Подвиг на пути спасения

Подвиг на пути спасения

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Основная наша с вами забота, возлюбленные братья и сестры, заключается в том, чтобы замечать в своих поступках, в движениях своего сердца те или иные греховные склонности. И не только замечать, но прилагать все старания к их устранению. В этом состоит все наше трудничество: очищать сердце и преображать душу, насаждая в ней все доброе, все святое, все то, что является основой для будущей жизни.

Ничто нечистое не войдет в Царство Божие. Как говорит ап. Павел, «не обманывайтесь: ни блудники, ни растлители, ни пьяницы, ни сквернословы Царства Божия наследовать не могут». Вот почему, возлюбленные братья и сестры, наш основной подвиг на пути спасения заключается, как я сказал, в очищении своей души от всякой греховной скверны и в насаждении добрых христианских навыков. А бороться нам нужно твердо и основательно, бороться постоянно и кропотливо. В этом деле полезно как можно чаще себя проверять — в каком состоянии духовном мы находимся? Взошли ли на ступени духовного совершенства или только еще приблизились к ним? А может, наоборот, удалились от этих ступеней и обратилась вспять, на путь греха, на путь погибели? Не обманываемся ли мы в своем уповании на спасение вечное? Может быть, мы думаем, что умертвили в себе всякое движение греха, а на самом деле он царит в нашем сердце, в нашей душе, господствует над нашими силами: и духовными и телесными?! Вот здесь-то и нужна мудрость, вот здесь-то и нужно руководство духовное, чтобы вовремя распознать хитрости врага и скрытое действие греха. Я приведу вам один замечательный пример, который покажет, как даже великие подвижники Церкви Христовой не всегда уразумевали всей сложности своего духовного состояния, всей тонкости греховной, которая подчас проникала в их сердце и не давала покоя до самой кончины. И в то время, когда некоторые подвижники думали, что искоренили в себе страсти, они все еще таились в сокровенных уголках души.

Один весьма почтенный старец подвизался в пустыне около 50 лет. Жизнь его была очень строгой. С того времени, как он вступил на подвиг благочестия, он не вкушал хлеба, употреблял в пищу либо съедобные растения, либо коренья от них и принимал немного воды. Наконец, посчитав, что он уже завершил подвиг воздержания, молитвы и умерщвления в себе страстей, подвижник как-то сказал пришедшим к нему братиям и старцам: «Ну вот, теперь я умертвил в себе три основные страсти: блуд, сребролюбие и тщеславие». Он был так глубоко в этом убежден, что никто его не смог разубедить.

Услышал об этом великий старец Авраам и поспешил прийти к пустыннику, чтобы наставить его и предупредить об опасности, в которой тот находился. Пришел Авраам и спросил: «Скажи мне, авва, действительно ли ты говорил то-то и то-то?» Старец сознался: «Да, я действительно сказал братии, что победил в себе страсти блуда, сребролюбия и тщеславия».— «Хорошо, это очень хорошо, что ты победил, но вот я испытаю тебя, а ты посмотри — действительно ли умерщвлены в тебе эти страсти? Представь, что ты входишь в келью свою и находишь в ней на постели лежащую женщину. Сможешь ли ты не обратить внимания на нее и остаться безразличным, как будто это не женщина, а какой-то бездушный предмет?» Старец ответил: «Нет, но я смогу удержать помысл, чтобы не прикоснуться к той женщине».— «Вот видишь,— сказал Авраам,— страсть еще жива в тебе, она лишь связана тобой. Но испытаю еще. Представь, что ты идешь дорогой куда-либо и вдруг неожиданно среди камней, среди обломков глиняных сосудов находишь кучу золота. Сможешь ли ты не смущаться мыслью об этом богатстве и пройти спокойно мимо?» — Старец ответил: «Нет, но буду бороться мыслью, чтобы не прикоснуться к этому золоту и пройти дальше».— «Вот видишь,— сказал Авраам,— и эта страсть еще жива в тебе, но только связана тобой. И еще скажи мне: если к тебе придут два брата, о которых тебе известно, что один тебя хвалит, а другой весьма поносит,— сможешь ли ты без смущения одинаково радушно принять обоих?» — «Нет,— ответил старец,— но я буду бороться в помыслах моих и постараюсь принять обоих в равной степени радушно».— «Вот видишь,— сказал Авраам,— жива и эта страсть в тебе, она только связана».

Вот, возлюбленные братья и сестры, какой замечательный пример привели мы с вами. Видите, как великие старцы, которые подвизались даже полвека, могли ошибаться, думая, что умертвили в себе те или иные страсти. Они боролись много лет, но не всегда, как видите, достигали окончательного умерщвления в себе тех или иных страстей. Правда, они связывали их своим благим произволением и не давали выхода наружу, но тем не менее страсти продолжали в них пребывать.

А что же у нас с вами? Связываем ли мы в себе страсти, как их связывал старец, которого вразумил великий авва Авраам? Если мы проверим самих себя, то найдем, что не только не связываем, но и усугубляем в себе те или иные греховные привычки. Мы очень и очень слабо, возлюбленные братья и сестры, боремся над умерщвлением своих греховных склонностей. И страсти, конечно, господствуют внутри наших сердец. Как они нами повелевают, как толкают нас на всякое беззаконие, на всякое падение! И мы, как безгласные овцы, бываем ведомы на заклание — но не Христу, а греху. Посмотри каждый сам в свое сердце! Сколько в нем злобы, ненависти, зависти, раздражения, гордыни, тщеславия и еще много другого, возлюбленные братья и сестры! Но если нам и удастся узреть свои грехопадения — этого еще недостаточно. Церковь призывает нас к тому, чтобы мы вооружились против греха. Вооружились молитвой и терпением, чтобы искоренить из себя всякое движение греховное.

Возлюбленные братья и сестры! Страсти по-прежнему господствуют в нас, по-прежнему мы с вами лежим в тине греха и еще не начинали по-настоящему путь своего спасения. Но не будем отчаиваться, не станем допускать мысли печальные! Возымеем усердие и вооружимся против греха, призывая Божественную помощь, взывая молитвенно к Пречистой Деве Марии и испрашивая молитвенное ходатайство небожителей и тех подвижников благочестия, которые оставили нам замечательный пример покаяния и доброделания, дабы их предстательством Господь утвердил нас в твердой решимости на борьбу с грехом и в насаждении добрых навыков в своих сердцах.

Господи, Господи! Благослови нас Своей Божественной десницею, вразуми и укрепи на этом спасительном пути, дабы мы могли достигнуть вечной жизни и прославить великое имя Святой Троицы ныне и в безконечные веки. Аминь.

Митрополит Иоанн (Снычев)

Написать комментарий