Зачем в «новой Москве» строят центр четырех религий?
В 2019 году московские власти получат земли на территории «новой Москвы» для строительства межконфессионального религиозного центра. Об этом в газете «Известия» рассказал мэр столицы Сергей Собянин.
Комплекс предполагает выделение в Коммунарке участков под строительство зданий для представителей четырех конфессий: Православия, ислама, иудаизма и буддизма. По мнению светских экспертов, подобное соседство религий позволит гражданам ознакомиться с традициями другой веры.
Однако в Православном вероучении на такое тесное соседство и ознакомление с традициям иных верования взгляд другой. Соприкосновение с другой верой, общение с людьми других вероисповеданий незаметно уводит человека из Церкви, с тесного пути спасения, и неизменно вызывает мнимую любовь и расположение к иноверцам, желание иметь с ними общение не только в быту, но и в молитве. Святые отцы такое отступление от Православия называют ересью экуменизма.
Однако в Православном вероучении на такое тесное соседство и ознакомление с традициям иных верования взгляд другой. Соприкосновение с другой верой, общение с людьми других вероисповеданий незаметно уводит человека из Церкви, с тесного пути спасения, и неизменно вызывает мнимую любовь и расположение к иноверцам, желание иметь с ними общение не только в быту, но и в молитве. Святые отцы такое отступление от Православия называют ересью экуменизма.
Экуменизм — это современное лжеучение, искажающее православный догмат о единстве и святости Церкви Христовой. Согласно его доктрине, созданная Господом Иисусом Христом и Святыми Апостолами Церковь некогда разделилась на части, «осколки» — различные конфессии (православие, католицизм, протестантизм), в каждом из которых в той или иной степени содержится истина Божия и возможно спасение. А в более широком смысле экуменизм учит о неких «семенах истины» во всех религиях, в том числе и нехристианских, и призывает к объединению сначала исповедающих Христа «церквей», а затем всех вообще «людей доброй воли».
Высказывания по интересующему нас вопросу находим мы и в церковном законодательстве. Правило 45-е Святых Апостолов гласит: «Епископ, или пресвитер, или диакон, который лишь помолится с еретиками, да будет отлучен; если же разрешит им действовать как служителям Церкви, да будет извержен» (ср. Правило 33 Лаодикийского Собора).
Правило 64-е Святых Апостолов повелевает: «Клирик или мирянин, который пойдет в синагогу иудеев или еретиков на молитву, да будет извержен и отлучен».
Правило 46-е: «Заповедуем, да извергнется епископ или пресвитер, который признает крещение или жертву еретика. Ибо: «какое согласие между Христом и велиаром? Или какая честь верного с неверным?» (2 Кор. 6, 14)»
По свидетельству преподобного Феодора Студита, «врагами Бога Златоуст велегласно называет не только еретиков, а также тех, которые в общении с еретиками».
Святой Ириней Лионский писал. «Не должно у других искать истину, которую легко получить от Церкви, ибо апостолы, как богач в сокровищницу, вполне собрали в нее все, что относится к истине, так что всякий желающий берет от нее питие жизни. Она есть именно дверь жизни, а все прочие суть воры и разбойники»».
«Имеющий общение с еретиками, - пишет свт. Иоанн Златоуст, - хотя бы в жизни своей следовал житию безплотных, чуждым себя творит Владыке Христу..»
Сегодня все чаще слышны разговоры о том, что надо быть снисходительными к еретикам, что любезное обращение с ними может привести их в лоно Православной Церкви. Но на деле мы видим иное: общение с отступниками от Христа еще более утверждает их в ереси. И потому каждый, кто проявляет мнимую любовь к хулителям Истины, сам становится хулителем Истины. «[Ведь] отречение от Бога, - говорит свт. Григорий Богослов, - бывает двоякое: одно - словом, другое - делом. Смотри, чтобы не уловил тебя враг: он непрестанно угрожает тебе тайными падениями».
Но где грань? Где золотая середина в отношении к инославным и еретикам? Она заключается в любви, то есть в обращении их в Православную веру.
Апостол Иаков говорит: Пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак. 5, 20). Нередко же враг спасения под образчиком любви улавливает в свои сети неразумных, которые, оказывая внимание и дружескую встречу еретику, утверждают его в своей ереси. Однако эти проповедники «любви» нередко с яростью набрасываются на своих братьев, ревнующих об Истине.
Принимая с почестями еретиков в доме своем, они нисколько не заботятся о немощных, которые легко заражаются ложными взглядами, а затем, ссылаясь на «опыт» своих нерадивых наставников, проповедуют терпимость к предательству и ереси.
Но даже равноангельское житие не угодно Богу, если оно сопряжено с еретическими воззрениями, которые являются ни чем иным как отречением от Христа.
Высказывания по интересующему нас вопросу находим мы и в церковном законодательстве. Правило 45-е Святых Апостолов гласит: «Епископ, или пресвитер, или диакон, который лишь помолится с еретиками, да будет отлучен; если же разрешит им действовать как служителям Церкви, да будет извержен» (ср. Правило 33 Лаодикийского Собора).
Правило 64-е Святых Апостолов повелевает: «Клирик или мирянин, который пойдет в синагогу иудеев или еретиков на молитву, да будет извержен и отлучен».
Правило 46-е: «Заповедуем, да извергнется епископ или пресвитер, который признает крещение или жертву еретика. Ибо: «какое согласие между Христом и велиаром? Или какая честь верного с неверным?» (2 Кор. 6, 14)»
По свидетельству преподобного Феодора Студита, «врагами Бога Златоуст велегласно называет не только еретиков, а также тех, которые в общении с еретиками».
Святой Ириней Лионский писал. «Не должно у других искать истину, которую легко получить от Церкви, ибо апостолы, как богач в сокровищницу, вполне собрали в нее все, что относится к истине, так что всякий желающий берет от нее питие жизни. Она есть именно дверь жизни, а все прочие суть воры и разбойники»».
«Имеющий общение с еретиками, - пишет свт. Иоанн Златоуст, - хотя бы в жизни своей следовал житию безплотных, чуждым себя творит Владыке Христу..»
Сегодня все чаще слышны разговоры о том, что надо быть снисходительными к еретикам, что любезное обращение с ними может привести их в лоно Православной Церкви. Но на деле мы видим иное: общение с отступниками от Христа еще более утверждает их в ереси. И потому каждый, кто проявляет мнимую любовь к хулителям Истины, сам становится хулителем Истины. «[Ведь] отречение от Бога, - говорит свт. Григорий Богослов, - бывает двоякое: одно - словом, другое - делом. Смотри, чтобы не уловил тебя враг: он непрестанно угрожает тебе тайными падениями».
Но где грань? Где золотая середина в отношении к инославным и еретикам? Она заключается в любви, то есть в обращении их в Православную веру.
Апостол Иаков говорит: Пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак. 5, 20). Нередко же враг спасения под образчиком любви улавливает в свои сети неразумных, которые, оказывая внимание и дружескую встречу еретику, утверждают его в своей ереси. Однако эти проповедники «любви» нередко с яростью набрасываются на своих братьев, ревнующих об Истине.
Принимая с почестями еретиков в доме своем, они нисколько не заботятся о немощных, которые легко заражаются ложными взглядами, а затем, ссылаясь на «опыт» своих нерадивых наставников, проповедуют терпимость к предательству и ереси.
Но даже равноангельское житие не угодно Богу, если оно сопряжено с еретическими воззрениями, которые являются ни чем иным как отречением от Христа.