Молитва — матерь всех добродетелей

Молитва — матерь всех добродетелей

Пост и молитва – это два крыла, которые возносят христианина в Царствие Небесное, – говорят Святые Отцы Православной Церкви. В нынешнии дни Рождественского Поста мы предлагаем беседу о молитве с монахом Виктором, насельником одного из монастырей Русской Православной Церкви.

– Отец Виктор, что такое молитва? Какова ее роль в духовной жизни христианина? 

Молитва есть возношение ума и сердца к Богу, – говорит святитель Филарет Московский. Она есть щит для верующего и его оружие, утешение и обличение, врач душевных и телесных недугов, ходатай для него всех благ земных и небесных. Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Молитва есть <…> созерцание Бога, дерзновенная беседа твари с Творцом, благоговейное стояние души пред Ним, как пред Царем и Само-Животом, дающим всем живот; забвение для Него всего окружающего нас, пища души, воздух и свет, животворная теплота ее, очищение грехов, благое иго Христово, легкое бремя Его. Молитва – постоянное чувство своей немощи, или нищеты духовной, освящение души, предвкушение будущего блаженства, блаженство ангельское, небесный дождь, освежающий, напояющий и оплодотворяющий землю души, сила и крепость души и тела, очищение и освежение мысленного воздуха, просвещение лица, веселие духа, златая связь, соединяющая тварь с Творцом, бодрость и мужество при всех скорбях и искушениях жизни, светильник жизни, успех в делах, равноангельное достоинство, утверждение веры, надежды и любви. Молитва – сообщество с Ангелами и святыми, от века Богу угодившими. Молитва – исправление жизни, мать сердечного сокрушения и слез; сильное побуждение к делам милосердия; безопасность жизни; уничтожение страха смертного; пренебрежение земными сокровищами; желание небесных благ; ожидание всемирного Судии, общего воскресения, жизни будущего века; усиленное старание избавиться от вечных мучений; непрестанное искание милости (помилования) у Владыки; хождение пред очами Божиими; блаженное исчезание пред всесоздавшим и всеисполняющим Творцом; живая вода души, вмещение в сердце всех людей любовью; низведение неба в душу; вмещение в сердце Пресвятой Троицы, по сказанному:к нему приидем и обитель у него сотворим"».

Роль молитвы огромна. Она является матерью всех добродетелей, т. к. Господь сказал: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7, 7–8).

– Что такое молитвенное правило? Обязательно ли оно должно быть у каждого христианина? Является ли грехом невыполнение утренних и вечерних молитв, содержащихся в православных молитвословах?

– Молитвенное правило – свод обязательных для выполнения ежедневных молитв. По своему размеру правила бывают разные, от совсем кратких до многочасовых. Совершенные же христиане всю жизнь проводят в непрестанной молитве. Для них вся жизнь – молитвенное правило.

Если попытаться объяснить значение молитвенного правила через земные аналогии, можно сравнить его с утренней гимнастикой. Когда человек ежедневно делает по утрам зарядку, он бывает бодрым и здоровым. Но если он начинает лениться, то постепенно расслабляется, и к нему прилепляются различные болезни. Так и молитвенное правило – это ежедневная гимнастика нашего внутреннего человека ради его духовного здоровья. Кроме того, правило дисциплинирует, помогает развить силу воли, когда христианин молится, вопреки своему нежеланию и лени.

Вначале молитвенное правило представляет для верующего определенную трудность, но затем превращается в минуты успокоения и духовного утешения. Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Разве мы всуе ежедневно читаем по несколько раз „Трисвятое", и „Отче наш", и прочие молитвы утренние и вечерние? Разве не очищаемся посредством их от грехов наших, скверн наших, разве не избавляемся от искушений, бед и обстояний? Разве всуе остается изображение крестного знамения? О, нет! Оно непрестанно действует благотворно на нас и на тех, на ком с верою изображаем оное, особенно священническое благословение».

Наконец, утренние молитвы помогают человеку провести день, а вечерние – сохраниться от ночных искушений. «Чтобы провести день весь совершенно свято, мирно и безгрешно, – наставляет Кронштадтский пастырь, – для этого единственное средство – самая искренняя, горячая молитва утром по восстании от сна. Она введет в сердце Христа со Отцом и Духом Святым и таким образом даст силу и крепость душе против приражений зла; только хранить сердце свое надобно».

В свете приведенных слов Святого ясно, что оставление утренних и вечерних молитв, как и вообще молитвенного правила, в первую очередь лишает человека помощи и защиты Божией, что само по себе должно почитать большой потерей. Ну, и, конечно же, это грех, в котором надо приносить покаяние на Исповеди.

– Что Вы можете сказать о чтении Псалтири, Евангелия, Апостола? В миру, к сожалению, многие христиане совсем не читают эти душеспасительные книги…

– Псалтирь, Евангелие, Апостол есть Слово Божие, Священное Писание. Чтение Священного Писания является заповедью Божией. Исследуйте Писания (Ин. 5, 39), – говорит Господь. В молитвах мы изливаем наши прошения Богу, а через Писания Господь нам отвечает. Когда мы их читаем, Сам Бог беседует с нами. Чтение и изучение Библии, а особенно Евангелия и Псалтири, очищает душу, низводит на нее милость Божию, укрепляет и подает силу к противостоянию искушениям.

– Расскажите, пожалуйста, о поклонах. Какую роль они играют в домашней (келейной) молитве?

– Поклоны – выражение нашего смирения. Если мы кланяемся человеку, смиряемся перед ним. Если кланяемся Богу, это знак нашего смирения перед Господом. Священномученик Петр Дамаскин говорит: «Поклоны суть <…> коленопреклонения, и выражают, что в образе раба, без возношения, повергается [человек] пред Богом и людьми, когда погрешил в чем-либо. Чтобы было место оправданию его, когда он вовсе не противоречит».

Святые Отцы наставляли, что утруждение своего тела поклонами необходимо в молитвенном подвиге. Преподобный Никодим Святогорец указывал: «Недостаточно молитвы, когда кто не приутрудит на ней тело свое поклонами».

– Что такое четки? Как нужно молиться по четкам, и все ли верующие могут это делать? Как правильно обращаться с четками?

– Четки – меч духовный. На молитву по четкам необходимо брать благословение у духовника. Мирянину у себя на приходе не желательно молиться по четкам, но можно пользоваться ими в келейной, уединенной молитве. Монахи же в ограде монастырской постоянно имеют их при себе. Во время послушаний они убирают их за пояс, а когда выходят в город – кладут в карман. Так обращаться с четками советовал своему ученику преподобный Варсонофий Оптинский. Четки используются для творения по ним Иисусовой молитвы или же других молитв, для счета числа молитв, а также для напоминания христианину о молитве.

– Что такое молитва Иисусова? В чем ее особенности? Почему она особенно похваляется Святыми Отцами?

– Отвечу Вам словами святителя Симеона Солунского: молитва Иисусова есть «и обет, и исповедание Веры, подательница Духа Святаго, божественных даров, сердца очищение, бесов изгнание, Иисуса Христа вселение, духовных разумений и божественных помыслов источник, грехов отпущение, душ и телес врачевание; и еще божественного просвещения подательница, милости Божией источник, смиренным даровательница откровений тайн Божественных, единственная спасительница, яко имя Спасителя нашего Бога в себе носящая, имя Иисуса Христа, Сына Божия. И несть иного имени под небом, имже подобает спастися нам».

Особенность Иисусовой молитвы заключается во многократном, а со временем и непрестанном ее повторении. Сама же она является принадлежностью исключительно православных христиан. Творение ее еретиками или иноверцами приводит, как правило, к плачевным последствиям.

– Обязательно ли монахам творить Иисусову молитву?

– Для монаха молитва Иисусова – обет. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Монах, не имеющий Иисусовой молитвы, – обожженная головешка».

– Могут ли молиться этой молитвой миряне?

– Не только могут, но и обязаны. Однако не надо стремиться сразу к высоким молитвенным состояниям и созерцаниям. Устная молитва, внимательно творимая в покаянном духе, – превосходное занятие для каждого православного христианина, особенно тогда, когда под рукой нет молитвослова или нет возможности по нему молиться. Современный делатель Иисусовой молитвы иеросхимонах Рафаил (Берестов) советует всем православным читать Иисусову молитву.

– Нужно ли брать благословение на молитву именем Господним?

– Конечно! Вообще, на всякое делание духовное православный христианин обязан благословляться у своего духовника или хотя бы у приходского священника.

– Расскажите о степенях Иисусовой молитвы. Как происходит возрастание молящегося в ней?

– Преподобный Варсонофий Оптинский разделяет возрастание в Иисусовой молитве на четыре ступени. «Первая ступень – молитва устная, когда ум часто отбегает и человеку надо употреблять большие усилия, чтобы собрать свои рассеянные мысли. Это молитва трудовая, но она дает человеку покаянное настроение. Вторая ступень – молитва умно-сердечная, когда ум и сердце, разум и чувство заодно. Тогда молитва совершается безпрерывно, чем бы человек ни занимался: ел, пил, отдыхал – молитва все совершается. Третья ступень – это уже молитва творческая, которая способна передвигать горы одним словом. Такую молитву имел, например, преподобный Марк Фраческий. Наконец, четвертая ступень – это такая высокая молитва, которую имеют Ангелы и которая дается, может быть, одному из всего человечества».

Возрастание в молитве происходит постепенно и незаметно. Святые Отцы предостерегают молитвенника от измерения той ступени, на которой он находится. «Измерять свое состояние, – говорит преподобный Варсонофий, – было бы фарисейской гордостью». Необходимо стараться лишь о возгревании в душе покаянных чувств и о внимательном, неспешном произношении слов молитвы. А Господь Сам, в известное Ему время, возводит молящегося на более высокую ступень молитвенного подвига.

– Нужны ли какие-то особенные условия для упражнения в молитве Иисусовой, например, уединение, ограниченное общение с ближними и т.п.?

– Святые Отцы советуют, в первую очередь, стараться поддерживать мир с ближними своими. Преждевременное уединение новоначальным они запрещают, чтобы они не возмечтали о себе, как о безстрастных. Конечно, лучше творить молитвенное правило в уединенной комнате. Затворничать же не следует. Это не наша мера.

– Многие Святые Отцы пишут о вещественных пособиях при занятиях Иисусовой молитвой: творя ее, садиться на низком стуле, стеснять дыхание, закрывать глаза и т.д. Что Вы можете сказать по этому поводу?

– Святитель Игнатий признавал такие способы исключением из правил и советовал следовать общему порядку, усердствуя лишь о том, чтобы заключать ум в слова молитвы.

– Многие не приступают к Иисусовой молитве, опасаясь впасть в прелесть. Действительно ли существует такая опасность и является ли она уважительной причиной, чтобы не заниматься этой молитвой? Как уберечься от сетей вражиих?

– Сейчас многие и без молитвы Иисусовой пребывают в прелести. «Зараженные прелестию „мнения" встречаются очень часто, – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). – Всякий, не имеющий сокрушенного духа, признающий за собою какие бы то ни было достоинства и заслуги, всякий, не держащийся неуклонно учения Православной Церкви, но рассуждающий о каком-либо догмате или предании произвольно, по своему усмотрению или по учению инославному, находится в этой прелести. Степению уклонения и упорства в уклонении определяется степень прелести». Разумеется, таким людям ни в коем случае не следует браться за молитву Иисусову, прежде покаяния в заблуждениях.

Впадение же в прелесть при занятиях Иисусовой молитвой бывает при неправильном ее прохождении. Преподобный Варсонофий Оптинский говорит: «Да, действительно, бывали случаи, когда люди впадали в прелесть, но отчего? Оттого, что брались за эту молитву самочинно и, взявшись, сразу пытались, как говорится, влезть на небо. Ну, и срывались».

А преподобный Амвросий Оптинский учил, что при занятии устной Иисусовой молитвой случаи впадения в прелесть бывают нечасто, в то время как при упражнениях в умной и умно-сердечной молитве, особенно без опытного духовного руководства, они – не редкость.

Если же человек берется за молитву с благословения своего духовника, если старается сохранять ему послушание и все открывать, если не стремится к возвышенным духовным состояниям, а смиренно творит устную молитву и ищет в ней покаяния и прощения грехов, тогда такому молитвеннику его делание послужит только во спасение.

Кстати, духоносные старцы, сами стяжавшие высокие степени молитвы, иногда запрещали своим ученикам заниматься умной и умно-сердечной молитвой. Например, преподобный Паисий Величковский дал заповедь своему ученику иеросхимонаху Афанасию, старцу преподобного Макария Оптинского, всю жизнь творить устную молитву, и тот смиренно исполнял наставление своего учителя.

– Творения каких Святых Отцов о молитве вообще и Иисусовой в частности Вы бы посоветовали почитать новоначальным?

– В первую очередь творения наших русских Святых Отцов: святого праведного Иоанна Кронштадтского, преподобных Оптинских Старцев, святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника. Особенно подробно и доступно освещает молитвенное делание святитель Игнатий. Можно также посоветовать «Умное делание» игумена Харитона Валаамского и сборник о молитве игумена Тихона Вышенского, сподвижника святителя Феофана Затворника. В писаниях этих Святых Отцов можно почерпнуть все необходимые знания о молитве.

Беседовал Виктор Заречный

Источник: газета «Православный Крест»

Написать комментарий