Нет никаких законных оснований для изменения названия Украинской Православной Церкви (МП)

Нет никаких законных оснований для изменения названия Украинской Православной Церкви (МП)

Председатель Юридического отдела УПЦ протоиерей Александр Бахов для Информационно-просветительского отдела объяснил, что на самом деле означают последние нововведения Минкульта Украины, а также прокомментировал некоторые заявления и угрозы чиновников в сторону Украинской Православной Церкви (МП).

– Известно, что 30 января был зарегистрирован религиозный центр так называемой ПЦУ, но почему по Вашему мнению они выбрали именно название «Киевской Митрополии УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ УКРАИНЫ)» и на сколько это правомерно?

– Так называемая новообразованная ПЦУ не имеет оснований называться Киевской митрополией Украинской Православной Церкви, не только потому что с подобным названием существует религиозный центр еще с 1991 года, но и потому, что первичный правоустанавливающий документ «Томос», который они должны были уважать и выполнять, определяет им два названия – «Православная Церковь Украины» (ПЦУ) и «Святейшая Церковь Украины» (СЦУ). Кроме этого, Патриарх Варфоломей «благословил и провозгласил автокефальной Православную Церковь Украины», а «Томос» был вручен «Предстоятелю Святейшей Церкви Украины», а в самом тексте отсутствует любое упоминание об Украинской Православной Церкви. Поэтому так называемая ПЦУ не имеет никаких оснований называться Украинской Православной Церковью. А то что они в конец к общему названию в скобках добавили «ПЦУ» свидетельствует о том, как они относятся к своему настоящему названию, которое им определил их отец Константинопольский Патриарх Варфоломей. Если тебе выдали свидетельство о рождении с одним именем, ты уже не можешь получить паспорт на другое имя.

– Скажите, это как-то связано с изменениями в законе и намерениями переименовать Украинскую Православную Церковь?

– Да, безусловно, я неоднократно подчеркивал, что эти действия направлены на уничтожение нашей Церкви. Знаете, в бизнесе есть такая рейдерская схема, по которой захватывают имущество предприятия. Создается новая организация, которая имеет подобное название и отличается от уже существующей двумя-тремя буквами, а потом незаконным и силовым способом захватывают ее имущество и оформляют на новообразованную организацию. Сейчас реализуется подобная схема в религиозной среде, но уже на общегосударственном уровне. Создали новый религиозный центр с подобным названием, и пытаются подменить им уже существующий религиозный центр, а имущество и религиозные организации незаконным способом под давлением пытаются захватить и подчинить новообразованному центру. А для того чтобы этот процесс проходил быстро, необходимо существующий религиозный центр вывести за пределы правового поля и лишить собственного названия.

Кроме этого, на местном уровне, после принятия и вступления в силу законопроекта №4128д, вводится незаконная схема, когда посторонние лица выдают свои собрания за собрание религиозной общины и уведомляют о якобы изменении подчиненности областную администрацию, а та в свою очередь блокирует право для религиозной общины распоряжаться своим имуществом. Мы видим, как такие собрания организуют, а иногда и проводят председатели районных и сельских советов с участием лиц, не принадлежащих к религиозной общине. Разве это не рейдерство? Кроме этого многочисленные попытки якобы изменить подчиненность религиозной общины опровергаются самими религиозными общинами.

– 26 января в «Урядовом курьере» был опубликован перечень религиозных организаций, которые должны изменить свое название, среди них оказались религиозные организации, которые принадлежат к Украинской Православной Церкви, как Вы считаете насколько это законно?

– Как уже неоднократно отмечалось, что в самом законе о переименовании (Закон Украины №2662-VIII) даже не упоминается об УПЦ, но указано, что в течение одного месяца Минкультуры проводит религиоведческую экспертизу зарегистрированных уставов религиозных организаций и определяет, какие из них подпадают под действие этого закона. Как оказалось, после проведения религиоведческой экспертизы, религиозные организации УПЦ попали в перечень религиозных организаций как такие, что якобы должны изменить свое название. По качеству этой экспертизы есть вопросы, а в той части, что касается УПЦ, то это вообще уровень сюжетов ТСН канала 1+1.

Более того, Минкультуры прибегло к сознательным манипуляциям и нарушения закона, как следует из религиоведческой экспертизы, происходит отождествление уставов (положений) юридических и канонических (внутренних), в законодательстве они называются «внутренними установками», в каждом религиозном объединении они различны и не подлежат обязательной регистрации. Например: для УПЦ такими внутренними установками является «Устав об управлении УПЦ», для греко-католической церкви это «Кодекс канонов Восточных Церквей». В контексте Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» и изменений в него Законом Украины №2662-VIII (о переименовании) Минкультуры должно было провести религиоведческую экспертизу исключительно юридических уставов, то есть тех уставов (положений), которые подлежат обязательной государственной регистрации. Требования к таким уставам (положениям) содержатся в статье 12 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Кроме этого отсутствует какой-то нормативный документ, какой бы утверждал религиоведческую экспертизу и обязывал религиозные организации проводить переименование в соответствии с новыми требованиями закона. Приказ Министра культуры Украины №37 от 25.01.2019 года, который якобы утверждает религиоведческую экспертизу, не является документом, ведь в нем говорится о поручении провести экспертизу, обеспечить публичное информирование религиозных организаций и назначении ответственных лиц. Таким образом, на сегодняшний день нет никаких законных оснований менять свое название для религиозных организаций УПЦ. При таких обстоятельствах считаю, что публикация списка религиозных организаций УПЦ в «Урядовом курьере» не порождает обязанности для религиозных организаций менять свое название.

– А как быть с угрозами, которые звучат от должностных лиц и депутатов о том, что УПЦ переименуют принудительно или лишат налоговых льгот?

– Они пусть сначала переименуют принудительно «УПЦ КП» и «УАПЦ», а то складывается впечатление, что они даже и не думают переходить в «ПЦУ».

На сегодня у Минкультуры нет никаких законных оснований принудительно переименовывать УПЦ и любые действия такого рода являются незаконными и нарушают право на свободу вероисповедания. Тем более мы уже видим в чьих интересах действуют и для чего им так хочется переименовать УПЦ.<...>

– Что ждет религиозные организации, которые по тем или иным причинам не изменят названия?

– Во-первых, как уже отмечал, это требование должно быть законным, закон напрямую не обязывает религиозные организации УПЦ изменить название, а Минкультуры до сегодняшнего времени не приняло ни одного документа, которым бы не только обязывал менять название, но и утверждал религиоведческую экспертизу.

Во-вторых, если предположить, что якобы Минкультуры действует законно, то в таком случае в соответствии с пунктом 4 II. Переходных и заключительных положений Закона Украины №2662-VIII, религиозная организация, которая не внесла предусмотренных законом изменений в свое официальное название и не подала соответствующие изменения в свой устав на регистрацию, ее устав теряет силу в части, которой определяется полное название религиозной организации (объединения). Как мы видим не говорится о снятии с регистрации или принудительном переименовании.

Также у меня возникает вопрос, каким образом религиозное объединение будет вносить изменения в свой внутренний устав, ведь закон не обязывает в обязательном порядке регистрировать уставы, которыми регулируется внутренняя жизнь Церкви.

Перевод с украинского редакции портала «Православная жизнь»
Протоиерей Александр Бахов
Источник: Портал «Православная жизнь»
6 февраля 2019 г.

Написать комментарий