Примеры жизни в деле спасения

Примеры жизни в деле спасения

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Часто мы с вами, возлюбленные братья и сестры, ищем благие примеры, чтобы подражать подвижникам и утверждать себя на правом пути спасения. И иногда мы приходим в разочарование и даже в отчаяние от того, что не видим таких примеров вокруг себя. Конечно, такой подход среди нас, немощных, совершенно не оправдан. Мы ведь хотим видеть пред собою такого человека, который был бы во всех отношениях безупречным и святым. Но, оказывается, среди нас нет таких совершенных людей. А те, кто хотя и проводит добрую христианскую жизнь, — имеют какие-то немощи духовные и телесные, поэтому мы не можем признать их идеальными, а следовательно, и подражать им. И так, не находя того, чего бы нам хотелось, мы порой приходим в уныние. Но правильно ли это? Конечно, нет.

В деле искания добрых примеров необходимо иметь величайшую добродетель — любовь. А любовь, как сказано у ап. Павла, прежде всего долготерпит, милосердствует, не раздражается, не гневается, не видит и не мыслит зла и т. д. Вот такими характерными чертами выражается настоящая любовь. И если мы будем иметь такую любовь, то не будем замечать греховных немощей ближних своих, а будем видеть только добрые дела, добрые поступки, добрый пример для подражания. Но если даже мы не сумеем разглядеть вокруг себя добрых людей, то это не значит, что мы не должны совершенствоваться духовно.

Однако добрых примеров в нашей обыденной жизни очень много. И все зависит от того, в какой мере мы сами возгреваем себя в делах благочестия, в какой мере воспламеняем свою сердечную область в угождении Богу, в сохранении или исполнении Его Божественной воли. В зависимости от этого — мы либо будем применять те или иные жизненные примеры в своей жизни, либо вообще удаляться от пути истинного. Как же поступать в таком случае? Что предпринимать в деле нашего спасения, в деле возгревания в своих сердцах Божественного огня? На этот вопрос отвечает великий подвижник Христовой Церкви преп. Ефрем Сирин. И если мы уясним его наставление, то тогда сможем использовать во благо даже отрицательные примеры.

Итак, чему же учит нас преп. Ефрем Сирин? Откроем свои уши и сердца и прислушаемся к его великому наставлению. «Если видишь,— говорит преподобный,— торгующих чем-нибудь, скажи сам в себе: этот человек ради временного столько терпит, чтобы собрать преходящие блага. Ужели же ты, душе моя, вознерадишь о непреходящем? Если видишь тяжущихся между собою, скажи сам себе: эти люди столько прилагают старания и спорят между собою о том, что нимало не полезно. Ужели же ты, душе моя, будучи должна тьму талантов, не придешь, как следует, к Богу, чтобы прощен был тебе долг твой? Если видишь строющих дом из глины, то скажи сам себе: эти люди, строя дом из глины, употребляют свое старание совершить дело. Ужели же ты, душе моя, пренебрежешь вечными обителями?»

Вот, возлюбленные братья и сестры, какие великие наставления преподает нам преп. Ефрем Сирин в ответ на наш вопрос: как совершенствоваться духовно, применяя те или иные жизненные примеры? В самом деле, ведь подобные примеры мы встречаем каждый день. И если бы мы действительно имели ревность к делу благочестия, то нам и этих примеров было бы достаточно с избытком. Только поучайся, только назидайся!

Как мы поступаем, возлюбленные братья и сестры, когда нам случается заболеть? Срочно прибегаем к врачебным средствам, прислушиваемся к разным мнениям, не знает ли кто какого лекарства, помимо того, что указывают нам врачи? Пьем всякие средства: и горечи, и кислоты, и всякую, грубо выражаясь, дрянь. И все это для того, чтобы исцелить свои телесные немощи. Вот сколько мы прилагаем забот о тленном теле! А когда у нас болит душа, причем болит, как говорится, хронически, так, что эта болезнь может обернуться вечной гибелью, может привести нас к отчуждению от Бога,— то в этом случае мы проявляем поразительную безпечность и нерадивость. Болит душа, ну и ладно,— думаем мы,— пусть себе болит. Если кто-либо из нас одержим, допустим, страстью гнева — он и не думает сдерживать свой язык от злословия. Болеет ли кто гордостью — опять нерадение, опять мы, как говорится, задираем нос, чтобы не воспринять благих наставлений. И не печалимся о том, какими же способами врачевать наши духовные раны. А между тем средств врачевания очень много. Если мы откроем Евангелие, или послание апостольское, или творения святых отцов, то увидим, что там на каждой странице даны нам рецепты. Бери, пользуйся этими средствами, врачуйся! Нет, все нам как-то недосуг, не до души, мы словно и не желаем, чтобы исцелялись наши раны.
Возлюбленные братья и сестры, если мы будем так пренебрежительно относиться к своим порокам и нерадеть о духовном врачевании, то на исцеление своей души мы не можем рассчитывать. Не исцелимся мы.
Поэтому-то, помня совет преп. Ефрема Сирина, будем стараться использовать жизненные примеры для возбуждения своего духа ревностью о вере и благочестии.

Итак, чада мои возлюбленные, да будет нам совет преп. Ефрема Сирина благим назиданием. Воспримем же его всем сердцем и постараемся поступать так, как он нас учит, дабы, укрепляя себя в доброделании, мы смогли восходить по ступеням духовного совершенства и достигнуть вечной блаженной жизни во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь.

Митрополит Иоанн (Снычев)

Написать комментарий