О психологии греха и добродетели

О психологии греха и добродетели

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Почти всем подвижникам Христовой Церкви открывалась некая тайна духовной жизни, духовного совершенства. Опытные делатели глубоко понимали суть психологии греха и добродетели. И поэтому, стремясь к высотам духовного совершенства, ясно сознавали, что допускать тот или иной грех, даже малейшее движение греха небезопасно. Подвижники размышляли так: если малое нельзя победить, то как можно победить большое?! Если малого не смогут совершить, то большого, конечно, никогда не достигнут. Народная мудрость гласит: «Малый квас квасит все тесто».

Следовательно, самый малый грех заражает душу человеческую и делает ее рабом греха. Помня это, духоносные подвижники Христовой Церкви старались отсекать всякое греховное движение даже в малом, чтобы от крупицы греховной не произошел в естестве человеческом некий навык. Этот навык может сделаться как бы второй природой и тогда будет мучить человека до самой кончины.

Вот, возлюбленные братья и сестры, как глубоко понимали подвижники благочестия психологию греха. И поэтому-то, боясь того, чтобы не создался в них греховный навык, они и старались всегда побеждать грех в самом его зародыше. Только при таком постоянном бодрствовании, при постоянном отсечении собственной злой воли они преуспевали в духовной жизни, очищали души от греховной скверны и насаждали в своих сердцах всякий добрый навык, укреплявший их на спасительном пути. Поэтому неудивительно, что такие подвижники благочестия восходили от силы в силу по ступеням духовного совершенства и достигали благодатных даров Святого Духа.

Я приведу вам один замечательный пример подобного жития.
Во времена преп. Ефрема Сирина подвизались некие иноки. Среди них было два брата — не по плоти, а по духу. Обратите внимание, возлюбленные братья и сестры, как они старались следить за движением своей души, за движением своих помыслов и чувств, как стремились, приучались не обижать ближнего и не подавать ему никакого повода для соблазна или преткновения. Иными словами, они старались победить в себе всякое, даже малейшее проявление греха.

Итак, однажды вечером, два брата-инока по благословению игумена занимались рукоделием. Рукоделие было не очень сложное: они вытягивали нитки из лоскутка материи для того, чтобы вить из них веревки, а затем плести корзины или кошелки. Во время работы у одного брата нить из лоскута часто рвалась, а у другого получалось хорошо. И вот у брата, который работал хорошо, неожиданно появилось чувство раздражения на брата, у которого нити рвались. Заметив сие движение злой воли, брат уразумел, что это неполезно ни для него, ни для его сподвижника во Христе и что гнев может настолько опорочить его душу, что разорит окончательно все его добрые навыки. Тогда, чтобы победить гнев и раздражение, появившиеся в его сердце, чтобы успокоить ближнего своего, он сам принялся сознательно, но незаметно для брата разрывать нити. Таким образом он уничтожал в своем сердце раздражение и спасал своего брата от смущения.

Вот видите, возлюбленные братья и сестры, как разумно, как любвеобильно и сострадательно относились к ближним своим подвижники благочестия и как они действительно стремились пресечь всякую греховную скверну в самом начале ее появления. Этот замечательный пример многому учит нас, живущих в миру, но жаждущих жизни вечной. Я не сомневаюсь в том, что каждый из нас желает идти спасительным путем. И чтобы иметь успех в этом трудном предприятии, мы и должны позаимствовать добрые навыки подвижников благочестия. Как они старались, так и мы должны стараться не давать повода к преткновению ближнего и уничтожать в своих сердцах малейшее проявление греха. И если мы так будем совершенствоваться изо дня в день (а это необходимо), если только мы действительно жаждем спасения вечного — успех в духовной жизни несомненно придет. Но только, возлюбленные братья и сестры, нам нужно трудиться. А то ведь мы живем, как говорится, самотеком: прошел день — и слава Тебе, Господи. А вот как он прошел — об этом мы думаем и безпокоимся меньше всего. В действительности же сколько у нас было преткновений в течение дня! Сколько раз к нашему сердцу прилеплялся лукавый и влагал всевозможные греховные чувства и помыслы! Влагал и гордость, и тщеславие, и раздражение, и обиду, и сквернословие… А сколько возникало между нами недоразумений! И спрашивается, отчего? Из-за самых пустых вещей.

Возлюбленные братья и сестры! Я надеюсь, что мы будем благоразумными. И не только благоразумными, но и любящими добро — любящими, именно любящими, а не просто взирающими на доброе. И когда эта любовь действительно воцарится в наших сердцах как добродетель, тогда всякий пример, который рисуется пред нашими очами из жизни подвижников благочестия, будет для нас путеводного звездою на спасительном пути. Он будет нас привлекать, укреплять, утверждать в добродетелях.

Итак, прибегая к помощи молитв святых угодников Божиих и взирая на их благочестивое житие, да укрепимся и мы на добром спасительном пути, утверждая в своих сердцах всякое добро, уничтожая всякий грех и достигая вечной жизни во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь.

Митрополит Иоанн (Снычев)

Написать комментарий