О седмице

О седмице

Оставьте же, хотя поздно когда-нибудь, упрямство и научитесь истине, если и не от других, то, по край­ней мере от блаженнейшего Сильвестра, папы Римского, который, подобно светилу, всю вселенную облистал сиянием своих словес. Этот блаженный, как повествует написанная о нем книга, был в совершенстве украшен всякою мудростью и еллинскою, и римскою; когда же сподобился «одежды нетления» и был напоен«нелестным словесным млеком»(1Пет.2:2), то, уразумев преобладав­шую тогда в мире по всей вселенной прелесть звездочетцев, которые и дни седьмицы прозвали именами пла­нет, как и до сих пор привыкли называть латиняне, возненавидев эту прелесть и, руководствуясь апостольским и архиерейским рассуждением, переименовал дни по числу их, дав им название более благо­честивое. И первый день, в который совершилось всемирное воскресение Спасителя, назвал днем Господним, следующий за ним (понедельник) назвал вторым, посвятив его блаженным бесплотным силам, которые суть вторые светы после Первого Безначального и Непостижимого Света; следующей за тем, который у нас называется (вторник), посвящен святому Иоанну Пред­тече. Следующий за сим день (среда) назвал четвер­тым, посвятив его Животворящему Кресту и Божией Матери. А который следует за ним (четверток) наз­вал пятым, посвятив святым апостолам; следую­щий за ним (пятницу) назвал «параскеви», то есть приготовление, который по числу есть шестой от недели, посвятив его Животворящему Кресту и Богоматери. А следующий за ним седьмой, который у евреев назы­ваетсясуббота, то есть покой, оставил с этим наименованием и посвятил его всем вообще святым мученикам, так как их подвигами и святою кровью Святая Церковь Христа Спасителя освобождена от гоне­ний и прекратились бесчисленные ее труды и печали. И это не напрасно изобрел блаженный, но желая искоре­нить из ума верных наблюдение за планетами, что благодатью Христовою и молитвами святых Его, и со­вершилось в восточных церквах и до сих пор со­храняется всеми благочестивыми. По этой причине уста­новлено святыми отцами для верующих каждый день седьмицы на вечерни воспевать приятно и равномерно составленные песни и пения во славу Божию и в по­хвалу тех святых, которые случаются на каждый день, и которые, будучи воспеваемы, освящают умы верных, отгоняя от них всякую бесовскую и языческую лесть и вливая в них немалое духовное наслаждение; об Аполлоне же и Артемиде, Меркурие и Марсе, о Юпи­тере, Венере и Сатурне воспоминания нет у них и следа. Все это они отвергли, предоставив сие еллинам и египтянам, повинуясь изречению Святого Духа, пове­левающего:«яко да не возглаголют уста моя дел человеческих, за словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки»(Пс. 16, 4). И опять:«не помяну же имен их устнама моими. Господь часть достояния моего и чаши моея»(Пс. 15, 4–5). Какие же это жестокие пути (от которых сохранил себя пророк), как не злочестивые учения и предания богоборных звездоблюстителей, а в особен­ности наблюдения злочестивейшего «Альманаха» касательно дней и часов и мгновений, которыми он, как бы пу­тями какими, ведет к погибельной пропасти послушающих его и делает это не только мысленно, но и чув­ственно.

Преподобный Максим Грек

Написать комментарий