сделавшись патриархом александрийским, св. Иоанн сказал экономам церковным: «пройдите весь город и перепишите мне «господ моих»«. Экономы спросили: «кто господа твои, владыко»? Он отвечал: «те, коих вы называете убогими и нищими, ибо они могут принять меня «в вечные кровы» и подать помощь ко спасению». Воля святителя была исполнена и всем бедным назначено было постоянное пособие. Для того, чтобы никто из нуждающихся не был отстранен от него, св.Иоанн в среду и пяток с некоторыми почтенными лицами целый день сидел у ворот церковных, чтобы все, имеющие до него дело, не возбранно могли приходить к нему. Когда изъявляли удивление такому терпению его, святитель отвечал: «если я имею всегда доступ ко Господу моему И. Христу, в молитвах беседую с Ним и прошу у Него все, что хочу: как же могу возбранить приходить ко мне ближнему моему?» И действительно никакое спешное дело не могло заставить св. Иоанна отложить дело милосердия. Так одна вдова подошла к нему в такое время, когда он шел в церковь и, как уже было время начать служение, то сопровождавшие Иоанна советовали выслушать вдовицу после службы. Но святитель отвечал: «а меня послушает ли Бог, если я не хочу ее послушать» и тотчас, разобрав дело, сделал вдове удовлетворение. Сказали св. Иоанну, что некоторыя девицы, хорошо одетыя, стоят среди нищих для сбора подаяния; спрашивали святителя: должно ли таким подавать милостыню? Он отвечал: «если вы рабы Христовы, подавайте, как Христос повелел, не взирая на лица: ибо мы не свое даем, а Христово»... Однажды посетил святителя богатый вельможа и, увидав на постели его худое покрывало, прислал ему шелковое, стоившее 36 златниц. Святитель почтил усердие и оделся подаренным ему покрывалом, но в ту же ночь, пробудившись, он раскаялся и говорил: «горе тебе, окаянному! ты покрываешься многоценным покрывалом, а братия Христовы – нищие цепенеют от холода. Пусть ценою его покроются несколько бедных». – Утром он послал продать покрывало, и когда вельможа вновь возвращал его, святитель не хотел воспользоваться подарком и приверженность к себе вельможи обратил на средство благотворительности.
Св. Иоанн скончался в 620 году по Р. Хр. Умирая, он молился: «благодарю Тебя, Господи, что Ты сподобил меня принести Тебе Твое».

II. Поучимся же, братие, у св. Иоанна милостивого его милосердию, для чего приведем на память себе те великие побуждения к благотворительности христианской, которыя содержатся в слове Божием и в творениях св. отцев церкви и которыми без сомнения руководился св. Иоанн милостивый.

а) Будем, прежде всего, знать, что милосердие уподобляет нас Богу. «Ничто столько не уподобляет человека Богу, как благотворение, говорит св. Григорий Богослов, хотя Бог несравненно больше благодетельствует, а человек меньше, сообразно с своими силами. Бог сотворил человека, и снова возставляет его из тления; а ты по крайней мере не презри падшаго. Если ты можешь оказывать ближнему высшия благодеяния приносящия пользу душе, не откажись и этим послужить нуждающемуся; если же ты этим не можешь служить ближнему, оказывай ему хоть меньшия благодеяния, занимающия второе место и не превышающия силы твои. Помоги ему, доставь пищу, подай рубища, принеси лекарство, перевяжи раны, разспроси о бедственном положении, поговори о терпении». («Сл. о любви к бедным»).

б) Припомните, далее, что милостыня есть заем Богу. «Подавая милостыню, будем смотреть не на беднаго, говорит св. Златоуст, который принимает, но на Бога, Который воздает, не на того, кто получает серебро, но на Того, Кто делается должником нашим. Для того один принимает, а Другой платит, чтобы с одной стороны бедность и несчастие приемлющаго расположили тебя к милости и состраданию, а с другой богатство Имеющаго отдать, ручаясь за уплату с великою прибавкою, располагало к милостыне с большею щедростию. Не будем же беречь деньги, или лучше, будем беречь деньги; ибо кто бережет свое имущество, тот полагает его в руки бедных, в неприкосновенную сокровищницу, недоступную ни для разбойников, ни для слуг, ни для злоумышленников». (1 беседа на слова: «имуще той же дух»).

в) Никогда не забывай, что милостыня приносит великую пользу подающим:
   1) «Милостыня есть великая красота и драгоценность, говорит св. Златоуст, великий дар или лучше великое благо: если мы научимся презирать деньги, то научимся и прочим добродетелям. Смотри, сколько добра происходит от сего: дающий милостыню, как должно давать, научается презирать деньги, исторг корень зол – сребролюбие, – посему он делает добро не столько другим, сколько себе, – не только потому, что милостыне предлежит воздаяние и награды, но и потому, что душа его делается любомудрою, высокою и богатою. Дающий милостыню приучается не дорожить ни деньгами, ни золотом: а приучившийся к сему весьма великий сделал шаг к небу и уничтожил безчисленные предлоги к вражде, ссоре, зависти и печали, ибо знаете и сами, что все это от денег и что из-за денег безчисленныя брани. А кто научился презирать деньги, тот поставил себя в тихое пристанище, и уже не боится лишения, – ибо сему научила его милостыня. Он уже не желает принадлежащаго ближнему, ибо как может желать сего тот, кто уступает свое и отдает? Он уже не завидует богатому; ибо как может завидовать тот, кто желает быть бедным? Он очищает око души своей». (Бес. на п. к филип.). «Бог повелел давать деньги нуждающимся не для того только, чтобы пособить им в нищете, но и для того, чтобы научить нас состраданию» (19 б. на п. рим.). «Тот, кто научился быть милосердым к несчастному, научится и не злопамятствовать врагам». (14 беседа на Деян.).

   2) «Милостыня доставляет не только царство небесное, но и в настоящей жизни безопасность и избыток. Кто сказал это? Сам Тот, Кто властен сделать это. Подающий из своего имения бедным, сказал Он, сторицею приимет в этом веке, и живот вечный наследит (Ме. 19, 29). Видишь ли воздаяния, с великим изобилием подаваемыя в той и другой жизни». (2 б. на сл. «имуще той же дух»).

   3) «Нищие – воины. Они, приняв милостыню, умилостивляют Бога, они разрушают козни, не варваров, а демонов; не попускают лукавому духу более усиливаться и делать на тебя непрестанныя нападения, но ослабляют его силу. (66 б. на ев. Мф.)». «Благоразумны те, говорит Григорий Богослов, кои, не веря благам настоящим, собирают себе сокровище в будущем, и видя непостоянство и переменчивость благополучия человеческаго, любят благотворительность, которой никогда не изменяют. Зато, без сомнения, получат они – по крайней мере – одно из трех воздаяний: или то, что никогда не подвергаются бедствиям, потому что Бог часто и земными благами утешает благочестивых, призывая их Своею благостию к состраданию; или то, что и среди бедствий они имеют в себе дерзновение к Богу, ибо страждут не за порочную жизнь, а по особенному устроению Промысла; или наконец то, что они по праву могут требовать от людей благоденствующих такой же сострадательности, какую сами оказывали нуждающимся во время своего счастия». (Сл. о любви к бедным).
   4) Милостыня покрывает множество грехов и приобретает нам царство небесное. «Бедные, говорит св. Иоанн Златоуст, – врачи наших душ, благодетели и заступники, потому что ты не столько даешь им, сколько получаешь; даешь серебро, а получаешь царство небесное; облегчаешь бедность, а примиряешь себя с Господом». (3 бес. на сл.: имуще той же дух). Ты даешь серебро, а получаешь отпущение грехов; ты избавляешь бедного от голода, а он избавляет тебя от гнева Божия. Это некоторая мена и торговля, приносящая прибыток гораздо больше расхода и значительную выгоду. Расход состоит в деньгах, а прибыток не в деньгах только, но и в отпущении грехов, в дерзновении пред Богом, в царстве небесном и в наслаждении благами, «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша» (1Кор. 2, 9). (1 бес. на сл.: «имуще той же дух»). «Нет греха, которого бы не могла истребить милостыня; все грехи ниже ея; она есть врачевство, пригодное ко всякой ране. Что хуже мытаря! Он способен на всякое нечестие, но и это нечестие Закхей очистил милостынею». (25 бес. на Деян.). «Не так врач, простирая руку и прилагая железо, очищает гнилыя раны, как нищий, протягивая руку и получая милостыню, изглаждает греховные струпы язв; и что особенно удивительно, он без боли и страдания совершает свое превосходное врачевание». (30 бес. на 1 посл. к Кор.). «Велик полет у милостыни: она разсекает воздух, проходит луну, восходит выше лучей солнечных, достигает до самых небес. Но и там не останавливается; напротив, проходит и небо, обтекает и сонмы ангелов, и лики архангелов, и все вышния силы и предстает самому престолу Царскому. Научитесь этому из самаго писания, которое говорит: «Корнилие, молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша пред Бога» (Деян. 10, 4). А слова: пред Бога – значат вот что: хотя у тебя много грехов, но, как милостыня защитница, то не бойся; ни одна из вышних сил не останавливает ея; она требует долга, держит у себя в руках собственное рукописание. Это глас Самого Господа: «кто сотворил, говорит Он, единому сих меньших, тот Мне сотворил» (Мф. 25, 40). Таким образом, сколько бы ни было у тебя грехов, твоя милостыня превышает все». (3 бесед. о покаянии)

г) Благотворя бедным, помни, что ты одной с ними природы. Указывая «на одинаковость природы» в нас и в бедных и этим взаимным сродством нашим побуждая нас к милосердию, св. Григорий Богослов говорит: «они одинаковое с нами получили естество; из того же составлены брения, из какого и мы; или лучше – если должно упомянуть о важнейшем – они также, как и мы, одарены образом Божиим и хранят его, может быть, лучше нас; хотя и истлели телом, – в единого облечены Христа, по внутреннему человеку; одинаковый с нами приняли в сохранение залог Духа, участвуют в одних с нами законах, глаголах Божиих, заветах, собраниях, таинствах, надеждах; за них равно умер Христос, взявший на Себя грех всего мира, они суть наследники небесной жизни, хотя весьма много отчуждены от земной; они спогребаются Христу, и совостают с Ним; страдают с Ним, дабы с Ним и прославиться. И так не презри брата твоего». («Из слова о любви к бедным»).

III. Имея такие великие побуждения к милосердию, не обленимся, братия, благотворить бедным по мере наших сил. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Полный годичный круг кратких поучений
Протоиерей Григорий Дьяченко

Написать комментарий