Будем просить милости Божией себе и другим

Будем просить милости Божией себе и другим

– Геронда, когда я молюсь о ком-нибудь и почувствую вдруг умиление, то тогда прекращаю молиться о том человеке и молюсь о себе самой.

– Почему? Что, разве тот человек уже не нуждается в молитве?

– Нуждается, геронда, но я хочу в это время молиться о себе, потому что не знаю, когда в другой раз почувствую умиление.

– Отлично: ты, значит, будешь наслаждаться, а про другого говорить: «Да ну его»? По крайней мере, творя молитву, говори: «Помилуй нас». «Нас» заключает в себе и тебя, и всех остальных. Я, когда молюсь, говорю: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Помилуй всех и меня, непотребного».

Очень полезно делить молитву на три части: первая – молитва о себе, вторая – о живых и третья – об усопших. Хотя и в этом случае о себе мы молимся больше, чем обо всех остальных, потому что я один, а живых и усопших бесчисленное множество.

– Геронда, я чувствую, что мне всей моей жизни не хватит, чтобы испросить милости Божией.

– Бог тебя помилует. Только молись просто и постоянно, прося смиренно Его милости для себя и для всех людей. Когда мы просим милости Божией и подвизаемся без лишнего страха, смиренно и любочестно, то Бог подаст и нам и всем другим всё необходимое.

– Может, геронда, помимо милости Божией нужно просить и чего-нибудь ещё?

Милость Божия включает в себя всё. Но если есть необходимость в чём-то конкретном, то можешь попросить это у Бога.

– Геронда, святой Василий Великий говорит: «В молитве, после того как воздашь славословие, проси только Царствия Небесного». Что он имеет в виду?

– Имеет в виду, что нужно прежде всего просить Царствия Небесного, а потом всё остальное, как сказал Господь,«приложится вам», не надо просить и то и сё, забывая главное.

– Геронда,Священное Писание говорит, что нужно молиться обо всём. Однако святые отцы избегали молиться о собственных нуждах. А мне как молиться?

Молись обо всём, что необходимо душе, и меньше внимания уделяй потребностям тела. И в молитве «Отче наш», когда мы говорим:«Хлеб наш насущный даждъ нам днесь», – просим не только телесной пищи, но и того, что нам необходимо, чтобы жить по духу, как хочет Бог. Однажды в каливе Честного Креста вместо вина, которое я намеревался пить по чуть-чуть для пользы своего больного кишечника, из монастыря мне принесли по ошибке большую бутылку уксуса. Я ничего не сказал, потому что подумал, что так было угодно Богу. Прошло примерно сорок дней, и из-за дождевой воды, которую я пил, состояние здоровья ухудшилось. Один день было очень плохо. Я сильно хотел пить, но боялся, потому что накануне много пил, а потом всю ночь мучился. В какой-то момент я зашёл в храм, чтобы зажечь лампадки, и увидел у иконостаса под иконой Богородицы бутылку вина. Бутылка была моя собственная, я её узнал; но кто в неё налил вино? Никто в эти дни не заходил ко мне, и сам я много раз заходил в храм, но бутылки у иконостаса не было. Вино было терпкое, как раз как мне нужно. В тот же день мне принесли из монастыря большую бутылку вина.

– Геронда, если я чего-нибудь от всего сердца попро­шу у Бога, Он даст мне это?

– Если это будет тебе на пользу, то даст; а если нет, то как же Он тебе это даст? Знаешь, что случилось с евреями, которые требовали, чтобы Бог дал им царя, несмотря на то, что Господь их предупредил, что они к этому не готовы? Царём стал гордый Саул, который обложил их большими налогами и мучил.

Часто нам кажется, что просимое нами у Бога, хорошо и полезно, а на самом деле нет. Но Бог, Который по природе благ, знает, что нужно каждому. Поэтому будем говорить: «Боже мой, помысел говорит мне, что это мне будет полезно. Но Ты лучше знаешь, что нужно моей душеДа будет воля Твоя». Так что если мы от сердца скажем: «Да будет воля Твоя», – то совершится воля Божия, совершится то, что на самом деле будет полезно нашей душе.

Преподобный Паисий Святогорец

Написать комментарий