ПРИЗВАНИЕ СЕРБИИ – ПРОБУЖДАТЬ

ПРИЗВАНИЕ СЕРБИИ – ПРОБУЖДАТЬ

Интервью с журналистом Борисом Костенко. В доме «Федерации мира и согласия» на Проспекте Мира в Москве на Светлой седмице, 27 мая, от лица Сербской диаспоры вниманию зрителей был представлен фильм о Сербии «На земле Святого Саввы», снятый журналистом-международником Борисом Игоревичем Костенко. Фильм отразил миротворческую миссию Патриарха Московского и всея Руси Алексий II в 1994 году и военные действия, спровоцированные международным сообществом ради передела мiра.  Перед началом показа мы побеседовали с Борисом Игоревичем о славянском братстве и единстве. В ходе беседы возникло чувство, что русские и сербы испокон веков находились в неразрывном духовном единстве и миссия Сербии заключается в том, чтобы пробуждать  память и совесть славянского православного мiра.

– Борис Игоревич, расскажите, пожалуйста, немного о себе и о Вашей работе, с чего все началось?

– Я  много лет работаю с сербской темой, с историей русско-сербских взаимоотношений. Все началось в 1992 году. Тогда я работал в программе «Время» как журналист-международник. Сербский язык я учил в Московском Университете и никогда не думал, что он так мне пригодится по роду деятельности. В 1992 году в Югославии убили наших сотрудников Ногина и Куринного, мне было поручено заменить их и делать специальные репортажи – некому было работать. Тогда я впервые встречался с Младичем и с Караджичем,  шла война в Сербской Краине.

– Чему, в основном, посвящены Ваши фильмы?

– Главным было при создании фильмов показать исторический фон всех происходящих на Балканах событий, без его понимания разобраться в сути военных действий было невозможно. За последние 16 лет таких работ не было, в основном шли событийные программы без аналитической составляющей, которые не затрагивали глубинных пластов.

– Преподобный Серафим Саровский оставил нам пророчество о том, что наступит время, когда славянские народы объединятся в одной державе. Как Вы относитесь к этому пророчеству?  

– Говоря о духовном единстве наших народов, надо отметить, что оно было неразрывным на протяжении веков. Если говорить о последних временах, то единое информационное пространство частично восстановлено, культурные связи укрепляются, как никогда раньше. В Советское время и время Броза Тито наши народы находились в изоляции. Нам делить нечего, у нас единые славянские корни, похожий язык, одна вера и общие братские могилы в Первую и Вторую мiровые войны. Как православный человек к пророчеству отношусь с уважением, пониманием и с упованием на его свершение. Мои фильмы и несут идею того, что сербский народ абсолютно нам братский, даже так: это мы сами и есть. Поэтому первые разговоры в международном сообществе о вводе санкций против Югославии в 1992 году мы принимали на свой счет. Для обычных людей, которые не читали многого из истории, по ощущениям понятно: все, что Запад предпринимает против Сербии,  направлено против России. Нас на Западе не любят одинаково. Это нас еще глубже объединяет. В целом, мною создано 4 фильма: «Остров Сербия», «На земле Святого Саввы» и фильмы о Черногории и  Боснии с Герцеговиной, рассказывающие через историю русских добровольцев о нашем братстве.

– Почему русские люди шли добровольцами воевать в Сербию, ведь официальные власти не объявляли призыв, и в Российских СМИ  отражалась прозападная Козыревская позиция относительно Югославии?

– Шли сражаться за тот Православный мир, за те устои, которым был брошен вызов именно на территории бывшей Югославии. Здесь откровенно столкнулись интересы двух цивилизаций, Востока и Запада. Российская предательская прозападная международная политика именно и побуждала людей идти  на фронт добровольцами, чтобы искупить вину России перед Сербией, смыть кровью позор, пережитый за нашу власть, за действия Российских дипломатов. Шли ради искупительной жертвы. Многие сербы так это и понимали. В моем фильме один старый черногорец говорит: «Мы знаем, что русский народ это не есть официальные власти в Москве. Русский народ един с нами по духу». Говоря о славянском единстве, надо признать, что действительно существует пока только русско-сербское единство, славянский мiр велик, но костяк единства находится в России и Сербии.

– Все ли русские добровольцы были православными людьми?

– Даже если приходили  светскими или советскими то, становились православными. Многие принимали крещение от сербских священников, особенно в Боснии и Герцеговине. Само противостояние вражеским силам очищало сознание и объясняло, за что идет борьба. На войне атеистов не бывает.

– Многие Русские люди почитают Сербского святителя Николая Велимировича и преподобного Иустина Поповича. Говорят, что их слово проникает прямо в сердце. Какое у Вас к ним отношение?

– Это духовные вожди Сербского народа. Отметил бы, что сама сербская речь ясно выражает смысл. Часто приходится поражаться тому, как простые люди высказывают очень глубокие мысли ясно и четко. Сербский язык обладает особенностью пробуждать самим строем мысли и логикой, сербы говорят очень образно, всегда понятно, что они хотят сказать, без витиеватости, гармонично, всегда присутствует евангельская простота. Сам я к Владыке Николаю отношусь очень хорошо, у меня дома на стене висит его молитва-благословение.

– В Сербии люди, любящие Россию, как правило, являются монархистами. Что бы Вы сказали по этому поводу? Является ли это главной объединяющей силой наших двух народов?

– Не все сербы монархисты, многие вышли из титовской шинели, тогда была сильная антирусская и антисоветская пропаганда, но половина сербов действительно монархисты и понимают, что именно такой государственный строй должен быть на наших землях. Мало кто знает, что бабушка Царя Иоанна Грозного была сербкой из княжеского рода Якшичей, она вышла замуж за русского князя Глинского, здесь в Патриархии хранится подарок Царя Иоанна, серебряная чаша. Надо помнить, что именно в Сербии в 1937 году был прославлен Русский Царь Мученик Николай вместе со своей семьей. И Русский Царь Николай и Сербский Король Александр Карагеоргиевич, убитый накануне Первой мiровой войны,  являются яркими образами жертвенности. Те, кто понимает эту жертвенность,  не могут представить себе иного развития событий, кроме монархического устройства общества.

Беседовала Екатерина Васильева

СПРАВКА: Боpиc Игоpевич Коcтенко (14 сентября 1960) — журналист.
Окончил Центральный государственный институт физической культуры и международное отделение факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова; с 1986 г. работал в Гостелерадио СССР, был ведущим программ «Время», «Международная панорама», специальным корреспондентом программ «Семь дней», «До и после полуночи»;  с 1991 г. работал в Российской государственной телерадиовещательной компании Останкино" ведущим программ «Новости» и «Время», комментатором еженедельной информационно-публицистической программы «Воскресенье»; был соавтором и ведущим программы «Русскiй мiръ»; в дальнейшем до весны 2001 г. занимал должность директора Дирекции информационных, общественно-политических и спортивных программ Московского телеканала; автор нескольких телевизионных фильмов; мастер спорта по современному пятиборью.

В 1992 г. снял в соавторстве с И. Михайловым и режиссером Е. Поздняком телевизионный документальный фильм «Кому нужна эта война. Приднестровский дневник», вслед за показом которого был отстранен от ведения программ «Новости». Снятый в 1993 г. фильм Б. Костенко и режиссера Е. Поздняка «Остров Сербия», призывавший к всемерной помощи братскому славянскому народу, был отмечен специальным призом жюри на международном кинофестивале «Золотой Витязь» в Югославии.

В 1992 г. вместе с тележурналистом А. Денисовым создал программу «Русскiй мiръ», за которую в 1995 г. был удостоен награды Патриарха Всея Руси Алексия II с формулировкой «За создание лучшей национальной программы».

Выступал в марте 1995 г. на слушаниях в Государственной Думе против передачи ОРТ функций общенационального телевидения.


По материалам сайта «Информ-Религия»

Написать комментарий