Какой должна быть наша исповедь?

Какой должна быть наша исповедь?

Какой должна быть наша исповедь?Скажи о беззакониях своих сначала,    
чтобы быть оправданным (Ис. 43, 26)    




Ныне мы пойдем на исповедь к служителю. Если совершим нашу исповедь, как должно, получим прощение грехов, получим оправдание. Поэтому нужно нам знать, какую именно принести исповедь.

1.Исповедь наша должна быть полной и совершенной, не должно скрывать ничего: от постыдного действия до безумного слова, от нечистого помысла до преступного желания. Раскроем перед Богом и Его служителем всю душу и сердце, все тайные страсти и греховные вожделения.

Сердцеведец видел все беззакония наши еще тогда, когда они только зарождались в тайных помышлениях нашего сердца. Всеведущий был с нами и тогда, когда мы, скрывшись от взора человеческого и считая себя никем не видимыми, безрассудно мыслили, бесстыдное делали. От Него ли хотим скрыть грехи наши? Он долготерпеливо ожидает, пока мы сами возгнушаемся своей нечистоты, исповедуем перед Ним беззакония свои, откроем и обнажим язвы совести своей. Но придет день Суда, когда Он Сам обнаружит все постыдные наши дела перед всем собором Ангелов и человеков.

2. Исповедь наша должна быть искренней и чистосердечной, не должно скрывать побуждений к беззакониям, которые таятся в развращении сердца, в любви ко греху, в услаждении сердца греховными вожделениями и чувствами, не должно выискивать ложных извинений в грехах своих, тем более не должно обвинять других вместо себя.

Мы приходим сюда исцелять свои язвы, а не скрывать их от врача, исповедать свои грехи, а не осуждать других, чтобы вместо прощения не получить двойного и неразрешимого осуждения. Суд Божий тем и отличается от суда человеческого, что на нем оправдывается тот, кто более обвиняет самого себя, очищается тот, кто искренне открывает свою нечистоту.

Перед кем нам извинять себя? Перед служителем алтаря? Но он только свидетель нашей исповеди и сам из числа грешников, ищущих оправдания и спасения в едином Господе и Спасителе. Для того-то Господь и передал власть отпускать грехи не Ангелам, святым и бесстрастным, а подобным нам страстным людям, которым известны все немощи естества человеческого, чтобы они могли сострадать нам и быть внимательными к тяжкой болезни души нашей.

Чем искреннее откроешь сердце свое перед духовным отцом, чем чистосердечнее исповедаешь перед ним свою жизнь, тем более побудишь его поскорбеть с тобой, облегчить тяжкие переживания души твоей, успокоить томящуюся совесть твою, искреннее вздохнуть о тебе к Богу. Господи, «не уклони сердце мое к словам лукавым для измышления извинений во грехах» (Пс. 140, 4).

3. Исповедь наша должна быть слезной, сокрушенной и смиренной. Одна жертва благоприятна Богу – это «дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит» (Пс. 50, 19). Станем, подобно кающемуся мытарю, у церковного порога и, бия себя в грудь, с воплем воззовем: «Боже, милостив буди мне, грешному» (Лк. 18, 13).

Ах, если бы мы могли видеть ту участь, которая ожидает грешника за гробом! Если бы могли испытать те невыразимые языком человеческим мучения, которые терпят несчастные души, не принесшие истинного покаяния, мы поняли бы всю силу слова Господа: «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь». Но: «Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете» (Лк. 6:21, 25). Тогда мы плакали бы плачем неутешным, как плакали всю свою жизнь те, кому открыто было состояние душ, разлучившихся с телом.

Покаяние наше вообще должно быть твердым и неизменным. Что пользы исповедать грех без намерения оставить его навсегда? Восставать, чтобы падать опять еще глубже? Пробуждаться только для того, чтобы опять погружаться в тягчайший и непробудный сон? Обращаться к Богу для того, чтобы, похитив, так сказать, прощение, опять изменять Ему, предаваться врагу Его?

Не значит ли это, что мы искушаем долготерпение Божие, попираем Кровь завета Христова, повторно распинаем Господа? Не означает ли это поругания над Св. Таинством? Нет, возлюбленные, получив прощение грехов своих, изгоним их немедленно, не только из жизни и деятельности, но из самого воображения и памяти нашей. Пусть остаются они на долю врага нашего, который научал и соблазнял нас на грех, который радовался, когда мы нарушали заповеди Господни.

Дав перед святым Крестом и Евангелием обет вести жизнь чистую и добрую, будем повторять себе этот обет утром и вечером, в часы радости и печали, в храме Божием и дома, сидя на трапезе и покоясь на ложе, чтобы дело нашего спасения никогда не выходило из нашей памяти и обратилось в главное дело нашей жизни.

Да будет непрестанно в уме и на языке нашем слово Иосифа целомудренного: «Как произнесу такое злое слово и согрешу перед Богом» (Быт. 39, 9)?

Протоиерей Григорий Дьяченко (1850-1903)
Общедоступное духовно-нравственное чтение для говеющих с целью подготовления их к великому Таинству Покаяния 

Написать комментарий