О подражании подвижникам...

О подражании подвижникам...

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Мне хочется, возлюбленные братья и сестры, чтобы мы учились благочестивой жизни на примерах святых подвижников. И чем усерднее мы будем учиться на этих славных примерах, тем тверже будет наше благочестие, тем прямее будет путь, который ведет нас к жизни вечной. А примеры угодников Божиих очень велики и разнообразны. Их можно черпать без конца и без конца поучаться в правой вере и в правой христианской жизни.

Мы иногда думаем, что духовный наставник, которому мы вручаем свою душу, должен всякий раз подробно поучать нас, что и как делать. Но если мы посмотрим на подвижников, которые жили под руководством опытных старцев, то увидим, что далеко не всегда они получали такое словесное руководство. Многие из них жили около великих праведников, но почти не слышали от них слов назидания. И несмотря на это, они преуспевали в добрых христианских делах и взошли на высоту духовного совершенства. Как же это происходило, спросите вы. Как могло быть, чтобы человек не учил другого словом и все-таки благотворно воздействовал на ученика и совершенствовал его духовно? Оказывается, могло быть и так, ибо есть учение словом — и есть учение делом. Успех в духовной жизни во многом зависит не от того, как преподает духовный отец, а от того, как воспринимает ученик, и прежде всего — доброе житие своего старца, живущего по заповедям Божиим.

Великий Исаак, пресвитер из Келлий, с юных лет вручил себя на служение старцам. Его душа горела желанием совершенствоваться духовно и угождать Богу всем своим существом. Для этой цели он поселился вместе с аввой Кронием. Этот подвижник, как свидетельствует сам Исаак, был человеком молчаливым. Никогда он не сказал Исааку какого-нибудь слова назидания, но своим примером учил разбираться во всех тонкостях духовной жизни. Авва Кроний был уже старцем преклонных лет, так что тело его было подвержено трясению. Но несмотря на телесную немощь, он сам заботился о себе, и не только о себе, но и обо приходящих и живущих вместе с ним. Всякий раз, когда он в утренний час вставал от легкого сна, старец вычитывал молитвы, а затем брал рукомойник и умывал каждому руки и ноги. Вот какой великий добрый пример показывал своей жизнью авва Кроний!

Когда этот подвижник почил в Бозе, авва Исаак перешел на жительство к Феодору Фермейскому. Он отличался тою же самою чертою, что и авва Кроний, т. е. он совершал дела благочестия и почти ничего не говорил. Когда он готовил пищу, то лишь произносил: «Иди возьми и ешь». И всякий раз, когда Исаак хотел получить наставление от старца, тот налагал молчание на уста свои и ничего ему не преподавал. Восскорбел, конечно, Исаак, зело восскорбел. И тогда, чтобы разрешить свое сомнение: правильно ли он живет у этого старца? — он обратился к другим подвижникам благочестия. Те пришли и стали спрашивать старца: «Скажи нам, авва Феодор, почему ты своему ученику, который пришел к тебе на жительство для того, чтобы получать от тебя наставления, ничего не говоришь?» Авва Феодор ответил им: «Ведь я же не начальник общежительного монастыря, поэтому я и не приказываю ни ему и ни кому другому. А если он хочет чему-либо доброму научиться, то пусть смотрит на мои поступки и делает так же». Ответ преп. Феодора вразумил Исаака, и с этого времени он стал внимательным к действиям старца. И хотя из уст его он по-прежнему никакого наставления не получал, но научился извлекать наставление из его действий, из его жизни. Всякий раз, когда он видел, что старец хочет что-то сделать, он опережал его и сам начинал подвизаться. Так он приобрел добрый навык — совершать спасительные дела в глубоком молчании.

Вот, возлюбленные братья и сестры, как совершенствовались подвижники благочестия в духовной жизни. Совершенствовались не только тогда, когда старец им что-то говорил, а внимательно всматриваясь в доброе житие своего наставника. Вот оно, спасительное дело! Вот доброе качество души учеников и подвижников благочестия!

Мы часто просим: «Господи, пошли нам человека, который бы поучал нас добру!» Господь посылает. Но когда этот человек начинает нас учить, то мы слушаем, а дел не делаем. Почему? Потому что внутренне мы не подготовлены к деланию. Необходимо прежде всего разжечь в себе жажду — жажду к доброделанию, и затем уже искать духовного наставника. Тогда, встретив его, мы будем готовы воспринимать уроки доброделания самим сердцем, не нуждаясь в словесных пояснениях.

Я лично знаю примеры подобного обучения. Мне доводилось встречаться с истинными учениками, которые совершенствовались в духовной жизни, не расспрашивая, как и что им делать, а пристально всматриваясь в поступки благочестивых подвижников, воспламеняясь всем сердцем к подражанию их доброму подвигу.

Юношей мне приходилось общаться с ныне усопшей инокиней Февронией. Когда она поступила в монастырь (был такой Шихобаловский монастырь где-то, кажется, в Бузулукском или Самарском уезде), то ее сердце горело желанием подражать подвигам благочестивых монахинь. Была Феврония из простой крестьянской семьи, грамоты не знала, читать не умела, но душа ее стремилась к знаниям — не светским, разумеется, а к знаниям духовного делания. Однажды Феврония заметила, что некая инокиня этого монастыря совершает какой-то особый подвиг. Она уходила в отдельную келью, закрывалась и там совершала молитвословие со слезами и коленопреклонением. А Февронии все было интересно! Впрочем, это было не любопытство, а желание понять, как люди подвизаются, как они молятся, как прославляют Господа и умоляют Его благость? И однажды, заметив, в какой келье инокиня молилась, она тайно проникла вслед, спряталась и стала наблюдать, как подвижница благочестия совершает свой подвиг. Таким вот способом Феврония впитывала в свое сердце добрые навыки этой благочестивой инокини. Затем она училась благочестивому настроению у двух юродивых, живших в этом же монастыре. И неудивительно, что Феврония достигла такой высоты духовной, что стала воистину безхитростной.

Вот вам, возлюбленные братья и сестры, пример из наших дней, пример о человеке, которого я знал лично и с которым мне часто приходилось беседовать. Вот как нужно подвизаться, напитывая свое сердце не словами, а жаждой подражать доброй христианской жизни подвижников благочестия.

Вы, конечно, скажете: ну а как нам поступать в современных условиях? Где найти таких людей, которым могли бы мы подражать?

Есть такие люди, возлюбленные братья и сестры, есть! Даже среди здесь стоящих, несомненно, есть. Если бы их не было, то ни наш город, ни вообще отечество не стояли бы, потому что только благочестием людей содержатся грады Божий. Вспомним мы Содом и Гоморру. Вспомним, как вопрошал Авраам: «Господи, если в этом городе найдется 50 праведников — сохранишь ли Ты город?» И Господь возвестил: «Сохраню».— А если 45?» — «Сохраню».— «А если 40?» — «Сохраню».— «А если 30?» — «Сохраню».— «А если 10?» — «Сохраню!»

Видите ли, возлюбленные братья и сестры, если бы в Содоме и Гоморре было хотя бы 10 праведников — Господь бы оставил эти грады до сего дня. Поэтому, если стоят города, то стоят они потому, что есть в них благочестивые люди. И ради них Господь ниспосылает нам Свою милость, Свое благословение.

Итак, необходимо нам искать добрых, боголюбивых людей. Присмотритесь повнимательнее вокруг — и вы непременно их увидите. А когда увидите — не расспрашивайте их ни о чем, лучше постарайтесь подражать им в благочестивых делах.
Но если даже не встретим таких людей, если они скрылись с наших глаз и тайно совершают свои подвиги, то разве деяния древних подвижников благочестия, которые оставлены нам в житиях святых, не являются примером для подражания? Конечно, являются! И если мы желаем достигнуть вечного спасения, станем с усердием и непрестанным желанием черпать из этого неиссякаемого источника духовной жизни спасительный нектар ревности по Бозе. И тогда по молитвам тех подвижников, чьи жития мы выберем себе для подражания, Господь укрепит наш дух.

Благослови же нас, Господи, на это доброе дело, чтобы и нам, взирая на примерную жизнь людей благочестивых, воспламеняться их добродетелью и претворять ее в жизни своей, восходя от силы в силу по ступеням духовного совершенства к вечной жизни во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь.

Митрополит Иоанн (Снычев)

Написать комментарий