И вашим, и нашим, или по-другому - и не вашим, и не нашим...

И вашим, и нашим, или по-другому - и не вашим, и не нашим...

Проповедь протоиерея Иоанна Гончарова (г.Самара). Взыщите Господа, и жива будет душа ваша. Как искать Бога, когда Его «никто не видел никогда», живет Он в неприступном свете. В то же время Священное Писание говорит нам что Он недалеко от каждого из нас, и искать Его надо настоящим покаянием. Оно оживляет наши души, душа начинает видеть, слышать и понимать. 

Мы все, вроде как, каемся, но большая наша беда состоит в том, что нет у нас достаточной искренности в покаянии. Мы всегда держимся двумя руками за благополучие. А надо чем-то пренебречь в благополучии, чтобы приобресть Бога. Он нам сказал: «Вы ищите Царствие Божие, а все остальное приложится вам». 

Вот этой настроенности настоящего покаяния мы не имеем. И, к сожалению, мы всегда как-бы двоимся, находимся как-бы в двух измерениях, сидим на двух стульях – хотим и Богу угодить, и себя не оставить. Поэтому мы не получаем то оживление души, которое позволяет нам по-настоящему радоваться с Богом. Не верим мы Ему до конца, не доверяем мы Ему до конца, что Он нам все приложит, когда мы будем искать Царствие Небесное. 

Мы одним глазом смотрим на небо, а другим – на землю. Мы слишком глубоко вошли в свое земное притяжение, как в яму провалились. Бог понимает, что добровольного, как должно бы быть, покаяния Ему от нас не дождаться, и поэтому посылает нам скорби и всякие искушения для того, чтобы мы обратили внимание на то, что это благополучие, которое мы строим и которого мы ждем, оно совершенно нам не нужно. А то, что нам действительно необходимо, Бог всегда даст, ибо Он создал нас, наши тела и души. Апостол Павел говорит: «Не превращайте попечение о плоти в похоти». 

Вот именно в этом и состоит наш главный грех. Мы всегда свои попечения раздвигаем, углубляем, печемся над ними, время тратим, силы души вкладываем в свое это попечение, а для Бога почти никогда ничего и не остается настоящего. И вот в такой раздвоенности, в таком лукавстве мы, естественно, Бога не находим и не можем обрадоваться Ему по-настоящему. Ибо в живой вере, в духовной жизни, в том, что Бог нам велит – оживить душу, состоит настоящая радость веры, а мы даже не знаем, не имеем в этом собственного опыта, потому что не хотим переступить через своё окаянное самолюбие. 

Святой Великий пост нас подводит к этой черте, но переступить её или нет – это в нашей воле. Только искреннее желание, наше понимание, наше доверие и вера Богу могут помочь сделать этот шаг не дожидаясь, пока Господь скорбями, многими скорбями поведет нас этим путем. 

Поэтому нам надо подумать, почему же мы, исповедуя себя православными христианами, не работаем, не трудимся так, как от нас этого хочет Господь, всячески, везде и всюду, хотим совместить любовь к Богу и любовь к мирским благам, остаемся по сути теплохладными, т.е. и вашим, и нашим, или по другому – и не вашим и не нашим.

Святой Великий пост и предназначен для того, чтобы сдвинуть нас с этого лукавства, чтобы мы, наконец, подумали, поняли, что если мы  не сделаем этого шага, не оживим своей веры, то нам не видать никакой радости, а трудных испытаний, которые нас ждут впереди, нам не преодолеть – мы провалимся и поплывем по течению так же, как и сейчас мы уже это благополучно делаем. 

Святая Церковь Великим постом, а особенно днями последней, Великой седмицы, стремится приблизить нас к этому пониманию. Мы должны, наконец, честно сказать себе, что мы лукавые люди, и все время уклоняемся от работы Богу, и все время работаем на себя, а веру приспосабливаем к удовлетворению своих прихотей и похотей. Церковь понуждает нас задуматься об этом, молиться и каяться по-настоящему, или хотя бы воспитать в себе намерение, что когда-то мы должны переступить эту черту, и с радостью ждать и скорбей, и помощи от Бога. 

Переступить через свое самолюбие, открыть Богу свое сердце, обрадовать себя настоящей вечной радостью, т.к. вечность – это не где-то и когда-то, а она уже здесь и сейчас начинается, когда человек перешагнет в жизнь духовную, откажется от своих, хотя бы каких-то ложных намерений, и ощущает радость, радость своего спасения. Будем трудиться над тем, чтобы заставить себя наконец покаяться искренне, не уклоняться ни направо, ни налево, а явить Богу свое естественное, нормальное желание веры.

Когда мы каемся так, как обычно мы это делаем на исповеди, то мы все время врём, лжем, и главный наш помысел – мы пытаемся Бога обмануть. Разве можно обмануть Бога? Вот над этим своим лукавством мы и не задумываемся. Когда мы лживо каемся, то в глубине своей души любим свой грех, а раскаяться в нем как? – Чем же жить мы будем, если мы раскаемся? Поэтому мы изображаем покаяние. 

И когда мы так врём, к нам пристраивается отец лжи – лукавый дух, и начинает нам изобретать многоразличные углубленные аргументы нашего лукавства, и мы остаемся «при своих». А еще часто мы и на Бога ропщем – мол а как же нам по-другому быть? А в этой вот ситуации как же быть? Или в той или другой? И начинаем врать такой вот длинной чередой, пока не отойдем. Отступить от своего самолюбия и войти в любовь Божию, – в этом вся суть веры человека. Довериться Ему всем сердцем. И тогда что-то у нас получится. У кого это получится, будут самые счастливые люди.

Источник: Информационное агентство «Информ-Религия»

Написать комментарий