Мы должны заботиться о душе наших ближних

Мы должны заботиться о душе наших ближних

I. Св. священномученик Памфил, память коего совершается ныне, жил в начале IV-го века, родился в Берите, в Кесарии палестинской, где и служил потом священником. Получив прекрасное образование в Александрии, он занимался изучением священного писания: сличал тексты (т.е. чтения) нового завета, исправлял места, испорченныя переписчиками, сам переписывал рукописи и раздавал их всем желающим. Долго и много трудился он над этим делом и собрал в Кесарии большую библиотеку священных книг. В то же время, отличаясь благочестием, он роздал богатство свое бедным и посвятил себя распространению истинной веры и христианского просвещения.

Эти подвиги его не прошли ему даром: во время Диоклитиана потребовали его к суду и после истязаний бросили в тюрьму, где он пробыл два года, вместе с двумя христианами: диаконом Валентином и Павлом. В то время гонение на христиан страшно усиливалось, и несчастных христиан, измученных пытками, искалеченных – с выколотыми глазами и с подрезанными жилами в ногах, гнали в каторжныя работы в рудники. После двухлетняго заключения Памфила, его повели на казнь вместе с его товарищами. Пытки мучеников и твердость, с которою они переносили страдания, открыто исповедуя Христа, привлекли к ним многих последователей из народа, добровольно объявивших себя христианами и принявших казнь. Св. Памфил, вместе с 12 другими мучениками, был казнен в 308 году.

II. Жизнь св. священномученика Памфила, заботившагося об исправлении испорченных переписчиками книг священного писания, о раздаянии неимущим списков слова Божия, о распространении христианской веры и просвещения и вообще о спасении душ ближних, научает и нас, возлюбленные братие, заботиться о душе наших ближних.

Мы должны быть готовы служить ближнему беззавистным сообщением своих знаний, в особенности же – наставлением в вере и доброй жизни. Слово Христово да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости учаще и вразумляюще себе самех (Колос. III, И6).

Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Матф. У, 16)

В частности, можно представить в таком виде план спасения души ближняго.

а) Молись усердно, как вообще о спасении всех, так и в частности о спасении тех, коих более знаешь и кои, по твоему разумению, особенную имеют нужду; молись, желая и братиям определенного дара разумения, или ревности, или молитвы, и проч., и себе испрашивая силы и умения действовать во спасение их, или лучше самого себя предавая в орудия божественныя на дело сие; особенно же молитвенно испрашивай несоблазнительного действования пред другими и молитвою же очищай себя от бывших ненамеренных и нечаянных случаев, кои могут быть соблазнительными. Не искушайся помыслом и речами других, будто молитва такая ни во что; ибо, кроме того что освятивший себя ею всегда способнее, настроеннее к спасительному на других действию, – есть тайное общение душ, по коему одна, непонятно как, может осеменять другую, или предрасполагать ее к осеменению чрез себя, или чрез других. Пример – матерь блаженного Августина, которая совсем было погибшаго сына своими молитвами обратила к Богу и доброй христианской жизни, и св. мученики, не редко мучителей своих обращавшие силою своих молитв ко Христу Богу. Если все взаимно будем обращать молитвенно дух свой на других, то к каждому придет столько согревающих лучей, сколько есть лиц. Следовательно, все были бы согреты мерою теплоты, равною всему христианству. Тогда никакая сила не могла бы одолеть ни одного христианина.

б) Представляй в себе живой образец веры и благочестия. Когда исходишь вне и являешься в кругу христиан, пусть всякий видит в тебе живое христианство, видит, что ты и понимаешь его, и чтишь, и осуществляешь. Это то же, что созидать брата всем: и словом, и взором, и движениями, и делами, и ничем из сего не разстроивать его и не соблазнять. Помни: горе человеку, им же соблазн приходит (Мф. 18, 7). В примере и доброе, и худое очень сильно действует, почему, сколько одно обязательно, столько другое осудительно.

в) Но сего мало: должно и желать, и заботливо порываться на содействие, и содействовать самым делом спасению других, ибо что пользы говорить только: грейтесь, а не давать нужнаго? Кто истинно любит, тот все сделает для любимаго. Любовь не смотрит на неудобства и не видит их. Но если и есть они, готова живот свой положить за други своя, – всем, даже и жизнию пожертвовать за спасение их. Холодность в сем обличает холодность и о своем спасении и о Божией славе, также неубеждение в вере, и самолюбие, и решительную безпечность. Потому внимательно должно следить за всеми случаями в отношении к братиям нашим и изыскивать между ими, не найдется ли какой, коему мы по своим силам можем нечто вложить в душу, спасительно содействующее ему во спасение.

Заметив что в другом особенно для него опасное, всячески попекись остепенить его и образумить, как можешь. Сам действуй прямо, найди людей, могущих на него действовать, подстерегай случай, войди в ближайшия сношения и предрасположи к себе и проч. Но уж ни под каким видом не подавай знака соуслаждения, или согласия на те дела, ни словом, ни делом... Если бы все окружающие неисправного показали ему знаки неблаговоления, то, кажется, он сейчас бы должен был образумиться, ибо куда бы ему деваться тогда? Один из лучших способов вразумления это есть наведение другого самого на разум: пусть сам найдет, ты только так устрой дело, чтоб нашел.

III. И так созидайте кийждо ближняго (1Фес. IV, 11), заключим наше поучение словами св. апостола Павла. Аминь. 


 
Протоиерей Григорий Дьяченко             
Полный годичный круг кратких поучений, 
составленных на каждый день года.       

Написать комментарий