Пусть водружаются иконы Господа и святых

Пусть водружаются иконы Господа и святых

14. Еретик. Следует ли, говорят, покланяться надписи или только изображению, название которого написано? И, во всяком случае, – одному из них, а не двум? И чему именно?

Православный.Этот вопрос подобен потому, как если бы кто спросил, следует ли покланяться Евангелию или наименованию, (написанному) на нем, – образу креста или тому, что на нем написано? Я прибавил бы относительно людей, (следует ли почитать) известного человека или – его имя, – например, Павла и Петра, и каждого из отдельных предметов одного и того же рода. Разве это не неразумно, чтобы не сказать – смешно? И что из видимого глазами лишено имени? И каким образом может быть отделено то, что названо (известным именем), от своего собственного наименования, чтобы одному из них мы воздавали поклонение, а другое лишали (поклонения)? Эти вещи предполагают друг друга: имя есть имя того, что им называется, и как бы некоторый естественный образ предмета, который носит это имя: в них единство поклонения нераздельно.

15. Еретик. Кресту следует покланяться предпочтительнее, чем иконе? В равной мере или менее?

Православный.Так как в самих предметах есть естественная последовательность, то ты, мне кажется, пустословишь. Если крест должно принимать вместо первообраза, то как же (ему) не (покланяться)? Ведь на нем пострадало безстрастное Слово, Которого сила такова, что даже Его тенью сожигается демонское полчище и далеко убегает от тех, которые запечатлены им. Если же (крест принимается), как известный образ, то неразумно (покланяться). Ибо насколько различаются причины, настолько предпочитается (одно другому) и происшедшее от причин, так как и все то, что берется для какого-нибудь употребления, по чести ниже того, ради чего оно взято. Так и крест Христов: прежде бывший орудием проклятия, впоследствии он был освящен, сделавшись орудием божественных страданий.

16. Еретик. Говорят, что нет никакого различия между идолом и иконою: по значению они – одно и то же, потому что (то и другое) «вид» (εἶδος) вообще. Ибо видимое не есть сама действительность, а только – подобие, насколько оно обозначает подобное. Подобное же – не что иное, как то, что не есть первообраз; и таким именно образом (является) идол, таким же – и икона. Значение обоих предметов одно и то же. Покланяться идолу, хотя бы, повидимому, поклонение относилось ко Христу, представленному в изображении, – нечестиво. Это совершенно запрещено словом истины.

Православный.В той мысли, что идолы не суть боги, но им (незаконно) усвояется истина, нет ничего несогласного (с правдой), потому что в Священном Писании одинаково запрещены не только изображение идола, но и столп, и статуя, и другое (в том же роде). «Не сотворите себе [образoв] рукотвореных, ниже изваяных, ниже столпа поставите себе, ниже камене поставите в земли вашей во знамение, ко еже покланятися ему» (Лев. 26, 1). И в некотором другом месте: "еда образ (εἰκόνα) сотвори древоделатель, или златарь слияв злато позлати его; или подобием сотвори его» (Ис. 40, 19). С обеих сторон угрожает опасность идолослужения. Не следует думать, что, так как в древности в отношении к безпредельной природе было запрещено название образа (ἡ τῆς εἰκόνος φωνή), то и нам не следует его употреблять, – равно как и другое в том же роде. Лучше будем пользоваться в отношении к изображению Христа в телесном виде словом «образ» (κατ’ εἰκόνα), как и в начале, в повествовании о сотворении мира, когда речь идет об образовании человека, для обозначения употреблено именно это слово. "Сотворим, – говорит, – человека по образу (κατ´ εὶκόνα) Нашему и по подобию» (Быт. 1, 26). И в другом месте, в предложенном от Бога вопросе: «чий образ сей» (Матф. 22, 20)? Отсюда, как и естественно, возникло употребление этого наименования. В неточном смысле употребляются также выражения – отпечаток (χαρακτὴρ) и подобие (ὁμοίωμα); что же касается наименования «идол», то оно не употребляется нигде ни в каком случае, хотя по значению эти названия и сходны. (Это наименование) было в употреблении у древних почитателей твари, а в настоящее время оно пригодно только тем, которые не покланяются нераздельной по природе, славе и силе Троице и не признают воплощения Слова. Боги же, которые не сотворили небо и землю, сделанные из дерева, камня и всякого другого материала, разделенные и враждующие между собою не только по природе, но и по воле, и славе и поклонению, – «да погибнут», как написано (Иер. 10, 11). У нас же пусть водружаются иконы Господа и всех других святых, хотя бы и сделанные из тех же материалов.

17. Еретик. Говорят, что не следует делать изображения и покланяться им. Почему же? Потому, отвечают, что изображение в материальных образах для получивших небесную славу не может быть честью. Гораздо достойнее и полезнее прославление словом, чем на досках.

Православный.Это (они могли бы сказать) и о Христе, но обличение (неправоты их) очевидно, – чтобы не повторять уже сказанного. Ведь между слухом и зрением есть согласие, но не может быть, чтобы это были не два различные чувства. Кто превозносит одно, тот, во всяком случае, должен превозносить и другое: и в обоих отношениях должен быть прославляем всякий, кто достоин прославления, если мы не лишились разума.

Преподобный Феодор Студит

Написать комментарий