Все совершается непостижимым промыслом Владыки

Все совершается непостижимым промыслом Владыки

Сказанного здесь* достаточно для тех, которые благочестно и благопокорно подклоняют свои выи под иго Священного Писания. Но так как не все званные суть и избранные, по слову Евангелия, то для большего удостоверения тех, которые сомневаются в истине, необ­ходимо мне привести доказательства и из писаний свя­тых отцов. Великий отец наш Василий, в шестой бе­седе на шестоднев, изобличив сначала этот звездогадательный обман и показав его ложным и во всем достойным смеха, присовокупляет, говоря: «Но они не останавливаются на сем одном, а приписывают небесным телам причину и того, в чем властно произво­ление каждого из нас, то есть, причину расположения к добродетели или к пороку. С одной стороны смешно оспаривать их, а с другой, поелику многие заражены сим заблуждением, может быть, необходимость требует не оставлять сего и в молчании.

Итак, прежде всего, спросим у них: не каждый ли день тысячекратно изменяются фигуры из звезд? Ибо, так называемые, планеты непрестанно движутся, и одни скорее друг с другом сходятся, а другие совершают медленнейшие обращения, часто бывают в один и тот же час и в виду одна у другой и сокрыты друг от друга. А в минуту рождения, как они говорят, весьма великую имеет силу – быть в виду у благотворной или злотворной звезды. И нередко, по незнанию одной само­малейшей доли, не найдя времени, по которому звезда показывала себя благотворною, описывали ее, как состо­ящую в числе неблагополучных. Ибо я вынужден упо­треблять собственные их выражения.

Но в словах их конечно много неразумного, а гораздо больше – нечестивого. Ибо злотворные звезды при­чину своей злотворности переносят на Творца своего. Если зло им естественно, то Создатель – творец зла. А если они делаются злыми по произволению, то, во-первых, они суть живые существа, одаренные произволением, предающиеся непринужденным и свободным стремлениям; утверждать же сие о вещах неодушевленных есть верх безумия. Потом, сколько несообразно с разумом, чтобы зло и добро уделялось каждому не по достоинству, но чтобы звезда была благотворною, потому что находится в таком то месте, и чтобы она же де­лалась злотворною, потому что усматривается под та­кою то звездою, и опять тотчас забывала бы свою злокачественность, если несколько уклонилась от известной фигуры! И о сем довольно.

Если же в каждое мгновение времени взаимное положение звезд из одного вида превращается в другой, а при бесчисленности таковых перемен, не один раз в день составляются очертания, показывающие рождение царей, то почему не каждый день родятся цари?Или по­чему достается им царство по наследству от отцов? Ибо, конечно, не всякий царь тщательно соображает рож­дение своего сына с царственным очертанием звезд. Да и какой человек властен в этом? Как Озия родил Иоафама, Иоафам Ахаза, Ахаз Езекию? И ни одному из них не случилось родиться в час рабский?

Сверх того, если начала поступков порочных и добродетельных не от нас зависят, но необходимы вследствие рождения, то напрасно существуют законода­тели, определяющие, что нам делать, и чего не делать, напрасно существуют и судьи, награждающее добродетель и наказывающие порок. Ни вор, ни убийца не виновен в преступлении: ему, если бы и хотел, невоз­можно было удержать руки, потому что к сим поступкам неизбежно побуждала его необходимость. А всех более обманываются трудящиеся над искусствами. Напротив того, земледелец соберет обильные плоды, не бросая и семян в землю и не точа косы, а купец обогатится, хочет ли того, или нет, потому что судьба соберет ему кучу денег. Великие же надежды христиан обратятся у нас в ничто, потому что ни праведность не будет почтена, ни грех осужден, так как люди ни­чего не делают по собственному произволению. Ибо где господствует необходимость и судьба, там не имеет никакого места воздаяние по достоинству».

Так, по особенному внушению действовавшего в нем Святого Духа, говорит божественный Василий, который и предал это благочестивым. Потщимся же всею силою следовать его учению, если хотим быть благочестивыми в божественных предметах. Послушаем же и то, как блаженный Григорий Богослов, согласно с Василием рассуждает и пишет в своем слове о любви к нищим, в котором, испытывая причины случающихся с людьми злоключений, каковы – недуги и нищета, также – причины благоденствия, откуда и от чего происходит то и другое, и рыдая о тех, которые ложно признают все самослучайностью и приписывают какой то судьбе или счастью, смотря по тому, чему кто достался в жребий, относя все к движению звезд, – говорит о них: «Таковы те, о которых мы говорим. Они не хотят допустить, чтобы Бог был мудрее их. И если случится им недоумевать о каком-нибудь происшествии, то, вместо того, чтобы или самим потрудиться в изыскании причины оного, в той надежде, что может быть трудолюбивому исканию подастся истина, или посоветоваться о сем с людьми, которые мудрее и духовнее их, так как и мудрость есть одно из дарований, и «не во всех разум» (1Кор. 8, 7), или чистотою жизни уловить ведение и поискать мудрости у Источника премудрости, – они, по причине невежества, обращаются к тому, что ближе к ним, и ложно мудрствуют, что все в этом мире совершается без всякой разумной причины, потому что сами не понимают причины совершающегося. И таким образом, по причине своего невежества, становятся мудрыми, или от излишней, так сказать, мудрости делаются немудрыми и несмысленными. Оттого некоторые изобрели счастье и самослучайность – такой вымысел, который действительно только случайно ими придуман. Другие придумали какое-то неразумное и неотклонимое владычество звезд, которые по своему произволу сплетают, или, лучше сказать, невольно принуждены сплетать судьбу нашу посредством соединения и противостояния планет, и общего господствующего движения. Но эти, как я сказал, будут отвергнуты, так как еще прежде нас слово Божие осудило их, говоря: «омрачися неразумное их сердце. Глаголющеся быти мудри, обьюродеша, и измениша славу нетленного Бога»(Рим. 1, 21–23), исказив какими-то баснями и тенями всеобъемлющий Промысл. Мы же, если только, как существа разумные и служители Слова, внимаем разуму, не должны ни сами придумывать подобных чудовищных мнений, ни принимать мнения тех, которые так думают, сколько бы ни был изворотлив язык их в составлении нелепых умствований и учений, и как бы ни была обольстительна новизна их вымыслов».

Понятно ли для нас, что этот божественный отец признает бессмыслием учение о рождении и бесовский страх пред ложным мнением о влиянии звезд, и что в это нечестие уклонились некоторые только потому, что не могли уразуметь причины различных устроений божественного промысла. Бежим от их учения, и поймем, что все управляется и совершается непостижимым промыслом Владыки и Его неизглаголанною премудростью, а не соединением и разъединением звезд!

Преподобный Максим Грек

*Прим. ред.: см. статьи «Бог научает на Него одного возлагать надежду», «Звездозрительное раболепство бесам».

 

Написать комментарий