О ереси иконоборчества

О ереси иконоборчества

18. Еретик. Но, говорит, не всякий, изображенный на иконе, достоин поклонения, – но лишь тот или другой; и возможно, что окажутся не прославившиеся и недостойные восхваления.

Православный.Однако, с другой стороны, есть достойные поклонения и прославления, ибо одни должны почитаться ради их мученической крови, другие за святую жизнь.

19. Еретик. Но тогда, говорит, поклонение оказалось бы многовидным. На самом же деле поклонение одно, а не много.

ПравославныйПоклонение одно только в отношении к Богу, в отношении же к остальным поклонения различны. Цари и начальники получают поклонение от нас, господа – от рабов, отцы – от детей, – но не как боги. Поклонение (им) воздается одинаковое по форме, но различное по значению, ибо они – люди, И в зависимости от их чести уважение (оказывается им) или по закону, или по страху, или по любви. Отсюда, зная различие поклонения, которое воздается первообразам посредством их изображений, воздавай поклонение в собственном смысле и особенно одному только Богу; остальным же (изображениям) – по соответствию с теми (лицами), которых они служат подобием, – (иконе) Богородицы, как Богородицы, (иконам) святых, как изображению святых. Есть священные книги, лежащие на виду во всех Божиих церквах, доступные как зрению всякого человека, так и слуху, – те, которые читаются; и им воздается поклонение, потому что оне имеют одинаковую силу, – или даже те, которые доступны зрению, почитаются преимущественно, по превосходству чувства (зрения). Как иначе мы будем относиться к господствующему от начала до настоящего времени обычаю, о котором можно узнать из (разсмотрения) всякого храма Божия и священных принадлежностей? Неужели нечестиво поступил сонм богоносных (отцов)? Неужели непорочная Церковь допустила идолопоклонство? И когда она будет очищена от идолов и кем? Ясно, что это – дело антихриста. И как может быть ниспровергнуто соблюдение древних обычаев и преданий, преданное с давнего времени? Будем крепко держаться (их); утверждаемые божественными отцами, хотя это и трудно для логического доказательства. Ибо говорят, что «простота веры должна быть сильнее логических доказательств», и в другом месте: «пусть господствуют древние обычаи». Назвавши Церковь Божию языческим храмом, вследствие того, что там водружены иконы, – ты, дерзкий, разве не оказался завершением действия всех ересей? Стань же дальше с враждебною толпою, если только не покаешься, услышав голос, под угрозою побиения камнями, запрещающий тебе, как еретическому зверю, прикасаться к возвышению церкви.

20. Итак, кто не исповедует, что Господь наш Иисус Христос, пришедший во плоти, плотию описуем, по божественной же природе остается неописуемым, тот – Еретик.

Если кто станет утверждать, что описуемо и Божество вследствие того, что описуема плоть Слова, и в то же время не будет в одной ипостаси различать того и другого по природному свойству, тогда как на самом деле одно не уничтожает другого в нераздельном единстве, тот – Еретик.

Если кто описание телесного вида Слова не называет изображением Христа, или Христом, по одинаковому наименованию, но называет идолом заблуждения, тот – Еретик.

Если кто поклонение Христу, относящееся к изображению Его внешнего вида, дерзко называет поклонением идолам, а не самому Христу, тогда как, по свидетельству Василия Великого, слава первообраза неотделима от подобия, тот – Еретик.

Если кто станет говорить, что достаточно одного только изображения Христа, причем ни почитает его, ни безчестит, как отвергающий относящееся к Его почитанию поклонение, тот – Еретик.

Если кто запрещения Священнаго Писания, относящияся к идолам, приводит и применяет к священному изображению Христа и, вследствие этого, называет Церковь Христову языческим храмом, тот – Еретик.

Если кто, покланяясь изображению Христа, говорит, что он в нем покланяется Божеству по природе, а не постольку, поскольку оно есть тень соединенной с Божеством плоти, хотя Божество и везде присутствует, тот – Еретик.

Если кто возведение к первообразам чрез священные изображения считает низменным, так как он, будто бы и без этих изображений, посредством слуха возводится к созерцанию первообраза, и молчаливое живописное изображение не считает равным словесному повествованию, как (признает) Василий Великий, тот – Еретик.

Если кто отрицает, что изображение Христа, в частности то, которое напечатлевается на кресте, должно начертываться и показываться во всяком месте во спасение народу Божию, тот – Еретик.

Если кто иконам Богородицы и всех святых не воздает должного поклонения, (иконе) Богородицы, как – Богородицы, (изображению) святых, как – святых, по различию поклонения Матери Божией и сорабам, но называет спасительное украшение Церкви идольским изобретением, тот – Еретик.

Если кто не ставит наряду с другими ересями ту ересь, которая неистовствует против священных изображений, тогда как она одинаково отлучает от Бога, но говорит, что общение с такими людьми безразлично, тот – Еретик.

Если кто, преувеличивая честь иконы Христовой, говорит, что не следует и приступать к ней, ибо она не приносит пользы тому, кто предварительно не очищен от всякого греха, тот – неразумен.

Преподобный Феодор Студит

Написать комментарий