Почему те, кто считают себя православными, захватывают храмы УПЦ

Почему те, кто считают себя православными, захватывают храмы УПЦ

Главные стереотипы, из-за которых украинцы считают себя в праве решать судьбу конкретных храмов и Церкви в целом.

Православная Украина каждый день сотрясается от новостей о захватах храмов. «Срезали замки», «выгнали священника», «взломали двери» – эти заголовки СМИ стали обыденностью.

Инициаторами всех этих бесчинств почти всегда становятся представители местных властей, раскольники из ПЦУ и местная «интеллигенция». Люди, по большому счету, не церковные. Поэтому когда они захватывают храм и крушат все, до чего могут дотянуться, мы только разводим руками. Что тут скажешь: язычники есть язычники, и для них ничего святого нет.

Однако бывает и так, что в ПЦУ решает перейти сама община храма. Бывает, и вместе со священником. Причем практически во всех случаях люди, которые решили сменить юрисдикцию, ведут себя максимально агрессивно по отношению к Церкви, верными чадами которой они были еще несколько дней назад.

На днях в селе Махновка Козятинского района Винницкой области сторонники ПЦУ во время молебна о мире начали кричать «Ганьба!», а потом их представитель, «священнослужитель» Виктор Боднар, попытался напасть на владыку Варсонофия.

Скажете, что эти люди никакого отношения к УПЦ не имеют, и будете правы. Но они ведь носят на себе кресты и рясы, ходят в храм, молятся… К Церкви, ко Христу они имеют отношение? Судя по делам – нет, судя по убеждениям – да. По крайней мере, считают-то они себя христианами.

А вот пример уже из недр, так сказать, нашей Церкви. В Козятине той же Винницкой епархии во время встречи архиепископа Варсонофия одна из присутствующих женщин несколько раз убирала орлец с кафедры. Другие женщины кричали «Ганьба!». Все это происходило непосредственно в храме во время богослужения.

Возникают вопросы. Разве украинцы – не глубоко православные люди? Разве православные люди могут кричать «Ганьба!» во время пения «Царю Небесный»? Разве может Церковь не объединять страну, а разделять? По факту, мы имеем дело с рядом стереотипов, которые долгое время культивировались в церковной среде и постепенно перешли в нецерковную. Из-за них человек, не имеющий никакого отношения к Церкви, считает себя вправе решать церковные вопросы.

Разобравшись с этими стереотипами, поможет понять, почему происходят все эти беззакония и что в этой ситуации делать нам, православным христианам.

Стереотип 1: Украинцы особенно религиозные

Многие годы устами церковных проповедников в массы продвигали мысль, что украинский народ особенно богобоязнен и отличается высоким уровнем веры. Опасность этого стереотипа в том, что люди, его исповедующие (сознательно или подсознательно), считают, будто именно народ вправе решать самые важные церковные вопросы. Национальность отождествляют с религиозностью. Раз украинец – значит, верующий. И никто даже не пытался проверить истинность данного убеждения.

Второй существенный момент в том, что у нас религиозность отождествляют с Православием. Поэтому считается, что раз украинцы религиозны – значит, они и православны. Но это далеко не так.

Согласно опросу 2011 года, людьми религиозными себя считают около 70% украинцев. Из этого количества к Православию себя относят приблизительно 68%, к греко-католикам в целом – около 8%, 7% считают себя просто христианами, а 13% не отнесли себя ни к одной конфессии или религии, однако заявили, что являются верующими.

Несложно прикинуть, что из общего количества жителей Украины со всеми натяжками к Православной Церкви можно отнести от силы 45-50%. Согласитесь, не то число, на которое мы рассчитываем, когда говорим о «глубокой православности» украинцев.

Разве православные люди могут кричать «Ганьба!» во время пения «Царю Небесный»?

Кроме того, ничего подобного тому, что происходит сегодня в Украине, просто не может быть в православной стране. Десятилетия гонений на Православную Церковь со стороны униатов и католиков, уничтожение Церкви коммунистами в ХХ столетии и т.д. – все это, заметьте, происходило на территориях, где живут «православные» или просто «религиозные» люди.

Точно так же, как сегодня, почти все церковные бесчинства совершаются на западе страны, где большинство наших сограждан считают себя или православными, или представителями других христианских конфессий. И действительно, в храмах Ровенщины или того же Подолья людей больше, чем на Киевщине или Херсонщине. Но как видим, посещение храма еще не означает глубокой веры. Привычка, традиция, «все идут, и я иду» – это ведь еще не христианство. Христианство – это любовь к Богу и людям, любовь к ближним и врагам. Христос говорил, что признак веры – это наличие любви, а не наличие храма.

Поэтому не надо подчеркивать, что Украина – страна православная, а украинцы более церковны, чем другие народы.

Стереотип 2: Задача Церкви – объединить страну

Второй стереотип, который часто применяют те, кто создавал ПЦУ, состоит в том, что задача Церкви – объединить страну. При этом речь идет не о духовном единстве, а исключительно о политическом. И они уверены, что УПЦ данную функцию не исполняет, а значит, ее надо упразднить, заменить, запретить или уничтожить.

Но если мы говорим о единении всех в едином Теле Христовом, то Церковь объединяет всех верующих со всеми верующими – евреев и украинцев, русских и грузин, сербов и турок. Во Христе нет «эллина и иудея, нет раба и свободного, нет мужеского пола и женского». Поэтому, применять единство во Христе в качестве политического инструмента – дело очень неблагодарное.

Миссия Церкви Христовой не состоит в том, чтобы укрепить государственные границы и собрать под скипетром царя (пусть даже православного) различные народы земли. Церковь собирает всех только под владычество Царя Небесного.

Да, древнерусские племена дулибов, сарматов, древлян, полян и других смогли объединиться и создать мощное государство Киевскую Русь. Да, это случилось после того, как князь Владимир принял православное крещение в Константинополе. Да, Церковь консолидировала народ, не давала ему сползти в пучину междоусобных войн, но… Но все это только побочные эффекты от главной миссии Церкви, которая и тогда, и сейчас заключалась в проповеди Евангелия и возвещения Царства Небесного.

Мы же, подчеркивая роль Церкви в создании древнерусского государства, впадаем в обычную логическую ошибку: «после этого – значит, по причине этого» (лат. post hoc ergo propter hoc). Мы почему-то считаем, что если объединение языческих славянских племен в единое государство произошло после Крещения, значит, Владимир крестил Русь именно для того, чтобы объединить свой народ.

Миссия Церкви Христовой не состоит в том, чтобы укрепить государственные границы и собрать под скипетром царя (пусть даже православного) различные народы земли.

Нет, князь Владимир крестился потому, что хотел спасти свою бессмертную душу, и подданным своим он предложил Крещение по этой же причине. Нигде, ни на одной странице древнерусских летописей мы не найдем ни строчки о том, что Крещение было спровоцировано желанием князя Владимира влиться в «семью европейских народов» или создать мощное европейское государство.

Более того, если бы Крещение было только формальным и диктовалось политической целесообразностью, оно бы никак не повлияло на нравственную жизнь князя. Однако мы видим, что после крещальной купели Владимир отпустил своих наложниц и жил только с одной женой Анной, на некоторое время отменил смертную казнь, помогал нуждающимся, окормлял нищих и часто устраивал благотворительные обеды.

Согласитесь, такое поведение ничего общего с формальным крещением не имеет. Именно поэтому в тропаре равноапостольному князю Владимиру сказано, что он, желая найти «бесценный бисер – Христа», исполнил слова Священного Писания: «взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим» (Иер. 29, 13). Он искал Христа, а не Европу.

Поэтому еще раз повторим – главная задача Церкви в том, чтобы дать человеку возможность общения с Богом, помочь ему постичь Истину и способствовать достижению тех духовных идеалов, о которых говорит Евангелие. Не надо делать из Церкви инструмент политического влияния или консолидации народа. Церковь, по словам Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, собирает людей не вокруг какого-то политика, а вокруг Христа.

Стереотип 3: Крещен – значит, воцерковлен

Наши соотечественники очень часто считают себя христианами на основании того, что они «верят в Бога». Эта эфемерная и смутная вера дает им право решать судьбу храма и Церкви в целом. И эта же «вера» не противоречит агрессивному поведению и злобе, которые они источают вокруг себя.

На самом деле в большинстве случаев ни того, что такое вера, ни того, в какого именно Бога верят, эти люди не знают. Их вера, в лучшем случае, проявляет себя во время кратеньких молитв в трудные минуты жизни и во время ежегодных походов под стены храма для освящения куличей (пасок). К этому еще можно добавить купание в проруби на Богоявление и пение колядок на Рождество. О нашем народе можно сказать те самые слова, которые сказал Лесков о русском народе: «наш народ крещен, но не просвещен».

Печально, но за прошедшие сто с лишним лет ситуация в лучшую сторону не изменилась никак, только в худшую. Мы не можем и не должны говорить, что Украина сегодня – это православная страна. Да, 80% ее жителей считают себя верующими, но вера эта формальна и практически никак не влияет на жизнь.

Украинцы часто считают себя христианами на основании того, что «верят в Бога», и уверены, что на основании этого имеют право решать судьбу храма и Церкви в целом.

Понятно, что проблема религиозного просвещения населения – это не проблема одного года или даже десяти лет. Но уже сейчас мы можем и должны делать определенные вещи, чтобы по возможности хотя бы чуть-чуть изменить ситуацию в будущем. И это касается не только духовенства, но и простых мирян.

А то у нас как получается? Все претензии о том, что народ не понимает своей веры, что народ постепенно отходит от Церкви, а общество секуляризируется, предъявляют исключительно священству. Сами «верующие» (то есть те, кто считает себя таковым) чаще всего объясняют свое «непонимание» предельно просто – «нас никто не учил». Согласитесь, что сегодня, особенно сегодня, это не аргумент, так как при желании, можно научиться практически всему. Поэтому обязанности по просвещению должны ложиться как на духовенство, так и на тех, кто считает себя верующими.

Стереотип 4: Церковь – это бюро ритуальных услуг

Еще один стереотип, которому многие годы не придавали должного значения и в котором можно упрекнуть чуть-ли не каждого православного священника, вытекает из предыдущего. Он состоит в том, что раз человек крещен, его можно допускать к любым таинствам Церкви.

Наше духовенство отпевает умерших, венчает людей и крестит их детей практически без разбору – главное, чтобы был крещен. А потом удивляются, когда те же самые люди приходят, чтобы решить судьбу храма. Они ведь уверены в своей церковности: батюшка же их покрестил, повенчал, освятил, окропил.

Проблема в том, что даже покрестившись, в большинстве случаев, эти люди христианами не стали. Поэтому и ведут себя, как язычники. Поэтому и замки режут, и на епископов с кулаками бросаются. Не христиане они просто.

Церковь – это Тело Христово, а Тело это включает в себя не всех без разбору. В Евангелии мы читаем, как Христос учил апостолов обличать несправедливость: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» (Мф. 18, 15-17).

Из этих слов совершенно очевидно, что кроме Церкви, существуют еще «язычники и мытари». Под этими двумя категориями людей можно понимать некрещенных (язычников) или крещенных, но не воцерковленных (мытарей). Это означает, что Церковь не должна предоставлять свои «услуги» каждому, кто этого требует. Она – не бюро ритуальных услуг.

Немусульмане не обращаются с просьбой о молитве к имаму, неиудеи не просят раввина о венчании и т.д. Тогда почему те люди, которые в глубоком детстве были крещены и с тех пор никогда не обращались к Церкви, уже по одному факту своего крещения имеют право чего-то от Нее требовать? Тем более когда речь идет о нехристианах или христианах других конфессий.

И что самое интересное, такая ситуация действительна только для Православной Церкви: никто не слышал о скандалах по поводу того, что католический священник отказался отпевать православного христианина. А вот если православный батюшка не отпоет неважно кого, может разразиться настоящая буря.

Нравится кому-то или нет, нам, православным христианам, давно пора осознать то, о чем писал в «Катехизисе» (книга об основах православной веры, которую предлагают для изучения всем новоначальным христианам) митрополит Филарет (Дроздов): «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами».

Никто не слышал о скандалах по поводу того, что католический священник отказался отпевать православного христианина.

Святитель Христов считает, что каждый христианин должен «благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться ее учению и заповедям с уверенностью, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от Единого Вечного Главы ее, Господа Иисуса Христа».

Более того, он подчеркивает: «для того, чтобы исполнить долг повиновения Церкви, нужно знать, чего она требует от своих чад. Это можно узнать из Священного Писания, из правил святых Апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов, святых отцов и их Церковных уставов».

Вот критерии, которые могут сообщить, насколько тот или иной человек отвечает условиям христианской веры. Сложно? Конечно. Но только для тех, кому Церковь и не нужна вовсе, для кого Крещение – всего лишь обряд и «чтобы ребенок не плакал», венчание – потому что «красиво», а отпевание – «чтобы было как у людей». Церковь соединяет людей со Христом, а не служит для обрамления торжественных или печальных событий.

Конечно, если священник будет требовать от прихожан соблюдения определенных условий, то и они вправе требовать от него того же. Но тогда и списки прихожан будут, и люди в храме будут, и скандалов никаких, как и захватов храмов, не будет. Решать нам.

Что уже сегодня может и должен делать священник
  • Благоговейно, со страхом Божиим и вниманием, неторопливо и четко совершать литургию и другие таинства. Это – главное дело, от которого зависит абсолютно все. Ведь ничего важнее литургии в жизни Церкви быть не может.
  • Молиться. И не просто молиться, а быть примером молитвы. Это не означает, что ему надо делать все, чтобы его молитва была как-то замечена людьми. Нет, ему надо делать все, чтобы его молитва была замечена Богом.
  • Читать и изучать Священное Писание. Тем более, в священнической присяге каждый пастырь нашей Церкви обещал, что будет заниматься этим ежедневно.
  • Неторопливо и внимательно исповедовать своих прихожан, по возможности уделяя им столько времени, сколько нужно.
  • Обязательно проводить катехизические беседы с теми, кто желает креститься или крестить детей. Во время этих бесед нужно подчеркивать важность практического подхода к религии. Также нужно акцентировать внимание на изучении основ православной веры, подчеркивать необходимость участия в таинствах Церкви, в первую очередь в таинстве Исповеди и Причастия.
  • Проводить внебогослужебную работу с прихожанами, которая может включать индивидуальные беседы, лекции, паломнические поездки и т.д. Это действительно важно делать.
  • Изучать историю Церкви и отцов Церкви, интересоваться классическим и современным богословием. Другими словами, постоянно самообразовываться.
Что сегодня могут и должны делать миряне

По сути, почти то же самое, что и священники, а именно:

  • Благоговейно и со страхом Божиим посещать храм для участия в Божественной литургии.
  • Участвовать в таинствах Церкви, а особенно в таинствах Святого Причастия и Исповеди.
  • Молиться.
  • Читать и изучать Священное Писание.
  • Изучать основы православной веры, читать отцов Церкви. Постоянно духовно самообразовываться.
  • Понятное дело, что и священники, и миряне, кроме всего вышеперечисленного, должны еще быть образцами нравственного поведения, которое просто должно исключать пьянство, курение, ругань, блуд и т.п.

Каждый из нас, православных христиан, должен понять одну простую истину – вера сегодня требует от нас усилий. Впрочем, эти усилия были нужны всегда – достаточно вспомнить слова Христа: «Царство Небесное силой берется». И вот эту-то силу нам и нужно искать, чтобы быть христианами.

Подводя итоги, можно сказать, что в сегодняшней ситуации в большой мере виноваты мы сами – и духовенство, и миряне. И не только потому, что плохо молимся, небрежно служим и посещаем Литургию, но и потому, что многие годы поддерживали все те стереотипы, о которых мы писали выше.

Сельский священник несерьезно относился к своим пастырским обязанностям и вместо пастыря становился требоисполнителем, который отпевал и крестил всех подряд, потому что так меньше проблем и больше пожертвований. Ну, а миряне не особо заботились о том, чтобы серьезно относиться к своей вере, ведь независимо от этого и отпоют, и покрестят.

Сегодня ситуация стремительно меняется, и священнику снова нужно стать пастырем, а мирянину – прихожанином.

Вот как описывает Господь Иисус Христос идеальные взаимоотношения пастыря и паствы: «Пастырь добрый душу свою полагает за овцы… и овцы глас его слышат, и своя овцы глашает по имени, и изгонит их, и егда своя овцы ижденет, пред ними ходит: и овцы по нем идут, яко ведят глас его по чуждем же не идут, но бежат от него, яко не знают чуждаго гласа» (Евангелие от Иоанна 10 глава). Священник должен знать своих прихожан и ходить перед ними (т.е. вести их к Богу), а они, прихожане, должны знать своего священника и бежать от других. Тогда и захватов не будет, потому что, как сказал наш Блаженнейший, «наши верующие в своих храмах замки не срезают».

Источник: https://spzh.news/ru/zashhita-very/61461-pochemu-te-kto-schitajet-sebya-pravoslavnym-zahvatyvajut-khramy-upc

Написать комментарий