ОБ ОБИДЯЩИХ И НЕНАВИДЯЩИХ

ОБ ОБИДЯЩИХ И НЕНАВИДЯЩИХ

Грех осуждения

 

Блажен, кто радости праздничной и духовной не отравляет никакой немощью человеческой. <…> общая у всех нас немощь, когда бываем веселы или недовольны, — судить и осуждать ближнего. Немощь эта многим из нас кажется маловажной, — а в самой вещи она очень велика и подвергает нас великому осуждению перед Богом.

Святой апостол Павел пишет: «Им же бо судом судиши друга, себе осуждаеши, таяжде бо твориши судяй» (Рим. 2, 1), то есть такой же подвергаешь себя ответственности, как и согрешивший, которого осуждаешь.

Святой Иаков, брат Божий, пишет: «Един есть Законоположник и Судия, могий спасти и погубити! ты же кто еси, осуждаяй друга?» (Иак. 4, 12).

И Сам Господь во святом Евангелии глаголет: «не осуждайте, да не осуждени будете».

Святой Димитрий Ростовский грех осуждения уподобляет седмиглавому змию, который хоботом своим отторг третью часть звезд небесных, то есть ангелов. И грех осуждения, по слову этого угодника Божия, отторгает от неба третью часть и добродетельных людей, которые без греха осуждения просияли бы, как звезды.

Некоторые греху осуждения подвергаются от привычки, иные от памятозлобия, другие от зависти и ненависти, а большей частью подвергаемся мы греху этому от самомнения и возношения; несмотря на великую свою неисправимость и греховность, нам все-таки кажется, что мы лучше многих.

Если желаем исправиться от греха осуждения, то должны всячески понуждать себя к смирению перед Богом и людьми и просить в этом помощи Божией, памятуя евангельское слово: «нудится Царствие Божие, и нуждницы восхищают оное» и евангельское увещание тридневно воскресшего Господа: «возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо и бремя мое легко есть». Аминь.

<…> Заблуждения человеческие и козни вражии очень многоразличны. Когда человек во всем винит других, а не себя, то сам не видит, как он через это вдается в обман вражий (и нерадение называется прелестью вражией).

Спрашиваешь, спасешься ли? Спасешься — только не осуждай других и умудряйся среди затруднительных обстоятельств.

Мир тебе! Умудряйся.

Ложь людская

Вам кажется, что некоторые люди позволяют себе бесстыдно лгать; а на самом деле это совсем не так, а вот как. Ежели, по слову святых Отцов, и одна страсть ослепляет человека, то что будет, когда их соберется куча целая? Например: высокоумие, честолюбие, от них же гнев и ненависть…

Если возобладают такие страсти над человеком, — может ли он иметь правильный взгляд на вещи? Не станет ли он, под влиянием этих страстей, выдавать неправильные мнения за сущую правду?

Как человеку кажется, так он и говорит.

Не будьте слишком строги к представляющим дело в ложном виде. Вот и солгавший на женщину, думаю, сделал это ненамеренно, а как светский человек, от рассеянности, смешал два разговора вместе, бывший в известной комнате, и другой, где-либо в ином месте, по слуху (об известном предмете)… Пример этому и у нас был. Г. Муравьев (А. Н.), побывав в скиту в двух кельях разных, в одной видел переплетное мастерство, а в другой — токарный станок, и после спутал в одну келью, и так напечатал в своей книжке.

Когда будет бороть вас подозрение, то вы говорите себе: «может быть, это не так?» и оставляйте дело в среднем смысле.

Помни заповеди

Ты пишешь о своем стеснительном и прискорбном положении. Что делать? Не вотще нам объявлено в евангельском и апостольском учении, что «тесен и прискорбен путь, вводяй в живот, и что многими скорбми подобает нам внити в Царствие Небесное», и что все, «хотящии благочестно жити, гоними будут».

Помышляя все это, твердо держи в памяти слова Самого Господа: «в терпении вашем стяжите души ваши», причем чаще перечитывай в уме евангельские блаженства и особенное внимание обрати на последнее: «блажени есте, егда поносят вам, ижденут и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небеси».

А чтобы не погрешить нам обвинением других, необходимо нам… и следующие заповеди Господни: «не гневаться всуе, не судить, и не осуждать, любить врагов, добро творить ненавидящим нас, благословлять клянущих нас, и молиться за творящих нам напасть и изгоняющие ны».

Более всего и прежде всего следует… молиться за творящих нам напасть, как научает… святой Дорофей: «помози Господи, якоже веси, таким-то, и за их молитвы мне окаянной».

Краткая эта молитва, как показывает опыт, очень сильна и нам помогает, и изменяет противное расположение других.

Если же и после всего сказанного, по немощи нашей, помысл наш как-нибудь стал бы нас беспокоить или возмущать памятованием зла, тогда обратимся к сильному глаголу Самого Господа, вещающего через апостола: «Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь» (Рим. 12, 19). Не это только, но и все полезное нам предавать суду Божию и во всем располагаться на всеблагий Промысл Божий.

В православной Церкви обносится мудрое слово: «Человек предполагает, а Бог располагает». Мы предполагаем так; а Господь да устроит о нас полезное, яко же угодно будет Его всеблагой и всесвятой воле. Только в настоящем положении, для успокоения нашего, крепко да держимся утешительного псаломского слова: «открый ко Господу путь твой, и уповай на Него, и Той сотворит. И изведет, яко свет, правду твою, и судьбу твою, яко полудне. Повинися Господеви, и умоли Его: не ревнуй спеющему в пути своем, человеку творящему законопреступление…», и весь псалом 36-й) до конца. <…>

Господь молился за распинающих, а первомученик Стефан молился за убивающих, чтобы не вменилось им в грех, глаголя: «не ведят бо, что творят». Делай и ты то же и получишь милость и помощь Божию и успокоишься…

Собственным своим опытом ты испытала и испытываешь, как тяжело нести притеснение по одному подозрению. Помни это и не забывай и остерегайся действовать без испытания и исследования.

Повторю: ободрись и перестань малодушествовать, и особенно остерегайся гнева, который правды Божией не соделовает. Молись и перечитывай мои письма, в которых не раз тебе было сказано: если не исполняем заповеди Божией — любите врагов ваших, добро творите ненавидящим вас, благословляйте клянущих вас и молитесь за творящих вам напасть и изгонящих вас: то чем отличаемся от язычников, которые только любящих любят!

Если хочешь гневаться, то гневайся и негодуй на невидимых поджигателей, которыми ты была окружена, как видела в видении. Они-то всех стараются путать и запутывать под благовидными предлогами, как хищные и злобные волки в овечьих кожах. Поэтому будь благоразумна и осмотрительна и осторожна, чтобы не спешить огорчаться, ему последует душевредный гнев и негодование…

Молись и читай Евангелие

Для избежания скорби, тебя отягчающей, потребно и необходимо молиться за ту особу, на которую скорбишь. И молиться так: «спаси Господи и помилуй возлюбленную мать мою (имя), и за ея молитвами помоги мне окаянной и грешной».

Молиться так имеешь евангельскую заповедь от Самого Господа, глаголющего: «любите враги ваша, благотворите ненавидящим вас, благословляйте клянущия вас и молитесь за творящих вам напасть и изгоняющия вы».

Без такой молитвы нельзя избавиться от скорби и успокоиться. А когда будешь молиться… с верой и усердием, то и особа эта к тебе может перемениться на лучшее.

Советую тебе почаще и подолгу читать Евангелие, особенно от Иоанна. Читать так, чтобы только твои уши слышали: понимаешь — не понимаешь, читай. Благодатное слово евангельское сильно прогнать скуку и уныние и успокоить тебя; только читай побольше и подольше, признавая такое искушение попущением Божиим к испытанию тебя к обнаружению внутреннего затаенного залога, чтобы постараться об исцелении затаившейся болезни душевной евангельским средством, указанным Самим Господом, глаголющим: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем обрящете покой душам вашим». Господь и через апостола глаголет: «Мне отмщение, Аз воздам»; то есть предоставь все Господу, и Господь воздаст, так как ты и не сильна воздать, хотя бы и хотела.

…Все описанное тобой показывает, что следует оставить человеческие меры и прибегнуть за помощью к Единому Богу. Лучше молись Богу так, как покойный старец Леонид советовал: «Спаси Господи и помилуй возлюбленного отца моего М. П. и за его молитвы помоги мне, грешной».

Многие примеры показывают, что такая молитва умиротворяла противных и враждующих лиц. <…>

Оставь все человеческие мнения и недоумения и молись за сестру по совету Аввы Дорофея: «помози Господи, якоже веси, рабе твоей, такой-то, и меня грешную помилуй. Хощеши бо всем спастися и в разум истины приити»…

Вспоминай свои неправды

Для успокоения душ ваших нахожу благовременным напомнить вам о евангельских словах Самого Господа: «аще кто тя ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую». То есть когда нас укоряют и обвиняют в том, в чем мы нисколько не виноваты, тогда мы должны обратить мысль свою к тем случаям, в которых мы были виноваты пред Богом или пред людьми, и для получения прощения в своих согрешениях должны простить несправедливость и обиды, наносимые нам от ближних наших, слыша снова Господа глаголющего: «аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец Небесный согрешения ваши; аще ли же не отпущаете человеком согрешения их от сердец ваших…»

Грозно и страшно слово сие! Постараемся исполнить то, что от нас требует Слово Божие, и оставим самолюбивые наши претензии, домогаясь человеческой правды. Словом, позаботимся о том, чтобы не относился и к нам упрек апостольский: «ищуще поставити правду свою, правде Божией неповинушася». Правда же Божия состоит в том, чтобы при ударении в десную ланиту помнить дела свои с шуией стороны. Мир вам!

Не вини других

Никто тебя ни в чем не обвиняет, только ты перестань винить других и успокоишься. Никакого толку нет в том, чтобы винить других; если совершенно права, то и будь покойна. Чистая совесть сама себе успокоение, — зачем нам искать в других правоты или вины. Каждый от своих дел или прославится или постыдится.


Вкратце тебе скажу, что ты не вовремя взялась исправлять нравы других и защищать мнимые свои права. Других ты не исправишь, а себе можешь повредить несказанно.

Если мы желаем получить милость Божию и прощение грехов своих, а затем наследовать Царство Небесное, то должны внимать тому, что говорит к нам Господь, а не то, что внушают нам душевные враги наши и к чему побуждает нас горделивое самолюбие наше. Господь же глаголет к нам во Евангелии: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть».

Иго же вражие, как сама испытываешь, и тяжело, и зело люто, и весьма мучительно. Поэтому оставь злой путь… и держись пути правого…

Служебные отношения

Служебные дела ваши день ото дня усложняются и затрудняют ваше положение!

Что делать? В настоящее время неустройство в целом мире от брожения умов и от через меру развитого самолюбия; не говоря уже о каких-либо увлеченных людях, видим, что между самыми благонамеренными… редко можно найти двух во всем единомысленных и согласных; но и из таких людей всякий думает по-своему; видит вещи по-своему и действует с настойчивостью тоже по-своему, когда в силах, то — открыто; более же политически и ухищренно.

И так действуют потому, что иногда уверены в правильности своих убеждений до папской непогрешимости, иногда же уклоняются в человекоугодие, по человеческим расчетам. В первом случае забывается слово апостола: «имут ревность, но не по разуму», а в последнем случае — слово псалмопевца: «розсыпа Бог кости человекоугодников».

Находясь среди таких обстоятельств, кто еще не имеет совершенно полной власти, непрестанно да памятует совет Самого Господа: «будите мудры, яко змия, и цели яко голубие», то есть видя несправедливое действие (кого-либо), вместо того, чтобы раздражаться от негодования, должен употреблять мудрость, чтобы достигать цели не во всем, а хотя бы в главном, или в чем возможно… как змея, когда ранят тело ее, всячески старается соблюсти голову. <…>

Лучше… дело пускать в ход на волю Божию: пройдет — хорошо; не пройдет или подвергнется неправому изменению — вы за это отвечать не будете. Должно успокаивать себя тем, что Господь взирает на благое намерение и требует посильного и возможного действия, а не сверх силы и возможности.

Лучше… дело пускать в ход на волю Божию: пройдет — хорошо; не пройдет или подвергнется неправому изменению — вы за это отвечать не будете. Должно успокаивать себя тем, что Господь взирает на благое намерение и требует посильного и возможного действия, а не сверх силы и возможности.

Преподобный Амвросий Оптинский

Написать комментарий