Слово в Великую Субботу: Кто любит своего Спасителя, тот не оставит Его гроба

Слово в Великую Субботу: Кто любит своего Спасителя, тот не оставит Его гроба

Слово в Великую субботу святителя Иннокентия Херсонского

Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше, глаголя: и благослови Бог день седмый. Сия бо есть благословенная Суббота, сей есть упокоения день, в оньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий, смотрением еже на смерть, плотию субботствовав, и во еже бе, паки возвращся (На Вечерн. стих. самогл. 4-я).

Таково величие настоящаго дня! Прошедшие дни были велики подвигами и деятельностью, а сей велик покоем. Велик, ибо в нем почил Тот, Кто превыше всех и всего; почил тогда, как совершил все; почил, чтобы потом никогда не почивать для блага рода человеческаго. Сама Церковь во всем продолжении времен от начала мира находит только один день, с коим можно сравнить настоящий. Это оный седмый день творения, в который, по сказанию Моисея, почи Бог от всех дел Своих, яже сотвори (Быт. 2, 2). Как велик должен быть день сей! Но и он был менее настоящаго. Нынешний покой больше онаго; ибо второй труд был больше перваго. Легче было создать весь мир и человека, нежели искупить их: в раю не было креста и для человека; а на Голгофе крест и для Богочеловека. И после сего-то великаго подвига крестнаго избран для успокоения день настоящий! Бог — Творец, после шести дней делания, почил в один — седмый; и Бог — Искупитель, после множайших дней труда, не избрал для успокоения более единаго дня — того же седмаго! О, остановись солнце, продлись драгоценный день! Да продлится покой Божественнаго Страдальца! Да закроются сии язвы! Да престанет течь кровь!

<…> Но что делать нам в то время, когда Господь наш так много делает за нас и для нас? — Следовать за Ним в духе с верою и любовию.
Господь во аде: снидем и мы за Ним мыслию во ад, дабы не сойти некогда туда самым делом; поставим себя на время в состояние тех, кои были заключены в темнице духов, и научимся содевать свое спасение со страхом и трепетом. Те, кои жили до явления Христова во плоти, увидели Его во аде: кто поручится, чтобы видели Его там и те, кои добровольно сходят во ад, после вознесения Христа на небо? Настоящая проповедь Христова во аде явно есть проповедь не повторяемая: ибо неповторяемо разлучение Его души с телом. Посему лучше и безопаснее всего содевать свое спасение, дондеже день есть; ибо придет для каждаго нощь, в которую, по слову Самого непрестающаго Деятеля, никто же может делати (Иоан. 9, 4).

Господь в раю: дерзнем о имени Его и мы вступить за Ним мыслию в рай, не для празднаго любопытства, как оные соглядатаи земли обетованной, осужденные за то умереть в пустыне (Числ. 14, 37), а для того, чтобы удвоить и утроить усилия свои для действительнаго вступления в отверзтыя крестом для всех врата рая. О, как много уготовано там обителей! И каждая отверзта для всякаго! 

Вот обитель веры и упования; в нее зовет отец верующих — Авраам, по вере вознесший сына на жертвенник. Вот обитель произвольной нищеты и самоотвержения: в нее зовет Моисей, лучше изволивший страдать с людьми Божиими в пустыне, нежели, нарицаясь сыном дочери Фараоновой, иметь временную греха сладость (Евр. 2, 24-25). Вот обитель терпения и преданности в волю Божию: в ней обитает Иов, умевший на гноище благословлять имя Господне. Вот обитель чистоты и целомудрия: в нее приглашают Иосиф и Сусанна, предпочетшие гонение и смерть утехам сладострастия. Вот обитель ревности по Боге и добродетели: ее предлагают Финеес и Илия, ревновавшие по Господе Боге Израилевом тогда, как почти все ревновали токмо о своих страстях. Вот обитель милосердия: в нее зовет Сам Господь премилосердый. «Приидите, говорит Он к милосердым, наследуйте уготованное вам Царствие (Матф. 25, 34); ибо что вы творили бедным, Мне сотворили».

Господь у Отца: не обинемся, братие, предстать за Ним и мы. Но с чем предстанем? — Или с добродетелию, или с покаянием: Отец Небесный приемлеть то и другое, только бы то и другое было освящено верою в кровь Сына Его. Предстанем и скажем Отцу Небесному о Его и нашем Иосифе то же, что сказано было некогда о сыне Иакова: мы совещахом о Нем злая, Ты же совещал еси о Нем и о нас благая. Ныне остави нам неправду и грех наш (Быт. 50, 20. 17); ибо отселе мы не будем иметь другаго руководителя в жизни, кроме Его, дарованнаго Тобою нам Спасителя и Господа.

В таковых и подобных размышлениях должны мы, братие, проводить время у сего гроба. И может ли быть лучше для сего время, как безмолвие нынешней ночи, которая для того и избрана из всех ночей Церковию, чтобы всецело быть посвящаемою на молитвенное собеседование с распятым Спасителем? — Но, к сожалению, многие из нас нисколько не пользуются сим прекрасным учреждением Церкви. Сколько ночей проводятся в суетах и забавах! А одной ночи не можем провести у гроба своего Спасителя; Он остается почти один, и мы являемся только к Его воскресению! Ах, братие, что если и Он оставит нас так, когда мы будем лежать во гробе? Не на осуждение глаголю сие (2 Кор. 7, 3); а чтобы показать, как мало мы обращаем внимания на средства к нашему освящению. — Кто любит своего Спасителя, тот не оставит Его гроба. Аминь. 

Источник: Сочинения Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического. Том V. Первая седмица Великого поста. – Страстная седмица. – Светлая седмица. — СПб.: Издание Маврикия Осиповича Вольфа, 1872. — С. 195-201. 

Печатается в сокращении


Написать комментарий