Христос потребует ответ: из «Рассуждения против иудеев и язычников»

Христос потребует ответ: из «Рассуждения против иудеев и язычников»

8. Христос опять придет и потребует отчета от рода человеческаго, между прочим и от иудеев; об этом, посмотри, как предсказывает Давид и Малахия; последний говорит: «се грядет, и кто стерпит день пришествия Его, и кто постоит в видении Его? зане той входит яко огнь горнила. И сядет разваряя и очищая яко сребро, и яко злато» (Малах. III, 1–3), согласно с словами Павла, который пишет так: «день явит, зане огнем открывается» (1Кор. III, 13). И Давид словами: «Бог яве приидет» (Пс.XLIX, 3), указывает также на второе пришествие Его. Первое пришествие Христа было весьма смиренное; но не таково будет второе, страх и ужас будут сопутствовать ему, ангелы – предшествовать, и самое явление будет озарять все подобно молнии: «якоже молния исходит от восток и является до запад, тако будет пришествие Сына человеческаго» (Матф. XXIV, 27), говорит Господь, выражая этим блеск, возвещающий сам о себе, так как он не нуждается в провозвестнике, но являет сам себя. Тоже и Давид выражает словами: «Бог яве приидет».

Потом, изображая будущий суд, пророк присовокупляет: «огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зелна» (Пс. 49, 3). Сказав о наказаниях, он изображает и торжественность суда: «призовет небо свыше, и землю, разсудити люди Своя» (Пс.49:4), разумея под землею род человеческий. Далее, вместе со всем родом человеческим упомянув и об иудеях (к которым особенно обращается), пророк продолжает так: «соберите Ему преподобныя Его, завещающия завет Его о жертвах. И возвестят небеса правду Его: яко Бог судия есть» (Пс.49:5–6).

Об отмене пришедшим Христом жертвеннаго богослужения и о введении вместо его нашего богослужения, послушай, как предсказано
: «жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил Ми еси» (Пс. XXXIX, 7); на то же указывает пророк и в другом месте: «людие, ихже не видех, работаша Ми; в слух уха послушаша Мя» (Пс. XVII, 44–45), т. е. не созерцая море разступившееся и камни раздавшиеся, но выслушав моих апостолов. Сказав: «тело же свершил Ми еси», пророк еще присовокупляет: «тогда рех: се прииду; в главизне книжне писано есть о Мне» (Пс. XXXIX, 8).

Здесь указывается на два обстоятельства: на то, что Господь придет, и на то, что Он придет тогда, когда будут отменены жертвоприношения; это произошло тогда, как власть над иудеями перешла к римлянам. О пришествии Господа мы находим предсказание у Варуха, который говорит: «на земли явися и с человеки поживе» (Вар. III, 38). Также Моисей говорит: «Пророка от братии твоея, якоже мене, возставит тебе Господь Бог твой, того слушайте по всему. И человек той, иже не послушает словес его, елика возглаголет Пророк оный во имя Мое, потребится от народа своего» (Втор. XVIII, 12–19). На ком другом сбылось это, как не на одном Христе? Хотя многие возстали пророки, и хотя всех их иудеи не послушали, но за это ничего не потерпели; а за не послушание Христу, они теперь повсюду влачат жизнь, как блуждающие и безприютные, как беглецы и изгнанники. Посмотри, как они, лишившись гражданства, отеческих законов и обычаев, всюду подвергаются безчестию и посрамлению, наказанию и мучению. А сколько они пострадали при Веспасиане и Тите, этого и сказать невозможно: так бедственная участь их превысила всякое несчастие; так исполнились пророческие слова: «и человек той, иже не послушает пророка того, потребится». За то у них превратилось все в пустыню, что они не послушались того Пророка.

Что Господь воскресит всех, это предсказал Исаия в следующих словах: «воскреснут мертвии, и возстанут, иже во гробех: роса бо, яже от Тебе, исцеление им есть» (Иса. XXVI, 19). И не только это он предсказал, но и то, что после крестной смерти Господа деяния Его будут блистательнее, и что по воскресении Его проповедь (евангельская) наиболее распространится. Он был предан своим учеником, связан, оскорблен, поруган, мучен и распят, и не получил бы погребения, если бы это зависело от иудеев; а одежды Его были разделены воинами, и окончил жизнь с подозрением в домогательстве власти, с именем богохульника и возмутителя; – ибо о нем говорили: «всяк, иже царя себе творит, противится кесарю» (Иоан. XIX, 12), и еще: «се ныне слышасте хулу Его» (Матф. XXVI, 65); так как все это имело совершиться, то пророк, желая возбудить и ободрить слушателя, говорит: не бойся этого; Тот, Который был распят, подвергаем бичеванию, поносим разбойниками, умерщвлен по подозрению в богохульстве, по смерти и воскресении совершит такия дела, о которых никто не скажет, что они не исполнены великой чести. Это и сбылось, как о том задолго предсказывал пророк: «будет корень Иессеов, и возстаяй владети языки, на Того языцы уповати будут: и будет покой Его честь» (Иса. XI, 10). Он как бы так сказал: «такая смерть досточтимее диадимы; цари, слагая диадимы берут крест – знак Его смерти; на порфирах крест, на диадиме, крест, при молитвах крест, на оружии крест, на священной трапезе крест, и во всей вселенной крест сияет светлее солнца» – «И будет покой Его честь».

Святитель Иоанн Златоуст
«Рассуждение против иудеев и язычников»

Написать комментарий